Тропинка 5, 1997 г.
День рождения
Елена Чепилка
У Саши сегодня необычный день: у него день рождения! Уроки в школе тянулись очень долго. Учителя, правда, решили сделать ему подарок: его не спрашивали, не вызывали к доске. А это так здорово! Последний звонок был особенно задорным. Ура! Наконец можно бежать домой! Весеннее солнце манило на улице, теплый ветерок щекотал щёки. Как всё-таки чудесно жить на этом свете, особенно когда тебе уже десять лет!
Саша, выходя из школы, свистнул от удовольствия и поспешил по самой короткой дороге домой. Мама хлопотала на кухне, ведь её старший сын стал почти взрослым, надо чтобы сегодня он был особенно счастлив. На столе красовался огромный торт, украшенный цветами из яркого крема. Скоро начнут собираться гости. У Саши даже дыхание перехватило от радостных предчувствий.
- Ух ты, какой торт! И всё это для меня?! А сколько всего ты наготовила! Мама, когда ты всё успела?!
- Сегодня, Саша, тебе исполнилось десять лет - круглая дата, да ты и заслужил такое внимание. А сейчас переоденься - и марш за хлебом!
Саша вприпрыжку выбежал из кухни и столкнулся в коридоре с сестрёнкой Ниночкой. Ей всего четыре годика. Саша любит её почти больше всех на свете. Нина стояла перед ним в голубом платьице в белый горошек, с пышными бантиками в тоненьких косичках и таинственно улыбалась:
- Саша, а у меня для тебя тоже подарок есть!
- Да ты что? ! Что же то такое?
- Не скажу. Потом подарю. Ишь хитренький какой!
Саша весело поцеловал Ниночку в липкую от варенья щёчку и пошёл переодеваться. Тем временем папа вернулся с работы и стал помогать маме накрывать на столы. Семья ждала гостей. А их пригласили немало. Кроме дедушки и бабушки, придут друзья из воскресной школы и одноклассник Костя. Да и мальчишки со двора, с которыми столько лет вместе гоняли футбольный мяч, тоже обещали быть на дне рождения. Саша с удовольствием вспомнил о них. Какой же он всё-таки счастливый: ведь у него столько друзей!
Дорога к магазину шла через небольшой сквер. Недалеко трамвайная остановка. Пятнадцать минут, и Саша будет дома. Проходя через сквер, он вдруг услышал, как кто-то плачет. Саша оглянулся. На скамеечке, напротив трамвайной остановки, сидел мальчик чуть больше Ниночки и горько плакал. Сaша хотел проскочить мимо, ведь ему некогда, но что-то внутри остановило его. Иисус бы никогда не прошёл мимо чужой беды. А ведь Саша - христианин. Нет, надо подойти к мальчику и узнать, что случилось. Мальчик был такой беспомощный, такой несчастный. Рыжие кучерявые волосы, веснушки на курносом носу, чистые дорожки слёз на запылённых щеках и вздрагивающие губы малыша заставили Сашу слегка улыбнуться:
- Эй, герой, что случилось? Ты что плачешь?
Малыш посмотрел на Сашу доверчивыми синими глазами и, всхлипывая, пробубнил:
- Заблудился я.
- Как, заблудился? Ты что, где-то рядом живёшь? Погулять один вышел, да?
- Нет, я сюда на трамвае приехал. Я далеко живу-у-у.
- Подожди, не надо так плакать. Объясни-ка всё толком. Куда ты ехал, с кем?
- Я аптеку искал. Бабушка у меня заболела. Она старенькая. Мы с ней в аптеку на таком трамвае ехали. Я хотел ей лекарство купить. Вот бумажка и деньги у меня. У-у-у!
- А родители твои где?
- Они на дачу уехали, после выходных вернутся.
- Как же бабушка такого малыша за лекарством отправила?
Малыш вытер слёзы и, волнуясь, начал объяснять по порядку:
- Бабушка не знает, что я поехал в аптеку. Она спала. К ней врач приезжал, выписал на этой бумажке лекарство, а ей укол сделал. Вот из такого шприца! Потом он спросил, кто может сходить за лекарством в аптеку. А кто же, кроме меня, пойдёт? Бабушка бы самого меня не пустила. Я подождал, пока она заснёт, взял деньги и поехал на трамвае. Мы всегда с ней ездили вдвоём. На третьей остановке выходили. Я так всё и сделал. Только всё вокруг чужое, я здесь никогда не был.
- Вот глупыш! Ты же, наверное, не в тот трамвай сел.
- В тот! Они же все одинаковые!
- Одинаковые-то одинаковые, да вот номера у них разные и маршруты тоже. Ну ладно, не реви ты так! Тебя как зовут?
- Женя я, Васильев.
- Ты адрес свой знаешь?
- Да. Улица Заречная, дом 20, квартира 7.
- Что же с тобой делать?
- Помоги мне, пожалуйста. Бабушка, наверное, уже проснулась. Ищет меня. Ей волноваться нельзя, у неё с сердцем плохо. Вдруг она умрёт, моя бабушка!
- Ты боялся, что она умрёт, поэтому за лекарством поехал?
- Да, она, знаешь, какая у меня хорошая! Саша минуту помедлил, глядя на малыша. Ничего, добрый малый, с характером! Синие глаза Жени смотрели на него умоляюще. Саша забыл о всех своих делах и покровительственным тоном сказал:
- Ладно, Женя. У меня, правда, сегодня день рождения, и, наверное, уже гости собрались, но не бросать же тебя в беде. Поехали, отвезу тебя помой! Женя оживлённо соскочил со скамейки:
- Правда? Ты такой добрый!
- Это потому, что я христианин, понимаешь? Я в Бога верю. Иисус учит нас, чтобы мы так поступали. Ладно, давай-ка руку и пошли побыстрее!
На остановке Саша спросил у людей, как проехать на улицу Заречную. Через несколько минут они уже были в трамвае. Женя крепко-крепко ухватился за Сашину руку и благодарно улыбался ему.
Саша, глядя на него, почему-то совсем не тревожился о дне рождения. Главное, малыш из сквера теперь улыбается. Через две остановки Женя радостно захлопал в ладоши - он начал узнавать дома на улице.
- Мы почти дома! Нам сейчас выходить! А вон там, видишь, мой дом!
Саша потрепал его рыжие кудряшки. Хороший малыш этот Женя. Как будто давно знаком ему. Даже расставаться жалко. К дому они подошли быстро.
- Женя, я дальше не пойду. Иди сам. А мне пора возвращаться. Меня там гости совсем заждались.
- Ну, Саша, миленький, я сам боюсь. От бабушки попадёт. Пойдём со мной. Мы тут на первом этаже. Ты быстро...
Саша мысленно обратился к Иисусу. Всё его сердце сочувствовало маленькому мальчику.
- Хорошо, Женя, только отведу тебя к бабушке - и домой побегу. Малыш радостно направился в подъезд. Дверь их квартиры была приоткрыта. Они зашли. Тишина была какой-то тревожной, неприветливой. Женя испуганно посмотрел на Сашу. Что случилось? Потом он начал метаться по квартире, кричать и звать бабушку в открытые окна. Наконец вошла средних лет женщина:
- Женя, сорванец, где же ты пропадал? Бабушку твою в больницу увезли. Она так волновалась за тебя. Думала, ты во дворе заигрался.
- Она не умерла?
Дворничиха тётя Люба погладила мальчика по голове и ласково сказала:
- Нет, родной, не бойся. Ей там лучше будет. Её там полечат. Скоро твои мама и папа вернутся. Ключ от квартиры у меня. Как вот только с тобой нам быть?
Саша, не раздумывая, перебил тётю Любу:
- Он эти дни у нас побудет! Мы тут недалеко живём. Всего три остановки.
Тетя Люба испытующе посмотрела на Сашу:
- Что-то я тебя здесь раньше не видела. Ты кто им, родственник?
- Он мой самый лучший друг, его Сашей зовут, - выпалил в ответ Женя. - Я только к нему поеду!
- Да вы не волнуйтесь, ему у нас хорошо будет!
Тётя Люба не сопротивлялась. Ключи от квартиры она забрала себе, жильцы дома ей всегда доверяли. Проводила мальчиков до трамвая и обещала позвонить бабушке в больницу, чтобы сообщить, что Женя нашёлся. Пусть не волнуется старушка.
На обратном пути Женя был тихим и серьёзным. На сиденье он прижался к Саше и зашептал:
- Я только тебе верю. Хорошо, что ты со мной домой пошёл.
Саша тоже сейчас думал об этом. Как хорошо, что он не бросил малыша возле подъезда!
- Жень, за бабушку ты не волнуйся! Мы сейчас за неё помолимся. А завтра мы её навестим в больнице.
- Правда? Как здорово!
Саша тихонько заговорил с Иисусом о Жениной бабушке. Он просил Его помочь и успокоить её. А Женя внимательно вслушивался в каждое его слово.
Но вот уже и маленький сквер, и та самая скамейка. Их остановка, пора выходить. Булочная была уже закрыта. Но Сашу это не огорчило. Он знал, что давно опоздал на свой собственный день рождения, что не купил хлеба, но почему-то он был счастлив, как никогда.
Ведь именно сегодня, он чувствовал это, с ним произошло что-то особенное. Саша знал, что Иисус был очень доволен им, а это лучший подарок ко дню рождения. И дома его обязательно поймут и помогут этому синеглазому мальчику Жене.