+7 (905) 200-45-00
inforussia@lio.ru

Менора 2, 2005 г.

Профессор Владимир Марцинковский

В XII веке н. э. в Испании жил ве-ликий еврейский ученый Май-монид, или Рамбам, – от раббену Моше бен Маймон (1135–1204). За свою мудрость он был прозван Орлом синагоги. Это был философ и богослов, пытавшийся соединить учение греческого мыслителя Аристотеля с философией иудейства, синтезировать еврейскую и арабскую ученость. Известны его комментарии к Талмуду, его 13 молитв, читаемых евреями ежедневно; одна из них говорит о пришествии Мессии. До сих пор авторитет Маймонида у евреев непререкаем.

Божий народ, будучи «народом дела», вправе спросить: «Что даст нам вера в Мессию Иисуса в практической жизни?»

Согласно учению Маймонида, есть три признака истинного Мессии, иными словами, три жизненно важные задачи, которые Мессия должен выполнить: возродить сердце человека, собрать Израиля (привести его в землю отцов) и восстановить храм.

Со всеми этими задачами успешно справился Мессия Иисус.

«Должно вам родиться свыше»

Иисус провозгласил Благую весть о возрождении человека (см. Его беседу с Никодимом в 3-й главе Евангелия от Иоанна). Он не только возвестил об этом, но Сам преображал сердца грешных людей: мытари и блудницы шли за Ним и под Его влиянием становились на путь чистой, праведной жизни. Это возрождение продолжается вот уже 2000 лет, и в наши дни нет иной личности, которая обладала бы такой спасительной силой. Многие из нас еще в дни юности искали освобождения от чувства вины, духовного рабства и от власти греха. Евангелие возвещает об этом освобождении.

«Тогда сказал Иисус к уверовавшим в Него иудеям: „Если пребудете в слове Моем, то вы истинно Мои ученики, и познаете истину, и истина сделает вас свободными...” Всякий, делающий грех, раб греха... Если Сын освободит вас, то истинно свободны будете» (Ин. 8:31–32, 34, 36).

И мы на деле испытали правду и радость Евангелия свободы, радость прощения грехов и освобождения от их порабощающей силы через Мессию Иисуса, Который взял на Себя «грех мира».

«И соберет изгнанников Израиля…»

Не было ли решение этой задачи заветным желанием Иисуса, Который однажды воскликнул: «Иерусалим, Иерусалим... Сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели!» (Мф. 23:37)?!

Иисус Мессия – единственный, Кто может духовно объединить сынов Израиля, и не только их, но и все народы, ибо Он «Желаемый всеми народами», как сказано у пророка Аггея о грядущем Мессии. Он один может обратить врагов в братьев, в детей одного Отца, ибо Он открыл путь к Всемогущему для каждого. «Я путь… Никто не приходит к Отцу, как только через Меня», – сказал Он (Ин. 14:6). Он поистине источник мира, «Князь мира», примиряющий человека с Богом, человека с человеком и все враждующие между собой творения.

Нам возражают: «Где же этот мир на земле, пропитанной кровью войн и революций? Где исполнение пророчества Исаии, описывающего времена Мессии, когда „волк будет жить вместе с ягненком” (Ис. 11:6)?»

Возражающие забывают, что Иисус не собирает людей насильно, ибо Он есть совершенная Любовь, жертвующая Собой, всех призывающая. И те, кто следует Его призыву, поистине собираются в одну великую братскую семью, преодолевают все конфессиональные и национальные преграды. «А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть детьми Божиими» (Ин. 1:12).

Согласно написанному пророком Исаией, два условия должны предшествовать полному установлению Царства Божьего на земле после прихода Мессии: зло, достигшее высоты своего развития в лице антихриста, будет окончательно искоренено – Мессия придет и «духом уст Своих убьет нечестивого» (Ис. 11:4), и «…земля будет наполнена ведением Господа, как воды наполняют море» (Ис. 11:9).

Лишь тогда будет новое небо и новая земля, «на которых обитает правда», и произойдет преображение всего творения: «Тогда волк будет жить вместе с ягненком… молодой лев и вол будут вместе, и малое дитя будет водить их» (Ис. 11:6).

Что касается вопроса о возвращении Израиля в землю отцов, то лишь Мессия Иисус может собрать евреев в Палестину, и не только физически. Он открывает им путь в страну правды и мира, в землю обетованную, в землю Эммануила (Ис. 8:8.), где Бог обитает с человеком. Ведь Мессия Иисус и есть Эммануил – «С нами Бог», Богочеловек. Земля эта принадлежит Ему, ибо Он освятил ее подвигом любви и искупил Своей кровью.

Восстановление храма Мессией

Иисус пришел во времена Второго храма, согласно пророчествам Аггея и Малахии. Все в этом храме, начиная с жертвоприношений и заканчивая ролью первосвященника, служило прообразом грядущего Мессии. Израиль не принял Его, и храм был разрушен, ибо символ устраняется, когда перестает быть нужным. В противном случае люди начинают символ предпочитать сущности, и появляется опасная склонность к обрядовости и идолопоклонству.

Вообще видимый и рукотворный храм имел временное и несовершенное значение. Поэтому и сказано у пророка Исаии: «Так говорит Господь: „Небо – престол Мой, а земля – подножие ног Моих. Где же построите вы дом для Меня и где место покоя Моего? … А вот на кого Я призрю: на смиренного и сокрушенного духом и на трепещущего пред словом Моим”» (Ис. 66:1–2).

«Ибо так говорит Высокий и Превознесенный, вечно Живущий, Святой – имя Его: „Я живу на высоте небес и во святилище, и также с сокрушенными и смиренными духом…”» (Ис. 57:15).

Этот вечный и духовный храм, мистическое тело Мессии Иисуса, в сердцах смиренных строит Сам Иисус. Этот храм не имеет пределов и под сенью своей объединяет все народы и племена. Его купол – бездонное синее небо, его лампады – далекие мерцающие звезды. В этом смысле в драме еврейского писателя Верфеля справедливо сказано, что после Голгофы храмом стал весь мир.

Храм Бога живого – это истинная Церковь Мессии, спасенные люди, вселенское братство, где «нет ни эллина, ни иудея… но все и во всем Христос» (Кол. 3:11). Он – Мессия Израиля и всех народов.

Хайфа, гора Кармил,

15 октября 1932 г.

Архив