+7 (905) 200-45-00
inforussia@lio.ru

Тропинка 5, 2013 г.

Мартин Лютер и реформация

Сергей Санников

Помню, когда мой сын был ещё маленьким, мы строили с ним замок. У нас была целая коробка пластмассовых деталей, из которых сын возводил стены, а я – башни и ворота. Но чем выше строились стены, тем более неуклюжим становился наш дворец. Он был совсем непохож на тот рисунок на коробке, который служил нам образцом. Видно, мы что-то не так сделали и теперь ничего не могли исправить. Некоторых деталей не хватало, а других оставалось слишком много. Тогда малыш сказал: «Папа, давай развалим всё и начнём сначала». Пришлось с ним согласиться, и мы начали всё сначала, внимательно сверяя каждый свой шаг с инструкцией.

Нечто подобное случилось с христианством. В течение многих веков разные люди были заняты в церковном строительстве, и каждый строил так, как считал нужным, полагаясь на свой разум и часто забывая заглянуть в инструкцию, которую оставил нам Хозяин строительства – Христос. Инструкцией была Библия, а строителями – служите ли церквей, которые иногда внимательно прислушивались к воле Божьей, а иногда начинали ссориться между собой и строить собственные дома, забывая об основной работе. В результате через полторы тысячи лет после того, как Христос вознёсся с этой земли, церковь в Европе стала совсем непохожа на то прекрасное строение, которое задумал Создатель.

Один из лидеров Католической церкви в XV веке вопрошал в своей проповеди: «Когда в истории церкви жизнь наша пребывала в большем упадке, когда претензии были более безмерны, алчность более всепоглощающей, а бесчисленные грехи более безрассудны?» Искренние люди не могли равнодушно смотреть на отклонения в жизни церкви и ре шились на реформы.

Мартин Лютер, учёный, монах ордена Августинцев в Виттенберге (Германия), 31 октября 1517 года заявил публичный протест против продажи индульгенций – удостоверений о прощении грехов. Читая Писание и глядя на христианство своего времени, он понял, что надо вернуться к началу, отвергнуть человеческие предания и строить церковь по Божьему плану.

Церковное начальство Лютера возмутилось: «Как ты смеешь выступать против епископов и Папы Римского?» В 1521 году ему приказали явиться на собор (собрание высшего духовенства) в Вормсе, на котором его заставляли отречься от реформаторских взглядов, но смелый монах торжественно заявил в присутствии императора: «Если вы не можете доказать мне из Писаний, что я не прав, – не отрекусь. На том стою и не могу иначе!»

Лютера отлучили от церкви. Но один из немецких князей, тайно сочувствовавший Лютеру, которому угрожала смертная казнь, похитил его и долго скрывал в Вартбургском замке. Там Лютер перевёл Библию на доступный простым людям немецкий язык.

Народ стал читать Писание и понимать, что с церковью действительно что-то не в порядке и нужна реформация. Мартин Лютер, став национальным героем, приступил к реформам в церковной жизни. Так началось новое движение в христианстве.

Многие народы Европы стали реорганизовывать церковную жизнь, стараясь привести её в соответствие с Божественной инструкцией – Библией. Лютер показал пример реформ. Он проповедовал на понятном языке, говоря людям о спасении по вере, сделал простым и понятным само богослужение, упразднил монашество и сложную церковную обрядность.

Конечно, любая реформация связана с разрушением, болью и непониманием. Многие были возмущены тем, что ломались старые порядки и взгляды. Начались религиозные войны, которые продолжались с середины XVI века до середины XVII века. Несколько миллионов людей погибло в этих ужасных войнах. Сотни городов были снесены с лица земли, но Реформация отстояла своё право на исповедание Христа в соответствии с Писанием.

Мартин Лютер зажёг пламя Реформации и мужественно сражался за неё. Жан Кальвин, Ульрих Цвингли и другие лидеры Реформации понесли её учение по всему миру, показывая силу благодати Христовой и важность постоянной проверки своей веры по Слову Божьему, ибо только Священное Писание является безусловным критерием истины.

Архив