Тропинка 4, 1994 г.
Ласка
(Легенда)
Ты никогда не видел ласку?.. Неужели она не живёт под вашим амбаром?.. А в вашем огороде?.. Не повезло тебе. Только из-за одной её красоты стоит отыскать её в поле, принести домой, соорудить ей нору под амбаром или в огороде и заботиться о ней. Только Бог мог создать такое красивое существо! Она белая-белая, как снег на Эльбрусе. Ушки всегда прямые, сама такая стройная, что пролезет через кольцо. А походка! Словно княжна! Бывают и коричневые с белой грудкой и с такими же лапками.
Кабардинцы с давних времён считают ласку вроде как талисманом. Её не только не убивают, но даже не обижают грубым словом. Обидеть ласку они считают великим грехом. И ласка понимает это и во двор или в огород, где она живёт, не пускает ни мышей, ни хомяков, ни змей. Много рассказывают про ласку, и я, хочу рассказать одну легенду.
У подножия горы косари соорудили шалаш, а сами косили сено высоко в горах. Повар - плотный весёлый мужчина - готовил обед для косарей: в казане варил мясо - шурпу. Паста (крутая пшённая каша) была уже готова. Он отставил её в сторону. Затем попробовал мясо и отправился в шалаш за солью - ему показалось мясо недосоленным. Только он сделал несколько шагов - и вдруг остановился как вкопанный: перед ним стояли белая как снег ласка, а рядом - коричневый с белой грудкой её детёныш.
„Бог ты мой! - вскрикнул повар. - Что это за чудо! В жизни не видел детёныша ласки! Какой ты красивый! Божие создание! Иди сюда, я тебя молоком напою".
Повар взял руки детёныша, занёс его в шалаш, налил в тарелку молока, накрыл тарелку и детёныша ситом и пошёл солить мясо. А ласка-мать бегает вокруг шалаша, в тревоге заглядывает в него, но не находит своего малыша. Зайти же в шалаш боится. Велико было горе ласки-матери. Она плакала настоящими слезами и, наверное, и, наверное, думала: „Человек убил моего ребёнка. Я его дом, двор, огород охраняю, в шалаш змей не пускаю, а он оставил меня без наследства".
Говорят, что в слюне ласки имеется страшный яд, капля которого может убить десятки людей. Но им ласка пользуется в исключительных случаях. Никто ещё не слышал, чтобы она применила яд против человека. А в этот раз...
Прячась в траве, ласка осторожно приблизилась к очагу, по деревянной стройке поднялась, наклонилась над казаном и ... плюнула в казан, где варилось мясо, быстро спрыгнула, спряталась и стала наблюдать, что будет дальше...
Подошло время обеда. Косари спустились с гор, шумно умылись и сели за длинный стол обедать. Повар вышел из шалаша... с детёнышем ласки на ладони и показывает косарям: „Смотрите на это Божье создание! Какое великолепие! Только Бог может создать такую красоту!" Все смотрят, удивляются, гладят шершавыми руками. Повар отпускает малыша со словами: „Иди теперь к матери, шалун". Ласка-мать видит всё это и начинает понимать, что совершила непоправимую ошибку, мечется между очагом и детёнышем. И вдруг, увидев, что повар идёт к очагу за мясом, она рванула вперёд, опередила повара, молнией поднялась над очагом и у всех на виду бросилась в казан с мясом. Повару пришлось вылить мясо из казана.
Вот так ласка спасла косарей от смерти. От смерти, которую приготовила им сама.
Из кабардинского детского журнала „Нур"