Тропинка 1, 1996 г.
Колдуны и людоеды
Из жизни шотландца Джона Пэтона (1824-1907), миссионера на островах Новые Гебриды
ЧАСТЬ 1
Глава 1. ДЕТСТВО
В большом очаге потрескивал огонь. Девять голодных ртов жадно проглотили вкусные домашние пироги, испечённые матерью, обычно же мать готовила пищу, стоявшую из овсянки, картофеля и свеклы. После ужина все большое семейство собиралось вокруг родителей.
Джон больше всего любил вечерние часы, когда отец брал Библию и читал вслух. Ему доставляло удовольствие слушать, как отец разговаривает с Богом. Низкий голос отца делал близость Бога такой ощутимой, что Джон и не сомневался: Господь ответит на отцовскую молитву.
Но отец молился не только вместе с домочадцами. Джон замечал, как он порой среди дня исчезал в своей небольшой комнатке. Иногда до Джона доносился его голос, и он представлял, как отец стоит на коленях и солнечные лучи через небольшое окошко падают на его светлые волосы.
Вот уже более сотни лет прошло с тех пор, как предки Джона поселились в Торторвальде, что на юге Шотландии. Их дом с низкой соломенной крышей стоял у самого въезда в деревню. В одной части дома была кухня, совмещённая с жилым помещением, в котором стояли кровати, покрытые лоскутными одеялами. В другой части дома отец Джона, мистер Пэтон, оборудовал мастерскую. В ней находилось несколько вязальных машин, на которых он вместе с сыновьями изготавливал чулки. Между жилым помещением и мастерской находилась маленькая комнатка, где спали отец с матерью. И в этом тесном жилище ютилась семья из одиннадцати человек. Тем не менее это было счастливое семейство.
Наступил день, когда Джон принял важное решение. Он знал, что отец и мать верят в Бога и почитают Иисуса Христа своим личным Спасителем. Знал Джон и то, что он тоже нуждается в Иисусе Христе. Ему хотелось стать таким же, как отец, христианином, во всём полагающимся на Бога. И он попросил Иисуса Христа войти в его сердце и освободить от грехов.
Джон не только вручил свою жизнь Господу Иисусу, он решил посвятить всю жизнь служению Богу, вступив на путь, предопределённый ему Всевышним. Решение сына родители встретили с радостью.
Бог уже приготовил для Джона дело. У Него для каждого имеется особые план. Господь пожелал отправить Джона на далёкие южные острова, где жили дикари-людоеды. В то время Джон об этом, конечно, даже не догадывался, но он совершил нечто очень важное. Он предоставил Богу свою жизнь, свои способности и время - словом, всё, что у него было.
ГЛАВА 2. ШКОЛЬНЫЕ ГОДЫ
Когда Джон достиг определённого возраста, то был зачислен в деревенскую школу, где учили читать и писать. Учился он охотно. Джона мало смущало то обстоятельство, что одежда, которую он носил, была заношена до дыр и чинить её с каждым разом становилось всё труднее. Но однажды мать сказала: „Джон, я сомневаюсь, что этот костюм сможет выдержать ещё один день!" Вечером семья просила у Бога, чтобы Он дал им всё необходимое для жизни. Молитва ещё не была окончена, как они услышали, как дверная ручка повернулась, а затем щеколда замка снова легла на своё место. Джонy не терпелось поскорей узнать, кто бы это мог быть. Но вот произнесены последние слова молитвы, и он стремглав помчался к двери. „Смотрите-ка, что это!" - крикнул Джон, поднимая с пола толстый свёрток. Внутри оказался новый костюм как раз на Джона. „Бог слышит наши молитвы ", - сказала мать. ,Поблагодарим же Его за это", - добавил отец, что они тут же, склонившись на колени, и сделали.
На следующее утро Джон с гордым видом отправился в школу в новом костюме. „Какой у тебя прекрасный костюм!" - заметил учитель, загадочно улыбаясь. "Мне его подарил Господь!" - ответил Джон. Он рассказал учителю, что они молились всей семьёй, и после этого появился пакет. „Ты хорошо поступил, Джон, - сказал учитель, - впредь, когда будешь в чем-нибудь нуждаться, всегда проси своего отца помолиться, и Бог пошлёт тебе".
Лишь много позже Джон узнал, кто послал ему костюм. Это был сам учитель. На просьбы Своих детей Бог порой отвечает через конкретных людей.
В те времена учителям ещё дозволялось бить учеников палкой. Как-то раз учитель несправедливо ударил Джона. В ответ Джон заявил, что никогда больше не появится в школе, и сдержал слово.
Но нужно было что-то делать. Он подыскал себе в соседнем городишке Дамфрисе работу землемера-топографа и занялся вычерчиванием топографических карт. Джон заметно повзрослел. Школу он не посещал, но зато многому самостоятельно выучился по книгам. Даже по дороге на работу и обратно, - а это составляло без малого три километра, - он не терял времени даром. В обеденный час вместо того, чтобы поиграть с сослуживцами в футбол, он выбирал себе тихое, укромное место и усаживался с книжкой. Нередко Джон ходил на реку Нит. На противоположном берегу находилось здание их конторы, и оттуда его начальник мог часто видеть своего подчинённого.
Как-то раз Джона вызвали в бюро шефа. „Я наблюдал за тобой, - сказал начальник, - и с удовлетворением отмечаю, что ты прилежно занимаешься. Может быть, ты хочешь получить более высокую должность?" У Джона сердце запрыгало от радости. „Ты получишь лучшую работу, - продолжал начальник, - если пообещаешь проработать на нашей фирме не менее семи лет. Наряду со специальностью правительство предоставляет тебе возможность бесплатно получить образование". Поначалу Джон лишился дара речи. Глубоко вздохнув, он наконец произнёс: „Я не могу обещать, что пробуду здесь семь лет. Я принадлежу другому Господину . - „И кто же твой господин?" - в голосе начальника послышался гнев. „Господь Иисус Христос", - ответил Джон и добавил: - Сожалею, но не могу иначе".
Его уволили. Место было потеряно. Но Джон не хотел быть обузой отцу и потому подрядился к одному фермеру. Поскольку раньше Джону никогда не приходилось заниматься крестьянским трудом, то поначалу он едва справлялся. Но, как всегда, Джон отдавал работе все силы, и фермеру это нравилось.
Глава 3. В ГОРОД
Бог предполагал устроить жизнь Джона определённым образом и готовил его к новому поприщу.
Пришло время, и Джон решил уйти из родных краёв. Он отправился в город Глазго (Шотландия) в надежде подыскать там работу. В то время кое-где уже ходили поезда и курсировали почтовые кареты, но проезд ими стоил дорого. Поэтому Джон решил проделать путь в шестьдесят километров пешком.
Помахав сыну вслед, мать вытерла передником выступившие на глаза слёзы. Джон в последний раз оглянулся на крохотный цветничок перед домом и деревеньку, которую так любил. На сердце легла печаль. Ведь он не знал, когда сможет вернуться в родные места.
Отец пошёл проводить Джона. Узкая ухабистая дорожка вела то в гору, то вниз. Слёзы лились по щекам отца. Плакал и Джон, не любивший уходить далеко из дому. Впоследствии он часто вспоминал, что ему говорил отец по дороге в Глазго. И даже спустя многие годы, когда их разделяли тысячи километров, среди аборигенов, искавших случая убить его, Джон не переставал размышлять над словами отца. В трудные минуты они помогали ему сохранять силу духа.
Пройдя около восьми километров, отец сказал: „Сынок, мне пора возвращаться. И сжал руку Джона своей большой натруженной ладонью.
„Благослови тебя Бог, сынок", - были последние слова отца. И Джон в одиночестве печально побрёл своей дорогой. Дойдя до поворота, он обернулся. Отец стоял на прежнем месте, держа в руке шляпу. Джон обратился к Богу с молитвой: „Дорогой Господь, обещаю Тебе всегда жить так, как считали правильным мои родители". Ему хотелось стать таким человеком, которым они могли бы гордиться.
Глава 4. УЧИТЕЛЬ
Жизнь в городе была нелёгкой. Джон вкладывал в работу и учёбу столько сил, что не выдержал физически: он заболел. Пришлось оставить работу, равно как и занятия. Кончались деньги. Что делать? Однажды он бродил по улицам и случайна заметил вывешенное в окне объявление: „Требуется учитель". Джон предложил свою кандидатуру и получил должность.
Так он стал преподавателем в школе Мэрихил.
"Ученики нашей школы ведут себя нагло и развязно, - предупреждал его директор, принимая на работу, - они грубы и распутны. И нам потребуется увесистая палка, чтобы добиться послушания. В этот момент Джон вспомнил, как его самого бил учитель, и подумал, что, пожалуй, никогда не прибегнет к этому средству. В первый же день занятий он спрятал палку в шкаф. Менее чем через неделю Джон стал замечать некоторую озлобленность в поведении учеников. Особенно выделялся один мальчик. На все попытки Джона образумить сто ученик отвечал громким смехом. „Я последний раз призываю тебя к порядку и послушанию, - заявил Джон. С этими словами он открыл шкаф и достал палку.
В ответ ученик ударил учителя. И тогда Джон принялся бить его палкой. На следующий день двое других ребят стали нести себя вызывающе. Для будущего миссионера это было суровым испытанием. Схватив обоих нарушителей за шиворот, Джон поставил их перед классом.
"Как мне проучить этих двоих? — спросил он, обращаясь ко всему классу. - Они провинились и заслужили наказание". - „Конечно, они виноваты", — согласился один из учеников. Другие закричали: "Побейте их! Всыпьте им хорошенько!"
Джону не хотелось пускать в ход палку, и он ответил: "Оба проявили непослушание в первый раз. Если они попросят прощения и пообещают впредь вести себя хорошо, их можно простить". — „Да, это правильно!" - согласился класс. Сгорая со стыда, мальчики извинились. С этого дня дети больше не доставляли Джону хлопот. Уроки проходили спокойно. Хорошие отзывы о Джоне привели к тому, что количество учащихся в школе увеличилось. Но Бог, судя по всему, снова хотел испытать Своего слугу. Репутация школы настолько возросла, что руководство приняло решение подыскать вместо Джона другого, более образованного преподавателя. Вышло, что Джон сам себе выкопал яму. Место было потеряно.
Глава 5. МИССИОНЕР
У Бога был особый план для Джона, и поэтому Он допустил, чтобы Джон потерял должность учителя в школе Мэрихил.
Через день после печальных для Джона событий почтальон принёс ему письмо. „Мы наблюдали за тобой, - писали его авторы. - И хотим предложить тебе работу в нашей миссии". Джон опустился на колени и произнёс: „Спасибо Тебе, Боже, что Ты пожелал дать мне такую хорошую работу".
В большом городе Глазго жили тысячи людей, которые никогда не слышали об Иисусе. Работой Джона в христианской организации являлись распространение Благой Вести среди этих людей. Каждое утро выходил он на улицы города. Джон ходил от одного дома к другому и приглашал людей на богослужения. Поначалу на него никто не обращал внимания. Большинство людей были бедны, ютились в обветшалых жилищах и испытывали крайнюю нужду. У некоторых не было даже пары собственной обуви. Они спрашивали у Джона, почему он не оставляет их в покое. Однако Джон снова и снова приглашал их на собрания верующих и говорил, что только Иисус может помочь. Время и настойчивость приносили свои плоды. В общину стали приходить юноши и девушки с окрестных улиц. Им было интересно посмотреть, что происходит на собраниях верующих. Вскоре старое помещение уже не вмещало всех прихожан.
Единственным местом в округе, куда одновременно могли бы прийти все желающие, был сеновал, в котором хранилось сено для лошадей и коров. Джонy и молодым людям приходилось взбираться по шаткой стремянке на самый верх. Они усаживались на сене, и Джон рассказывал им библейские истории, а потом они вместе молились.
Но у Джона появилось и немало врагов. Отцы семейств, не верившие в Слово Божие, пытались удержать молодёжь от посещения этих собраний. „Не слушайте его, - говорили они, - Библия вас обманывает. Нет такого Бога, Который бы вас любил и заботился о вас. Это всё ложь".
У одного из них дома стоял книжный шкаф, целиком заполненный сочинениями авторов, отрицавших существование Бога. Однажды этот человек тяжело заболел, да так, что что жена уже думала, что он не выживет. Узнав об этом, Джон решил навестить больного и по возможности помочь.
Джон сел на краешек кровати больного, открыл Библию и начал читать вслух. „Бог любит тебя, - сказал он в заключение. - Он хочет взять твои грехи на Себя и подарить тебе мир". Пока Джон читал и говорил, больной внимательно слушал и всматривался в лицо миссионера, которое излучало радость. После некоторой паузы он произнёс: „Не могу умереть безбожником. Я хочу принять Сына Божьего, Иисуса Христа". И он обратился в молитве покаяния к Богу.
Человек этот выздоровел. Что же он сделал со своими книгами? Он попросил жену и дочь помочь ему разорвать их на мелкие кусочки и затем всё сжёг. Он стал рассказывать всем о том, что сделал для него Иисус, и просил людей принять Иисуса Христа как личного Спасителя.
(Продолжение следует)Перевёл с немецкого Анатолий Духанин