Вера и Жизнь 2, 2017 г.
- Глагол действия
- Только верой
- Такая вот история
- Исцеляющая сила живой веры
- Несколько вопросов к читающим Библию
- Только верою... Не верою только...
- Ян Гус: увидеть Констанц и и стать стать святым
- Псалом 137
- Из поэтических тетрадей
- Уметь ждать
- Вера и ожидание
- Третий исход
- Кто исповедует меня...
- Письма читателей
- Корень жизни
Уметь ждать
– Павел, расскажите, пожалуйста, о себе нашим читателям: о Вашем пути к Богу, о семье, о служении.
– Я родился в семье верующих. Самая обычная семья. Можно сказать, среднестатистическая для нашей церкви: отец и мать работали, участвовали в служении и воспитывали шестерых детей. С нами ещё жили родители отца. В общем, самая обычная семья. Что удивляло – взрослые никогда не пропускали собраний. Это передалось и нам, детям.
В феврале 1974 года в доме наших друзей, где проходило общение, я покаялся вместе с группой молодёжи. Через год после возвращения из армии, в 1978-м, принял крещение. Я рано включился в служение: среди молодёжи, в воскресной школе, сотрудничал с издательством «Христианин». Это стало причиной ареста. Два года провёл в заключении.
В январе 1990 года был избран на пресвитерское служение, которое несу до сих пор. Пресвитерство – тяжёлый труд как для самого пресвитера, так для жены и детей. Но есть венец, приготовленный для нас в вечности. Есть Господь, Который даёт силы. Люди молятся, поддерживают, поэтому я не чувствую себя загнанным, уставшим. Есть такая шутка, что пресвитерство – хорошая работа, если бы не люди. Самое трудное – это труд внутри церкви: душепопечительство, контакты, общение, выстраивание отношений. Сейчас так быстро меняются цели, меняются ценности. Надо успевать реагировать на вызовы времени.
Большой поддержкой для меня является семья. Я женился в 1979 году. У нас с женой три дочери и сын, много внуков. Самый большой подарок от Бога то, что все ходят в истине, все – в церкви, все – в служении. За это я больше всего благодарен Господу.
– Сегодня мы будем говорить о вере. Какое определение Вы бы дали этому понятию, кроме достаточно сложного – «осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом»?
– Когда я учился, у нас был православный преподаватель, профессор философии. Для него вера была уверенностью в невидимом. А другую часть – осуществление ожидаемого – он не брал во внимание. И я задал ему вопрос: «Что толку, если мы знаем, что поезда ходят между Москвой и Петербургом? Мы в этом уверены, хотя и не видим их, если не живём возле железной дороги, по которой они мчатся. Но какая нам от этого польза?» Вера – это не только уверенность, но и осуществление, это – практика и полное доверие. Польза будет тогда, когда купишь билет и поедешь. Если спросить у ребёнка: «Что ты будешь кушать завтра?», он ответит: «Спросите у мамы». Вот это вера и есть. Поэтому Иисус поставил в пример ребёнка. Дети зависят от родителей и полностью доверяют им.
Богу мы вроде бы доверяем, но и на себя надеемся: «Господи, я сам знаю, как сделать, Ты просто помоги». А вот если мы говорим: «Господи, я – Твой, веди, куда хочешь, используй, как хочешь», то это и есть доверие. Он лучше знает, как меня использовать. Тогда уходит забота, суета. Трудности легче пережить. Бог о них знает, допустил их, значит, Он что-то хочет. Тогда они чему-то учат, а иначе – можно впасть в уныние, озлобиться. Вера – это полное доверие Богу. «Я точно знаю, что Ты всё знаешь, просто скажи – зачем это мне?»
Никто не даст большие деньги тому, кого не знает. Не поделится сокровенной тайной с тем, кому не доверяет. Но чем больше мы узнаём человека, тем больше доверяем ему. Так и в отношениях с Господом. Вера возрастает по мере познания Его: сначала чуть доверяем, с годами это должно перерасти в нечто большее. Есть такое выражение – доверяем, как себе. Если мы стремимся узнать Господа, то по мере познания будем всё больше Ему доверять.
– Почему нельзя угодить Богу без веры? Вера – это же Божий дар. Если Он не даст этого дара, то его и нет, значит, нет и угождения Господу. Что же делать? Получается замкнутый круг. От человека ничего не зависит?
– Я не вижу здесь замкнутого круга. От человека зависит многое. Если человек кого-то ненавидит, то и не доверяет, а значит – и не сможет ему угодить. Если ты не любишь Бога, не доверяешь Ему, тогда Богу не угодишь. Благодать есть для всех – каждый может стать верующим человеком. Если нет уверенности в Творце, надо просить её у Него, чтобы Он привёл к вере. Он хочет, чтобы весь мир был спасён. Если Бог тебя не интересует, то ничего и не получишь. Проси, ищи, тогда будет вера, и угодишь Богу. Всё зависит от человека, поскольку Господь со Своей стороны всё сделал, всё дал. Примешь подарок от Господа – веру, тогда появится способность угодить Богу.
– Среди христиан нередко можно услышать рассуждения такого рода: «У тебя просто мало веры», «Надо больше верить», «Не получаешь просимого, потому что не веришь». Как можно (и можно ли) «увеличить» веру? Быть может, существуют особые упражнения, как для спортсменов, увеличивающие веру?
– Часто у меня создаётся впечатление, что для многих вера – это способ заставить Бога сделать всё, что я хочу. Когда нам что-то нужно решить, мы идём, по возможности, к лучшему специалисту. Например, заболев, выбираем самого хорошего врача. Также идём к Богу, потому что знаем, что Он поможет. Или не идём к Нему, если нет доверия. Приходящий к Богу должен знать, что Он есть и что Он может помочь. Ошибка в том, что мы привязываем веру к ответу: есть ответ, как ожидал, – много веры, не тот ответ – мало веры. А ведь вера привязана к Богу, а не к ответу.
Не следует «бомбить» небо: «Давай срочно, я – Твой любимый сын!» Дать или не дать – во власти суверенного Бога. Об этом надо помнить, чтобы не разочаровываться.
Вера растёт в повседневной жизни, в рутинных делах. Мы каждый день учимся доверять Богу. И наша реакция говорит о том, возрастает вера или нет. Порой нужно ждать. Вера укрепляется терпением. Мне лично непонятно, как это – веры мало. Может быть, ты не до конца доверяешь Богу?
– В жизни у каждого бывают сложные ситуации, трагические события. Насколько христианин должен решать проблемы действием? Может быть, в тяжёлых испытаниях надо просто сидеть, молиться и верить? Каково соотношение между верой и делами?
– Однажды я закончил молитву словами: «Если Ты хочешь». Мне сказали, что я всё зачеркнул, все предыдущие слова в этой молитве. Значит, вера – сделай так, как я хочу, и побыстрее? Не согласен. Надо знать, что всё допускает Бог. Он знает для чего. Правильней просить у Бога мудрости, что делать. Дела показывают нашу веру. Моисей стоял с народом на берегу моря. Фараон со своей армией быстро приближался. Народ заметался: что делать? Моисей возопил к Богу, а народу говорит: «Стойте и увидите!» Люди его не понимали, ведь надо что-то делать: прятаться, вооружаться, бежать. А он призывает стоять и смотреть. Самое нелепое, безумное предложение в сложившейся ситуации.
Когда велось следствие по моему делу, то сначала нам, с ещё одним братом из церкви, давали групповую статью, за которую и наказание было жёстче. Я всё сделал, чтобы убрать брата из-под удара. Это получилось, а потом и мой снизили срок. Мы молились, знали, что Господь в курсе наших проблем, что Он допустил это по Своей воле. Но и что-то делали, что могли, однако всё принимали, как из Его руки.
Еще пример. Я сидел в штрафном изоляторе. Пришел сотрудник КГБ, предложил сотрудничество, сказал: «Долго ты еще будешь здесь находиться? Вот знаю, что ты читать любишь. Мне нужен эксперт. Я работаю на таможне. Я буду давать тебе литературу, а ты поможешь определять - можно ли её пропускать или нет». Я отказался. Отклонил и предложение так называемых блатных, когда они к себе звали. Мне было важно остаться самостоятельным, независимым, чтобы ко мне могли обращаться все. Так мне на зоне кличку дали - «святой».
Я знал, что в тюрьме оказался по воле Божье. И только один вопрос стоял передо мной: «Что Ты хочешь сделать через меня?» За время моего заключения несколько человек покаялись. Ну, а кто еще им засвидетельствует? Господь помогал и семье, ведь когда меня забрали, младшей дочери был год.
Выбор в жизни всегда есть. Например, принимать Евангелие или нет. Участвовать в помощи или нет. Ответить на призыв или нет. В этом и есть сочетание дел и веры. То есть выбор по вере. Или по неверию.
– У Вас богатый духовный опыт. Расскажите, пожалуйста, о тех моментах в жизни, когда ничего не оставалось, кроме веры, и как она Вам помогла.
– В моей жизни такое случалось очень часто, впрочем, как и у других. Это не что-то выдающееся. Многие правильно говорят: «Господь, открой Свою волю, помоги не ошибиться». Но если мы знаем, что Бог все контролирует, то это знание позволяет нам оставаться спокойными.
Одна сестра очень переживала за своего сына, мучилась, страдала в этих переживаниях. Мы много беседовали с ней, говорили: «Зачем вы себя изматываете? Вы можете что- то изменить своим волнением?» – «Нет, – говорит, – не могу». Встали на колени, с трудом выдавила: «Отдаю в Твои руки сына, всю ситуацию. Делай, Господи, что Ты хочешь». В первое время никаких изменений не произошло, но она стала чуть спокойнее. А потом в течение нескольких лет сын постепенно менялся, стал по-другому размышлять и сейчас совершенно изменился.
Ещё один пример из тюремного прошлого. В камере предварительного заключения со мной был один молодой человек, чуть старше 20 лет, который ждал суда. Он, пьяный, пошёл на рыбалку и по дороге угнал автобус. Утром проспался на берегу, а автобус всё стоит. Решил: зачем идти домой пешком, и вновь поехал на автобусе. Двойной угон, наказание – три года. Переживает. Я предложил: «Давай молиться. Но сначала надо стать Его сыном». Парень искренно покаялся. С нами в камере было 30 человек, поэтому мы молились ночью, чтобы нам никто не мешал, а мы никого не смущали. Слышим разговоры: «Что они там всё шушукаются?»
Перед судом парню все дают наставления, что говорить, как говорить. А я ему просто показал, что буду молиться. Вернулся он после суда, облокотился о дверь, стоит и смотрит на всех ошарашено, слова не может произнести. Я ничего не пойму, остальные к нему: «Что? Как? Сколько дали?» Он выдыхает: «Выхожу. На свободу. Домой. Условно...»
И тут многоголосый вопль, обращённый ко мне: «Я следующий молиться!» Был составлен список очереди из 17 человек. Но перед этим случаем был ещё один сокамерник, с которым я молился, и ему срок снизили до трёх лет. Хотя статья начиналась с пяти лет. Тоже уверовал. Такие милости для чего-то даются.
Бог допускает такие вещи, чтобы научить нас доверию. Поэтому и в более простых случаях мы доверяем, а иначе барахтались бы сами...
Мы иногда сомневаемся, знает ли Он, как нам плохо. Знает. И при таком знании нам легко жить.
– Что бы Вы пожелали нашим читателям?
– То же, что и себе. Уметь ждать ответов от Господа. Мы все жутко спешим. Например, водители часто «взрываются», если кто-то впереди медленно едет. Многие не получили ответ, потому что не дождались. В Книге Неемии пророк обращается к Господу со словами: «И благопоспеши рабу Твоему теперь...» Так вот, ответ на это «теперь» составил три-четыре месяца. Бог хочет заставить нас не лететь, а жить. Это другой стиль бытия. А ещё доверять. Сложные ситуации – это тесты, они учат доверять, а это и есть вера. Так что желаю две вещи – уметь ждать и доверять.
Спасибо за беседу!
Вопросы задавала Надежда Орлова