Вера и Жизнь 4, 2015 г.
Как попасть на небо?
Вернер Гитт
Для многих из нас, особенно для тех, кто учился в школе в советское время, современный ученый, по определению, – человек неверующий. Как соотносится научное знание с верой в Бога? Что думает о Библии, сотворении мира за шесть дней и эволюции верующий ученый? На эту тему мы решили побеседовать с известным в христианских кругах ученым, писателем, апологетом и прекрасным проповедником профессором доктором Вернером Гиттом.
- Уважаемый брат Гитт, расскажите немного о своей семье, чтобы нам иметь некоторое представление о Вас. Где Вы родились, где провели детство?
- Я родился 22 февраля 1937 года в городке Рай-нэкк округа Эбенроде в Восточной Пруссии (сегодня эта территория входит в состав Калининградской области, РФ), в крестьянской усадьбе моих родителей. До бегства из Райнэкка у меня было прекрасное и беззаботное детство в атмосфере сельской жизни. В октябре 1944 года мы бежали на лошадях и телегах из Райнэкка в Петерсвальде (Юго-Восточная Пруссия). Там в январе 1945 года до нас слишком поздно дошла весть о наступлении Красной Армии.
Из дома в дом передавалось короткое сообщение, вызывавшее у людей панику: «Спасайся, кто может!» А так как я лежал больной, с высокой температурой, мою постель перенесли из гостиной на телегу. И опять обоз беженцев заторопился в путь. Однако очень скоро нас остановила Красная Армия. Моего брата Фритца, которому было тогда пятнадцать лет, забрали прямо с телеги. Мы никогда его больше не видели. Вскоре после этого мою мать угнали в Украину, где она через короткое время умерла на руках другой заключенной. Несколько лет спустя эта свидетельница вернулась в Германию и рассказала нам о смерти моей мамы.
В ноябре 1945 года я с двумя тетями, двоюродной сестрой Реной и дедушкой были изгнаны поляками. Дедушка умер, проведя ночь на улице, еще до того, как начался наш десятидневный путь в вагонах для скота – из Остероде (Восточная Пруссия). В конце концов мы прибыли в городок Вик-ауф-Фёр, расположенный на острове в Северном море.
Мой отец находился в плену у французов и ничего не знал о судьбе своей семьи. Однажды ночью ему приснился сон: он встретил дальнего родственника, с которым они уже много лет не виделись (задолго до войны тот жил в Западной Германии). И вот отцу снится, что этот родственник на прощание говорит: «Герман, приезжай ко мне в гости!» Мой отец спрашивает: «А где же ты живешь? Ведь у меня нет твоего адреса». Родственник ему так отчетливо говорит: «Бохум, Дорстенерштрассе, дом 134а». Мой отец проснулся и записал этот адрес. Товарищи по камере высмеяли его за то, что он верит в сны. Однако полученный ответ на письмо отца (с указанным им адресом) подтвердил, что там действительно проживает семья родственника. Так установился контакт с моей тетей Линой в Вик-ауф-Фёр. Я был вне себя от счастья, узнав о том, что отец жив. Даже не верилось, что я теперь не круглый сирота, что у меня есть отец.
- Когда Вы уверовали в Иисуса Христа?
- В ноябре 1972 года в городском зале Брауншвейга проводили евангелизацию. Ежедневно туда приходило до 2000 человек. Каждый вечер звучал призыв к покаянию, приглашение прийти к Иисусу и принять Его в свое сердце. В проповеди Лео Янца на текст из Евангелия от Луки (17:33-36) так отчетливо прозвучала необходимость сделать выбор между спасением и гибелью, что я, поборов страх и дрожь, вышел вперед. Впоследствии мы стали посещать домашний кружок, а спустя два года мы с женой приняли крещение в Брауншвейгской баптистской церкви.
- Какое у Вас образование?
- С 1963 года по 1968 год я учился на факультете технических наук в Ганноверском втузе и получил диплом инженера. Затем в Аахенском втузе занимался исследовательской деятельностью в области техники автоматического регулирования. Через два года я получил ученую степень доктора технических наук (соответствует российской степени кандидата наук).
- Многие молодые люди поступают в университет христианами, а выходят оттуда атеистами или агностиками. Вы можете подтвердить такое наблюдение?
- На этот вопрос однозначно не ответишь. Некоторые молодые люди по искреннему убеждению поступают в университет на богословский факультет. В процессе учебы они сталкиваются с библейской критикой, которая утверждает, что автором Библии являются люди, а не Бог. И если такие выпускники университетов становятся пасторами и священниками, то это имеет разрушительные последствия. Лишь немногие студенты выдерживают испытание и остаются убежденными свидетелями Иисуса.
Во всех науках о жизни, например, в биологии, медицине, психологии, а также в философии, эволюцию преподают как единственно научную теорию. Это учение не признает Создателя, поэтому вопрос о Боге либо не возникает вовсе, либо вытесняется материалистическим мышлением.
Иначе обстоят дела в физике, химии, математике и технических науках. В этих областях нет ничего, что по своему учению противостояло бы вере в Бога. Я заметил, что для студентов этих направлений науки вопрос о существовании Бога является более актуальным, чем для других. Иногда во втузе даже проводили специальные мероприятия, в ходе которых определенную роль играли христианские идеи. И поскольку меня волновали вопросы происхождения мира и смысла жизни, я искал на них ответы на этих встречах.
- Брат Гитт, Вы ученый, доктор наук. Какова Ваша специализация?
- В Ганноверском втузе я изучал машиностроение. Затем в Аахене защитил диссертацию. Впоследствии, в течение более тридцати лет, работал в Федеральном физико-техническом институте в Брауншвейге руководителем отдела информационных технологий. В эти годы информатика стала моей специализацией.
- Как Вы совмещаете веру в Библию как Слово Божие, с одной стороны, и научные познания в области палеонтологии, геологии и других наук – с другой? Нет ли между ними слишком большой напряженности?
- Да, между учением в области палеонтологии и геологии и свидетельством Библии действительно есть большая напряженность. В этих науках, как, впрочем, и в астрономии, исторические временные рамки исчисляются миллионами и миллиардами лет, что является не только общепринятым, но и прямо-таки зацементированным утверждением. Однако это вовсе не значит, что эти отрезки времени исчисляются физическим способом, скорее, они вытекают из такого же устоявшегося учения об эволюции, требующего таких длинных периодов времени.По сравнению с ними библейские временные рамки – исключительно короткие. Мир и всё живое были сотворены Всемогущим Создателем за шесть обычных дней творения. Это было начало истории мира. С этого момента ведется летосчисление. Если сложить время перечисленных в Библии поколений, то получим примерно шесть тысяч лет. Если предположить, что чередование поколений записано не полностью, то можно добавить еще несколько сот лет. В самом крайнем случае получим, может быть, десять тысяч лет, но никак не миллионы. Так что мы должны сделать выбор: верить библейскому Богу, Который не может лгать (Чис. 23:19), и Его Сыну Иисусу Христу, подтвердившему истинность Писания (Ин. 17:17), или следовать сомнительным человеческим теориям?
- И всё же, можете ли Вы, ученый XXI века, верить Библии?
- В принципе, есть только два подхода к учению о богодухновенности Библии: либо она выдумана людьми и авторы разных веков выражали в ней собственные мысли; либо Бог дал людям информацию, которую они сами никогда не смогли бы узнать.Я придерживаюсь второго варианта, поскольку библейский Бог есть Бог истины (2 Цар. 7:28) и Иисус свидетельствует о Себе: «Я – путь, и истина, и жизнь»(Ин. 14:6). Доказательство истинности Писания, которое любой человек может проверить, предоставляет Сам Бог, приводя в Своем Слове более 3000 исполненных пророчеств. Таким «знаком качества» обладает только Библия. Никакая другая книга какой-либо религии не может этим похвалиться. Поэтому апостол Павел мог с полным основанием сказать, что он верует «всему, написанному в законе и пророках»(Деян. 24:14). Я много лет занимался естественнонаучными вопросами и могу сказать, что Библия дает нам наилучшее объяснение происхождения всего живого и понимание законов этого мира. Эта книга изменила мою жизнь, дала мне смысл, и цель, и вечную жизнь.
- Что доставляет Вам как ученому-христианину самую большую радость и удовлетворение?
- Область, которая меня особенно привлекает и притягивает, касается естественнонаучных взаимосвязей, имеющих отношение к Библии. Не так давно я перечитывал историю Ноя. Мое внимание привлекли указанные там размеры ковчега. Мне в голову пришла мысль: «Если эти размеры были указаны Богом, то это должны быть самые лучшие размеры, в том числе с точки зрения технических наук». Приняв за необходимое условие хорошую остойчивость (способность судна противостоять внешним силам) ковчега и наименьшую затрату материалов, я взялся за работу. Моя цель была – выразить эти критерии математическими уравнениями и оптимизировать их на компьютере. Результат оказался однозначным и, в то же время, удивительным: для того чтобы построить остойчивый ковчег с наименьшими затратами материалов, важно иметь не столько абсолютные размеры, сколько правильное соотношение ширины и высоты (Ш/В) ковчега. Полученное после долгих и сложных расчетов значение Ш/В = 1,66 совпадает со значением, указанным в книге Бытие, 6:15 (ширина = 50 локтей, высота = 30 локтей; Ш/В = 50/30 = 1,67). Я был очень рад и удовлетворен, получив этот результат. Он опровергает утверждение библейских критиков о том, что повествование о потопе возникло под влиянием вавилонского эпоса о Гильгамеше и подтверждает, что Библия – это оригинальный источник.
- Над чем Вы сегодня работаете?
- В книге «В начале была информация» я, с помощью законов природы информации, опровергаю эволюционное учение и показываю, что этот мир невозможно истолковать, не признавая существования Создателя. Эта книга помогла многим современникам отвернуться от эволюционного учения и прийти к вере. В настоящее время я работаю над новым изданием этой книги, добавляя в нее некоторые новые главы, например, главу «Математическое пророческое доказательство существования Бога».
- Что бы Вам, дорогой брат, хотелось обязательно сказать всем людям?
- Однажды сотрудники миссии «Bruderhand» спросили меня, не могу ли я написать для них буклет для раздачи людям. После многократных таких запросов я, наконец, согласился, сказав, однако, что это будет один-единственный буклет. И вот я начал думать, какой же вопрос является самым важным для всех людей. И пришел к выводу, что нужно писать на тему: «Как попасть на небо?» Полагаю, что нет более важного вопроса, который нам нужно решить в этой жизни, а именно: где мы будем проводить вечность. В Первом послании апостола Иоанна мы находим ясный и четкий ответ: «Имеющий Сына Божьего имеет жизнь; не имеющий Сына Божьего не имеет жизни»(5:12).
- Спасибо за беседу! Благословений Вам в служении Богу и людям!