Вера и Жизнь 6, 2018 г.
- О главном...
- Это не совет, а заповедь
- История моей любви
- Любовь Бога
- Детские вопросы
- Сильна, как смерть, любовь
- Из поэтических тетрадей
- Скажи нам, когда это будет
- Утешение
- Любит... боится...
- Об утрате способности удивляться
- Посланный к своим
- Urban Rezina
- Свой среди чужих, чужой среди своих
- Письма читателей
- Стихотворения
Об утрате способности удивляться
Томас Бауманн
Удивление — один из способов общения с Богом, и, кажется, люди в большинстве своём утрачивают эту способность. Исключение составляют лишь дети. Об этом свидетельствуют результаты эксперимента, проведённого в Вашингтоне.
Это произошло 12 января 2007 года около восьми часов утра. В здании станции метро L'Enfant Plaza в столице США Вашингтоне один молодой человек, вынув из футляра скрипку положил его перед собой на каменные плиты и, бросив в него несколько монет в качестве разменных, начал играть. Он начал с чаконы из партиты ре минор №2 И. С. Баха — одной из самых значимых композиций для скрипки соло, предъявляющей наивысшие требования к музыканту. После чаконы молодой человек исполнил другие произведения. В целом его выступление длилось 43 минуты.
За это время мимо него прошли 1097 человек. Часы пик. Все торопятся, спешат на работу. Семь человек остановились и минимум минуту слушали музыку. Около 27 человек бросили деньги в футляр, где набралось немногим более 32 долларов. Итак, 1070 человек в спешке пробежали мимо музыканта, большинство из них даже не повернули головы в его сторону. Никто не аплодировал. Никто и не понял, что в метро играл один из лучших в мире скрипачей-виртуозов, исполняя несколько величайших композиций для скрипки соло на одном из знаменитейших инструментов — скрипке работы Страдивари 1713 года стоимостью 3,5 миллиона долларов!
За два дня до этого события Джошуа Белл выступал перед восторженной публикой в Бостонском концертном зале, где билет на «средние» места стоил 100 долларов. Его выступление на станции метро было частью эксперимента от газеты Wаshington Post. Вопрос был поставлен так: «Замечаем ли мы красоту, если встречаем её в необычное или неблагоприятное время — холодным январским утром, в часы пик, в необычном месте, в неуютном здании метро? Любопытная деталь: лишь одна группа людей проявляла в то утро интерес к музыканту и его искусной игре. Это были дети. Всякий раз, когда мимо проходил ребёнок, он хотел остановиться и послушать, и каждый раз взрослые оттаскивали его.
Обладают ли дети особым восприятием прекрасного и необыкновенного, или это просто их простота и чистосердечность, а важность пунктуальности ещё не дошла до их сознания? Воспринимаем ли мы, взрослые, красоту только тогда, когда ожидаем её? И если это так, то сколько прекрасного мы упустили в нашей жизни, пройдя мимо и не обратив на него внимания?
В отличие от детей, взрослые частично или даже полностью утратили способность удивляться. Мы слишком невозмутимы и сильно заняты; слишком много видели и пережили; у нас на всё есть своё объяснение. Изумление — противоположность знанию. Безучастно мы спешим в деловитой суете по жизни, замкнувшись в нашем узком мире с его планами, намерениями и заботами.
Не так ли и нам, христианам, бывает иногда трудно выслушать Бога во время нашего личного общения с Ним, заполнив эту беседу нашими нуждами и заботами?
Уделяем ли мы достаточно времени тому, чтобы удивляться милости Божьей, изумляться необыкновенному творчеству, выраженному в окружающем нас мире, милосердию и долготерпению Христа по отношению к нам?
Удивление — один из способов общения с Богом, и порой кажется, люди утрачивают эту способность. Исключение составляют лишь дети. Не связано ли это с тем, что мы разучились удивляться, концентрируемся на недовольстве, тогда как благодарные люди считаются «чудаками»? И не является ли изумление предпосылкой искреннего трепета по отношению к Творцу Вселенной?
Перевод с немецкого Марии Винс