+7 (905) 200-45-00
inforussia@lio.ru

Вера и Жизнь 6, 2018 г.

Любит... боится...

Игорь Райхельгауз

Так каждый из вас да любит свою жену, как самого себя, а жена да боится своего мужа. Еф. 5:33

В размышлениях апостола Павла о любви и браке удивительным образом сочетаются цинизм и романтизм. Седьмая глава Первого послания к коринфянам полна негативной резкости. Все чувства, так сказать, в грязь: «Хорошо мужчине не касаться женщины. Но, во избежание блуда, каждый имей свою жену, и каждая имей своего мужа». Трудно поверить, что эти слова написал тот же человек, который в Послании к ефесянам говорит: «Мужья, любите своих жён, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за неё» (Еф. 5:25).

Как совместить эти два противоположных взгляда на брак? И почему свои мрачноватые размышления о браке в Послании к коринфянам Павел заканчивает замечанием о том, что, оставшись одна, женщина будет счастливее? Нигде ведь он не говорит, что мужчина будет счастливее один, а вот о женщине говорит именно так.

Я думаю так: в Послании к ефесянам, в пятой главе, апостол рисует картину идеала, а в Послании к коринфянам, в седьмой главе, признаёт, что реальность от идеала бывает сильно далека. И, видимо, потому что именно мы, мужчины, далеки от идеала. То есть и мужчину, и женщину, конечно, Павел предупреждает, что «если и женишься, не согрешишь; и если девица выйдет замуж не согрешит. Но таковые будут иметь скорби по плоти, а мне вас жаль» (ст. 28). Но, подводя итог, Павел приходит к выводу, что женщину скорбей в браке ждёт всё-таки больше.

Представляете, что было бы, если бы какой-нибудь Вася сделал своей Маше предложение, воспользовавшись аргументами седьмой главы Послания к коринфянам? «Выходи за меня Маша, а то вокруг так много разврата, и я не в силах совладать со своей страстью». На какой ответ, кроме пощёчины, он может рассчитывать? В ход обычно идут аргументы пятой главы Послания к ефесянам: «Люблю... как Христос - Церковь... Отдам жизнь...» А девушка то верит! Нет, ну он и сам в этот момент скорее всего верит. Но в глубине души женщины, по сути своей, - это «Ефесянам 5»,а мужчины - «Первое послание к коринфянам 7». Вот вы, дорогие женщины, и сильнее разочаровываетесь. Мы вас разочаровываем...

Так что, девушки, не верьте церковно-общественному мнению, что замуж надо выйти любой ценой, что, оставшись одна, женщина становится ущербной. Библия говорит: «Она блаженнее, если останется так», другими словами, если останется одна, будет счастливее. Это не страшилки. Это констатация факта. Поэтому так и относитесь к замужеству, как к предприятию с высокой степенью риска.

Впрочем, Иисус (вспомним притчу о талантах) учил, что риск - это дело благородное. Поэтому существует, кроме седьмой главы Первого послания к коринфянам, и пятая глава Послания к ефесянам. Пятая глава Послания к ефесянам - это сплошная романтика. Текст в ней настолько возвышенный, что о нём сложно говорить, - страшно опошлить эту красоту какими-то банальными комментариями.

Прочтём весь отрывок: «Мужья, любите своих жён, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за неё, чтобы освятить её, очистив баней водной посредством слова; чтобы представить её Себе славной Церковью, не имеющей пятна, или порока, или чего-либо подобного, но чтобы она была свята и непорочна. Так должны мужья любить своих жён, как свои тела. Любящий свою жену любит самого себя. Ибо никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет её, как и Господь Церковь, потому что мы члены тела Его, от плоти Его и от костей Его. Поэтому оставит человек отца своего и мать и прилепиться к жене своей, и будут двое одна плоть. Тайна эта велика - я говорю по отношению ко Христу и к Церкви. Так каждый из вас да любит свою жену, как самого себя, а жена да боится своего мужа» (Еф. 5:25-33).

Пятую главу Послания к ефесянам можно сравнить с хрупкой драгоценной хрустальной вазой, к которой нельзя прикасаться грязными, неловкими и грубыми руками. Впрочем, кто-то спросит, что может быть красивого в утверждении о том, что жена должна бояться (греч. «фобео») своего мужа? Здесь я призываю толковать Библию в соответствии с самой Библией. Всё, что мы знаем об учении Иисуса и Павла, говорит о беспрецедентном уважении, с которым они относились к женщинам, в чём далеко опередили своё время. (Думаю, в этом уважении отчасти и кроется причина резких выражений Павла в седьмой главе Первого послания к коринфянам, в которой он говорит, что многие женщины будут счастливее, если останутся одни. Видимо, дефицит настоящих мужчин - это проблема не только ХХI века.) Исходя из всего этого, трудно представить, что Павел видит идеальный брак таким, в котором жена испытывает животный страх перед своим мужем. Скорее, «фобео» здесь всё-таки означает «уважает, относится с почтением», как это и передают многие современные переводы.

В призыве Павла к мужьям «любить своих жён, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за неё», и к жёнам «повиноваться своим мужьям» и уважать их, мне видится тактика мудрого учителя или тренера. Такой учитель даёт каждому ученику индивидуальное задание, чтобы отточить именно те навыки, с которыми ученик испытывает трудности. Выше в этой главе апостол призывает всех христиан повиноваться друг другу (ст. 21). Да и жертвенная любовь, к которой апостол призывает мужчин, предполагает подчинение собственных интересов интересам жены.

В Послании к Титу Павел призывает женщин любить своих мужей (Тит. 24).Таким образом, и подчиняться, и любить - обе эти заповеди относятся и к мужьям, и к жёнам. Но в Послании к ефесянам, в пятой главе, Павел подчёркивает для мужчин ту заповедь, которую им сложнее исполнять, а для женщин - ту, с которой у них больше всего проблем. Мужчины плохо умеют любить, зато им (нам) часто проще абстрагироваться от семейных проблем, как бы подчинившись жене и переложив всю ответственность на неё: «Делай, что хочешь».

Женщины в целом больше способны на жертвенную любовь, но им трудно уважать своих мужей: «А за что его уважать?» Проще всё решить самой, чем заставить мужчину быть мужчиной - принимать решения и нести за них ответственность. Перед Павлом стоит архисложная задача - написать о браке то, что будет уместно во все времена и во всех культурах, где будут читать его послание. И по вдохновению Духа Святого он решает эту задачу, рассказывая нам, какими красивыми могут быть отношения, если мужчина и женщина будут ставить перед собой задачу делать то, что каждому из них по природе делать сложнее всего.

Так что, дорогие мои, любите, будьте любимы и защищайте свою любовь!

Архив