Тропинка 1, 1992 г.
В Баргуре руки учатся читать
Дорис Фихтнер
Каннан сумел вытащить шёлковую нить из кокона. Осторожно держит он её в своей руке. Его счастливое лицо выражает радость. И Шанти радуется вместе с ним.
Каннану четырнадцать, Шанти же только шесть лет. Они живут в Баргуре - в миссионерской школе для слепых. Они здесь, потому что глаза их ничего не видят. Однако руки их научились многое различать и уши их слышат то, чего не слышим мы.
Каждое утро Каннан идёт на спортивную площадку. Там он занимается на двенадцати спортивных снарядах. Свою тонкую циновку, на которой он спит, и лёгкое одеяло он всегда аккуратно складывает. Каждый день он надевает чистую рубашку, каждую субботу он сам стирает свои вещи и развешивает их во дворе школы. Он даже пытается гладить свои рубашки и сам, взяв у заведующей нитки и иголку, пришивает оторванную пуговицу.
Годы ушли на то, чтобы всему этому научиться. И сейчас он радуется, что может выполнять свои ежедневные обязанности. Каннан - лучший ученик в пятом классе. Усваивает он очень быстро, и у каждого он хочет чему-то научиться. Почтальона он просит объяснить ему назначение марок; повар берёт его с собой на базар закупать овощи, и Каннан определяет качество фруктов и овощей по запаху и на ощупь. Может он различать и деньги, когда подходит его очередь платить. У садовника он научился перекапывать грядки, а при помощи шнура и определённой длины палки он научился сажать и сеять. Выращенные овощи ребята продают потом на базаре.
По субботам, после обеда, Каннан едет со своей Библией домой, в свою деревню, и дети со всей деревни собираются вокруг Каннана и его родителей. Они удивляются самостоятельности своего друга. Он их даже может кое-чему научить: рукоделию, песням, игре на музыкальном инструменте. Когда он при помощи пальцев читает из Библии, то простые люди едва узнают в этом уверенном в себе и сияющем парне того мальчишку, который четыре года тому назад сидел никому не нужный в углу своей хижины, которого кормила мать с ложечки и постоянно ругал отец. Многие индийцы считают слепоту наказанием Божьим и позором. Плохие друзья часто спаивали мальчика и пьяного пускали через деревню. Один миссионер нашёл его и привёз в Баргур. То, чему Каннан за четыре года научился в школе, вызывает сейчас у его соседей большое уважение. Его пример изменяет отношение слепых к своей жизни больше, чем многие слова.
Шанти попала в Баргур, школу для слепых, так. Однажды детский хор школы давал концерт. На него были приглашены жители окрестных деревень. Пришла и тётя Шанти и узнала, что слепым детям здесь оказывают помощь.
Шанти была единственным ребёнком у родителей, которые сами были больны и стыдились того, что у них родилась слепая дочь. Поэтому родители отдали Шанти в детский дом. В течение пяти лет они её ни разу не навестили. В детдоме никто толком не заботился о слепом ребёнке. Как и всех детей, Шанти кормили, одевали, мыли. Ей просто сохраняли жизнь. С ней никто не разговаривал, никто с ней не играл. Все думали: этот ребёнок всё равно ничего не понимает. Другие дети в детдоме играли с игрушками, ползали по комнате для игр. Шанти же лежала в своей кроватке тихо и безучастно. Дети боялись её мёртвых глаз. Со временем Шанти стали сажать на порог комнаты. Она качалась из стороны в сторону и протирала глаза. Когда она хотела есть, то начинала плакать. Она не умела разговаривать. Шанти еле-еле научилась ходить, не могла ни одеваться, ни раздеваться. Кушать сама также не могла. К счастью для Шанти, её тётя попала на концерт и узнала о школе для слепых. Родители принесли свою дочь в Баргур и оставили её там.
Сначала врач школы определил, что у Шанти вши, глисты и что она страдает кожной болезнью. Девочка была очень худенькой. Часто она попадала в больницу. Иногда заведующая дни и ночи напролёт оставалась в больнице возле неё, и девочка начала чувствовать любовь.
В школе учителя старались её кое-чему научить. Многое она усвоила за короткое время, но выражение её лица было безучастно. И когда она оставалась одна, она сидела, покачиваясь из стороны в сторону, и протирала свои глаза.
Как можно было помочь этой одинокой девочке? Учителя уже думали, что её невозможно научить говорить. Так прошёл её первый учебный год. Летом, во время каникул, учителя и ученики разъехались по домам. Шанти не могла поехать домой, родители не хотели её возвращения. Шанти осталась на всё лето в Баргуре с заведующей школой и её дочерью Джуаной. Во время этих шести недель совершилось чудо! Джуана часто приглашала Шанти к себе домой, терпеливо ей всё объясняла. Она заставляла Шанти повторять за ней разные упражнения, гуляла с ней по саду, бегала по улице. Она не критиковала её, но любовью и терпением завоёвывала сердце своей маленькой подруги. Они ходили к кроликам и курам, а также в сарай к корове. Теперь часто можно было заметить, что лицо Шанти, ранее безучастное, теперь светилось радостью, когда она играла со своей зрячей подругой.
Однажды Джуана играла на флейте, и вдруг Шанти протянула к ней руку и сказала: «Дай мне». Это были её первые слова. За ними последовали другие. Иногда подруги даже спорили. После размолвки Джуана обычно обнимала свою подругу, гладила её, приветливо разговаривая с ней и вытирая ей слёзы. Постепенно маленькая слепая девочка преодолела страх, разочарование и неуверенность. В её сердце нашлось место новым чувствам.
Когда учителя и ученики после каникул вернулись в школу, они заметили эту чудную перемену, происшедшую с Шанти, которая, правда, ещё не могла так быстро и правильно говорить, как другие дети, но уже могла заниматься в школе.
У Шанти теперь много друзей. Может быть, и она, как Каннан, когда-нибудь вернётся в своё село и принесёт своим больным родителям то, что означает её имя. Шанти - означает мир, мир с Богом.