Тропинка 2, 2012 г.
Можно ли "убежать" от мира?
Сергей Санников
Рассказы из истории христианства
Гриша был известным драчуном и забиякой. Мама, приходя домой с работы, часто спрашивала его: «С кем сегодня подрался?» И хотя Гриша уже привык к этому вопросу, каждый раз он краснел и начинал сбивчиво объяснять, что Федька из шестого класса подставил ему ножку и он чуть не упал... или другую похожую историю.
Грише было стыдно. Он уже не раздавал себе слово не отвечать на обиды, но решимости хватало не больше, чем на неделю. Он слышал, что их семья собирается выехать в Америку, и тайно мечтал, что, когда они приедут туда, он начнёт новую жизнь.
Скоро его мечта сбылась. Они приехали в город Сакраменто, и через три месяца Гриша пошёл в новую школу. Две недели он молчал, а потом на переменке случилось... Думаю, вы догадываетесь, что он снова подрался. От себя не убежишь. Можно поменять школу, друзей, но если не изменишься внутри, никакими обещаниями себя не сдержишь.
В IV веке христианство стало государственной религией Римской империи и появилось много номинальных христиан, для которых христианская вера была уже не образом жизни, а только новой идеологией или религией, которой надо подчиняться. Многие искренно верующие сожалели об этом. Они хотели настоящей, полноценной жизни с Христом и недовольствовались простым посещением храмов. Живя по заповедям Христа, они не обращали внимания на ошибки служителей церкви и на нехристианскую жизнь многих своих единоверцев. Но другие соблазнялись, то есть разочаровывались, видя, как далеко ушло христианство от своего Основателя и Учителя. Именно из такого круга людей вышли те, кто хотел убежать от мира, который хоть и назывался христианским, но был полон зла и греха. Одним из первых, кто решил уйти в пустыню от соблазнов и искушений, был Антоний.
Как острый нож, вонзились эти слова в сердце Антония: «Если хочешь быть совершенным…» Это же он! Он хотел быть совершенным, хотел избавиться от греха и быть с Богом! Решение созрело мгновенно, окончательно и бесповоротно. Через несколько недель вся его земля, дом и хозяйство были проданы. Ещё несколько недель потребовалось для того, чтобы раздать почти все вырученные от продажи деньги нищим. И когда Антоний сам стал нищим, бездомным, без имущества и семьи, он по-настоящему понял, что означает зависеть только от Христа.
Антоний ушёл в пустыню и жил там впроголодь, в полном одиночестве. Его примеру последовали и другие христиане, желавшие жить свято и не оскверняться от мира. Так началось движение, которое позже получило название «монашество» и оказало очень сильное влияние на всю историю христианства. Монахи хотели жить свято и быть совершенными. Это более чем похвальное желание, но в пустыне, а позже – за толстыми стенами монастырей греха оказалось не меньше, чем в шумных городах. Недаром позже отцы-пустынники говорили: «Когда ты в мире – бесы, как агнцы, когда ты в пустыне – бесы, как тигры». Грех живёт в самой человеческой плоти, и каждый христианин обречён на борьбу с ним на протяжении всей жизни. От себя нельзя убежать ни в пустыню, ни в монастырь, но побеждать грех можно везде – силою Иисуса Христа.
Антоний родился примерно в 251 году в Среднем Египте, недалеко от пустыни, которая его всегда пугала и одновременно притягивала. Родители Антония, довольно богатые земле владельцы, считали себя христианами и с детства водили сына на богослужения, которые проходили в доме пресвитера, жившего неподалёку. Когда Антонию было около двадцати лет, умерли его родители, а через некоторое время, сидя на богослужении, он услышал слова из Евангелия, которые прочитал их пресвитер: «Иисус сказал ему: "Если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твоё и раздай нищим – и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мной"».