+7 (905) 200-45-00
inforussia@lio.ru

Вера и Жизнь 1, 2014 г.

Миротворчество

Александр Тарасенко

Блаженство миротворцев на фоне человеческой агрессивности

Седьмая заповедь блаженства в Нагорной проповеди столь же необычна, как и остальные восемь. Заметно, что Иисус как Учитель сильно отличался от тогдашних мудрецов Израиля, а Его учение слушатели воспринимали как новое (Мк. 1:22, 27). Если же учесть, что еврейская мудрость вообще не укладывалась в рамки формальной логики греко­римских философов и моралистов того времени, то удивление слушателей Иисуса выводит Его учение за рамки даже этой необычной мудрости. Это удивление отмечено неоднократно и по­разному. Интересно, что врач Лука, лучший среди евангелистов как писатель, употребляет разные слова для выражения удивления от чуда и учения (Лк. 9:43). Иоанн также отмечает удивление иудеев тем, что Иисус из Назарета оказался достаточно мудрым без обязательного в то время обучения у раввинов (которое, например, в Иерусалиме у Гамалиила получил еврей диаспоры Шауль из Тарса). Все это подчеркивает особенность ситуации: необычный Учитель дает неслыханное прежде учение. Его заповеди блаженства удивляют высоким уровнем требований духовного мужества и самопожертвования.

Практика показывает, что быть миротворцем – дело нелегкое, да и порой неблагодарное. Многие люди или не умеют быть миротворцами, или просто не хотят. У них даже не возникает мысли о миротворце как персонаже для подражания. Агрессия в явной или скрытой форме была присуща людям во все времена. Героями считаются такие люди, как Ахилл,который в «Илиаде» характеризован, словно персонаж нынешних голливудских блокбастеров: «Грозный, который ахеянам тысячи бедствий соделал: //Многие души могучие славных героев низринул// В мрачный Аид и самих распростер их в корысть плотоядным // Птицам окрестным и псам». Известно, что Александр Македонский хранил под подушкой свиток «Илиады» и кинжал. Уже в школе дети видят,что в «Герое нашего времени» центр внимания – поручик Печорин, дуэлянт и разрушитель, а не миролюбивый штабс­капитан Максим Максимыч. Даже противники Дарвина на практике (или, как сейчас принято говорить, «по жизни») действуют строго в согласии сего наблюдением за животными. Дарвин пришел к выводу, что в дикой природе выживает сильнейший. К этому же выводу пришли и те из его критиков, которые в своей карьере не гнушаются методами дикой природы.Именно по причине этого редкого стремления человека к миротворчеству необходимо внимательней посмотреть на седьмую заповедь блаженства в учении Иисуса Христа.

К сожалению, кроме Нагорной проповеди, слово «миротворцы»более не встречается в Библии. Однокоренные слова, но в качестве других частей речи, присутствуют дважды. В Притчах Соломоновых (10:10) –это глагол в конце стиха, но эта концовка присутствует только в Септуагинте (я никогда не встречал ее в современных переводах). В Послании к колосянам (1:20) – это причастие«умиротворив», относящееся к Божественному акту примирения через жертву Иисуса Христа. Подобная редкость употребления этого слова не позволяет найти в еврейском или арамейском языках точного эквивалента. У древнегреческих классиков это слово также встречается весьма редко. В «Греческой истории» Ксенофонта им обозначены парламентеры на мирных переговорах («ходатаи о мире»), а в «Никии» Плутарха это звучит так:«Задорная молодежь спорила с людьми миролюбивыми и степенными». В еврейской литературе оно встречается однажды в«Специальных законах» Филона Александрийского как характеристика Бога в словосочетании «Миротворец и Мироохранитель».

Получается, что до этих заповедей блаженства, открывающих самую главнуюи объемную из общественных проповедей Мессии, никто и никогда не благословлял миротворцев как сынов Божиих. По сути это благословение есть призыв к ученикам Мессии быть миротворцами. Конечно же, такие люди всегда встречались в различных культурах, иначе человечество давно бы истребило себя взаимной враждой, которая даже доходит до такого ожесточения, что «враги человеку – домашние его».Однако древние упоминания о миротворцах настолько редки, что создается впечатление, что они не были примером для подражания. Их явно не выбрали бы в категорию «герой года».

Следует отметить, что все заповеди блаженства заканчиваются упоминанием какой­либо награды. Каждая из них по­своему характеризует подведение итогов, которое приводит одних к разочарованию и печальной смерти, других же – к торжеству веры и доброй памяти потомков.Известные нам рассуждения древних мыслителей о старости подчеркивают,насколько важно уйти в мир иной с почестью и благословением свыше (ср.2 Тим. 4:7–8). Мессия также говорит, что никто из Его страждущих последователей не остается без воздаяния (в принципе недоступное тем,кто отверг страдания за Благую весть). Чтобы лучше осознать ценность награды миротворцам, следует внимательно посмотреть на остальные награды:

«ибо их есть Царство Небесное» – явный антитезис известному раввинистическому утверждению «Весь Израиль имеет долю в мире грядущем»;

«ибо они утешатся» – зеркальная награда, напрямую связанная с видом страдания;

«ибо они наследуют землю» – прямая цитата из Пс. 36:11;

«ибо они насытятся» – зеркальная награда, основанная на игре слов;

«ибо они помилованы будут» – зеркальная награда, напрямую связанная с характером верующих;

«ибо они Бога узрят» – награда Моисея и 73 человек,которым было дозволено увидеть Бога (Исх. 24:9–11;33:18–23);

«ибо они будут наречены сынами Божиими» – единственная награда в виде почетного титула;

«ибо их есть Царство Небесное» – повтор награды первого из блаженств;

«ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас» – приравнивание последователей Христа к героям веры еврейской истории.

Итак, миротворцы отмечены особо. Ныне это воспринимается более как поэтическое выражение, чем реальный статус. Однако тогда подобная награда была довольно высокой, ибо в Танахе сынами Божиими называются как ангелы, так и люди, и порой даже трудно определить, к кому именно относится это выражение: Быт. 6:2; Иов, 1:6; 2:1; 38:7; Пс. 28:1; 81:6;Ос. 1:10. Кроме того, это благословение миротворцев ставит под сомнение известную иудейскую концепцию: «Даже если они полны недостатков,они зовутся сынами».

Такое возвышение миротворцев прозвучало сильным диссонансом с представлениями экзальтированных фанатиков об освободительной борьбе.Кроме того, это выглядело аллюзией на две национальные катастрофы в прошлом, спровоцированные наивным убеждением в том, что Творец Вселенной всегда должен защитить Израиль от внешних врагов. Так,разрушение Храма в 587–586 гг. до н. э. случилось вопреки фанатичной вере евреев, не желавших слушать пророка Иеремию и даже преследовавших его. А в 63 г. до н. э. Иерусалим был взят войсками Помпея, который осмелился войти в Святое святых. Помпей же появился в Палестине по просьбе одного из Хасмонеев, воевавшего за царскую корону против своего брата, который призвал на помощь парфян. Эта гражданская война началась из­за стремления властвовать, которое было настолько сильным, что племянник откусил дяде уши и тем самым лишил его возможности быть первосвященником.

Но, кроме того, благословение миротворцев предшествовало самой разрушительной катастрофе за всю историю древнего Израиля, когда в 70 году, а затем в 135 году были уничтожены не только Иерусалим и Храм, но и само еврейское государство (почти на два тысячелетия!). Духовная слепота иудеев, о которой прямо заявлено в Мф. 15:14 и Ин.9:40–41, привела их к отвержению Иисуса как «Миротворца и Мироохранителя» (воспользуемся выражением Филона), Который мог бы легко получить от Отца 12 легионов ангелов (Мф. 26:53). Катастрофы70­го и 135­го годов можно было бы предотвратить, если бы Израиль послушал неоднократные пророческие предостережения Мессии о разрушении Иерусалима: Мф. 23:34–38; 24:2; Лк. 19:41–44. По свидетельству одного из участников войны, Йосефа бен Матитьягу (Иосифа Флавия), евреи вовсе не прислушались к пророчествам о разрушении Иерусалима даже от своих собственных пророков. Одним из них был некий Йехошуа (Иисус) бен Ханан, начавший пророчествовать в Праздник кущей за четыре года до войны. В ответ «несколько знатных горожан,разгневавшись на зловещие слова, схватили его и жестоко избили»(Война, 6.5.3). Иосиф Флавий утверждал также, что разрушительную войну66–70 гг. можно было остановить, но Израиль уже был обречен на погибель. В «Иудейской войне» неоднократно упоминается несчастная участь Израиля: «...И не кто иной, как Сам Бог осудил этот народ на совершенную погибель и закрыл ему все пути к спасению» (5.13.5); «Бог давно уже обрек Храм огню, но вот наконец настал предопределенный во времени срок» (6.4.5);«...Следовало угадывать в этом Божий замысел и понимать, что Он обрек на уничтожение некогда любезный Ему еврейский народ»(7.8.6).

Некоторые свидетельства утверждают, что после 70 г. жертва все еще приносилась среди развалин, а Юлиан Отступник в одном из писем упоминает, что Храм был разрушен трижды. Вполне вероятно, что между 70­м и 135­м годами «еврейский вопрос» еще не был решен окончательно и потому существовала надежда на реставрацию. Нопосле восстания Бар­Кохбы (во время которого мятежники преследовали даже миролюбивых христиан) римляне приняли окончательные меры для того,чтобы перестало существовать еврейское государство. На месте Иерусалима была построена римская колония Элия Капитолина. Многовековое пребывание евреев в вынужденном рассеянии надолго (до начала двадцатого века)избавило их от национал­патриотической риторики, которой так славились древние лидеры Израиля и прислуживавшие им лжепророки (1 Цар.22; 2 Пар. 18; Иер. 38; Деян. 6:11–14).

Огромная и принципиальная разница между мессианскими чаяниями евреев видна в двух историях. Если в I в. ученики Христа, как и многие евреи Палестины, ожидали освобождения Израиля (Лк. 24:21; Деян. 1:6), то уже через сто лет раввины имели совершенно противоположное мнение. В Иерусалимском Талмуде (V в.) содержится ответ раввинов на мессианские призывы Акивы в 132 г.: «Акива, трава прорастет сквозь твои щеки,а Он все еще не придет!»

Из вышесказанного мы можем сделать вывод, что вынужденное миротворчество вовсе не равно миротворчеству как типу характера,поэтому сынами Божиими нарекутся те, для кого творить мир Божий (шалом)есть их духовная природа, а не осознанная политическая необходимость.

Архив