Менора 1, 2005 г.
Фарисеи и саддукеи
Марк Раик
При слове «фарисей» мы прежде всего представляем себе лицемера. Да и современный толковый словарь не оставляет нам другой альтернативы. Вековая традиция христианской проповеди превратила слово «фарисей» в синоним лицемера. Такое понимание этого слова возникло во многом благодаря текстам Нового Завета, хотя там отношение к фарисеям неоднозначно: Иешуа обвиняет фарисеев в лицемерии и тщеславии, однако Его критика направлена не против их учения, а против их практики, которая не соответствовала их учению. Он осуждает их не за то, что они фарисеи (принадлежат к этой группе), а за то, что они неискренни, за то, что они лицемерят. Но их лицемерие отнюдь не вытекает из их принадлежности к фарисеям. Действительно, среди фарисеев было много лицемеров, но некоторые были «недалеко... от Царства Божьего» (Мк. 12:34), а некоторые, уверовав в Мессию Иешуа, были в первой мессианской общине апостолов (Деян. 15:5). Да и «апостол язычников» Шауль (Павел) говорил, что он фарисей (Деян. 23:6). В Новом Завете наличествуют и другие места, в которых о некоторых фарисеях имеются положительные высказывания. (Лк. 13:31; Деян. 5:34–40). Но понятие «фарисей» отнюдь не исчерпывается словом «лицемер».
Фарисеи представляли из себя общественно-религиозное течение в иудаизме, как принято сейчас говорить, секту, сложившуюся в эпоху Хасмонеев (Маккавеев). Однако некоторые исследователи (Л. Шиффман) достаточно обоснованно считают название «секта» не вполне корректным. Секта – это что-то немногочисленное, отколовшееся от основного направления, основного потока. Фарисеи действительно представляли небольшую по числу часть иудеев, но основного потока в иудействе не было. Еще в библейские времена в иудаизме, в религиозной идеологии Израиля существовали различные течения, ни одно из которых нельзя назвать основным, магистральным, от которого бы в дальнейшем откололись как фарисеи, так и их противники, саддукеи. Скорее и тех и других правильнее рассматривать как партии, хотя и не структурированные в современном понимании этого слова, боровшиеся за влияние в народе и, в конце концов, за власть. Есть основания полагать, что эти партии зародились одновременно в результате борьбы, возникшей из-за конфликта в период возвращения из вавилонского плена между демократическими силами еврейского народа, возглавляемыми Неемией и Ездрой, и аристократическим священством во главе с первосвященником Елиашивом, а названия получили позже, в период Хасмонеев. Эти два течения в иудаизме нельзя представить изолированно – одно без другого, а потому рассматривать отдельно и тем более вне историко-политических событий, ибо они, фарисеи и саддукеи, их борьба за влияние и власть во многом определяют историческое развитие судеб евреев в эпоху Второго храма. Их многолетнее противоборство ослабляло еврейский народ, и отсутствие единства перед лицом римских завоевателей привело в конечном итоге к поражению и потере государственности.
Слово «фарисеи» происходит от еврейского названия «перушим», что значит «отделенные»: «сыны Израилевы, возвратившиеся из переселения (вавилонского плена), и все, отделившиеся от нечистоты народов земли и присоединившиеся к ним, чтобы прибегать к Господу, Богу Израилеву» (Езд. 6:21).
Ко времени правления Ирода фарисеи существенно влияли на религиозную жизнь народа, хотя насчитывали всего 6000 человек. Они представляли средние и низшие слои общества. Важной отличительной их чертой было то, что они не были глубоко затронуты эллинистической культурой, а принадлежали к традиционной культуре Ближнего Востока. Для них авторитетными были лишь древние традиции Израиля. Они принимали «традиции отцов» и вносили их в небиблейские законы и обычаи, которые передавались из поколения в поколение. Это учение дополняло Тору и в дальнейшем стало «устным законом», который позже был записан и со временем превратился в Талмуд. По мнению теперешних ортодоксов, устный закон тоже якобы был передан Творцом Моше. Такое представление тоже идет от фарисеев, хотя нигде письменного подтверждения этому нет. Фарисеев характеризовало скрупулезное соблюдение Закона, но теоретически, на словах, в их учении, а на практике было по-другому. Они сознавали трудность или даже невозможность его буквального соблюдения, а потому толковали Закон так, что можно было его обходить. Но поскольку Закон должен исполняться, то появлялись толкования с дополнениями и послаблениями. Среди фарисеев были специалисты по его интерпретации. Например, если цель Закона – служение благу людей, что следует из книги Левит (18:5): «Соблюдайте постановления Мои и законы Мои, которые исполняя, человек будет жив», то появлялось добавление «но не должен умереть из-за них». Они верили в бессмертие души, в ангелов, в то, что человек наделен свободной волей, но Бог может вмешиваться в людские дела. Они были противниками эллинизации, видя в ней путь к ассимиляции. Фарисеи считали себя монопольными владельцами Торы и, распространяя учение в различных слоях общества, пользовались популярностью в народе. Интересно, что в вопросах права они были за отмену смертной казни, считая, что преступника следует предоставить воле Всевышнего.
Говоря о фарисеях, следует помнить, что среди них не было единства. Незадолго до пришествия Мессии Иешуа они разделились на две хорошо отличимые группы: последователей Гиллеля (Хиллеля) и Шаммая.
Идеологическое и политическое противостояние в борьбе за власть между фарисеями и саддукеями привело к победе фарисеев, в результате чего фарисейская традиция постепенно возобладала и переросла, стала основой раввинистического иудаизма. Фарисеи как партия перестали существовать после разрушения Иерусалима. В настоящее время их следует считать предшественниками и причиной современного законничества в иудаизме.
Сейчас, как уже отмечено, слово «фарисей» стало синонимом лицемера и, конечно, не выражает сущности самого явления: так называемый фарисеизм был в определенном смысле постепенным реформированием Закона Моисея.
Группа саддукеев, включавшая в отличие от фарисеев в основном аристократов, высшее священство и родственников первосвященника, была не только родовой, но и денежной аристократией. Саддукеи, боровшиеся с фарисеями за влияние на протяжении нескольких веков (II в. до н. э. – I в. н. э.), к середине II века до н. э. представляли уже вполне сложившуюся структуру и являлись одним из основных религиозно-политических течений того времени.
В соответствии с современными научными представлениями свое название саддукеи получили от первосвященника Иерусалимского храма времен Давида и Соломона по имени Цадок (в интерпретации Библии на русском языке – Садок), который был основателем целой династии первосвященников.
Его род возглавлял религиозную элиту во времена Первого и Второго храма (исключая время иноземного богослужения). Основной обязанностью саддукеев было служение в храме.
Во времена Хасмонеев саддукеи утратили пост первосвященника, узурпированного правящей династией, но оставались очень влиятельной группой: продолжали руководить порядком богослужения в храме, занимали высшие должности в руководстве страны, например, пост председателя синедриона. Окончательно они потеряли власть в Иерусалиме, перешедшую к фарисеям во время Иудейской войны, а после разрушения Второго храма не только полностью утратили свое значение, но и вскоре вообще исчезли. Вместе с ними исчезли и накопленные ими традиции.
Саддукеи считали себя хранителями Моисеева Закона, тем более, что этот Закон для них, как левитов, был основой их влияния и богатства, однако, находясь близко к власти, к правителям, они были в известной степени эллинизированы, то есть были подвержены значительному культурному влиянию эллинизма. Довольно приблизительно такое их положение можно охарактеризовать как религия Израиля, а культура во многом эллинистическая.
Саддукеи признавали жертву выше молитвы и изучения Торы. Несогласие с ними в этом вопросе фарисеев в дальнейшем, с победой фарисеев и разрушением храма, привело к тому, что раввинистический иудаизм и ныне считает молитву достаточной заменой жертвоприношению.
Саддукеи отвергали «традиции отцов», предания старины, принимаемые фарисеями как Закон, и поэтому в дальнейшем их представляли как противников «устного закона», считавших писаный Закон неприкосновенным, как приверженцев исключительно Торы. Однако они (по новейшим исследованиям) не отвергали Пророков и Писания.
Одним из важных разногласий между фарисеями и саддукеями в вопросах догматики было отношение к бессмертию души и воскресению мертвых. Как вера в бессмертие души, так и вера в воскресение мертвых признавались фарисеями и отвергались саддукеями. Саддукеи считали, что бессмертия личности нет, но есть бессмертие народа. Индивидуальная душа увековечивается в процессе жизни человечества. Саддукеи в отличие от фарисеев отрицали и существование ангелов в нашем современном понимании. Они под посланцами Бога, о которых много раз говорится в Библии, понимали пророков или силы стихии, посылаемые Творцом. Расходились эти две партии и в вопросе о предопределении и свободной воле. (Задолго до арминиан и кальвинистов!) Саддукеи считали, что Бог не влияет ни на добрые, ни на злые деяния человека. Человек сам делает выбор, и никакого предопределения нет. Фарисеи полагали, что все предопределено, хотя часть из них пыталась как-то примирить оба воззрения посредством фразы: «Все в руках Бога, кроме страха Господнего».
Расхождения между фарисеями и саддукеями касались не только теологических вопросов, но и вопросов права. Например, саддукеи считали, что лжесвидетелей следует судить по Закону Моисея: участь лжесвидетеля должна быть такой, какую тот «умышлял своему брату», то есть его надо казнить, даже если обвиненный по его показаниям и приговоренный к смерти оставался живым.
Фарисеи же считали, что смерти подлежит лжесвидетель лишь в том случае, если ложно обвиненный казнен. Вообще они старались такие крайние меры оставлять на усмотрение Творца. Различались их взгляды и на ответственность хозяина за своего раба. Фарисеи считали, что хозяин не должен нести ответственность за раба, так как в отличие от вола тот наделен разумом. Саддукеи же полагали, что за проступки раба хозяин должен отвечать. В качестве аргумента говорили, что, желая досадить за что-либо своему хозяину, раб может сознательно принести ущерб соседу с тем, чтобы отвечал хозяин.
Саддукеи давно канули в Лету, и само их название вряд ли дошло бы до нас, если бы не их противоборство с фарисеями, оставившими значительный след в истории евреев в виде раввинистического иудаизма.