Тропинка 2, 1996 г.
Колдуны и людоеды
Из жизни шотландца Джона Пэтона (1824-1907), миссионера на островах Новые Гебриды
Часть 2
Однажды К Джону Пэтону пришла женщина с просьбой о помощи одному молодому человеку, который постоянно пил и каждый раз, напившись, пытался лишить себя жизни. После неудачных попыток избавиться от пагубной страсти этот человек осознал собственное бессилие, что привело его в отчаяние. Вот почему он не хотел больше жить. Встретившись и поговорим с ним, Джону стало жаль его.
Мы вместе будем читать Слово Божие, - сказал Джон, - Господь может помочь тебе.
И раскрыл Библию. Молодой человек внимательно слушал. Потом Джон преложил:
- А теперь давай встанем на колени и помолимся.
- Но я не умею молиться, - возразил молодой человек.
- Хорошо, - ответил Джон, - вот и скажи Богу об этом.
Молодой человек хотел подняться с колен, но Джон настаивал:
- Попробуй же помолиться. Попроси Господа Иисуса спасти тебя.
И молодой человек стал молиться. Может Бог помочь такому человеку? Да. Впоследствии этот человек всем рассказывал о том, что Бог помог ему.
Джон много и напряжённо работал. В течение девяти лет изо дня в день он рассказывал людям об Иисусе Христе, Который пришёл в мир, чтобы взять на Себя грехи людей. Как-то раз Джон шёл по городу. Вдруг из одного дома в него бросили камень, который угодил прямо в голову. Джон упал на землю. Из раны сочилась кровь. В другой раз враги Джона пытались облить его кипятком, когда он оказался под их окном. Однако, несмотря ни на что, Джон продолжал говорить людям об Иисусе Христе и относился к ним с любовью. Господь помогал Джону быть терпеливым и приветливым с людьми, потому что Джон от всего сердца стремился служить Богу.
ГЛАВА 6. В ЧУЖИХ КРАЯХ
Как-то на одном богослужении, на котором присутствовал и Джон, пастор рассказывал о большой нужде мужчин и женщин, мальчиков и девочек, живущих на маленьких островах Новые Гебриды, расположенных в другом полушарии, в южной части Тихого океана, восточнее Австралии. Эти люди - каннибалы, дикари-людоеды. Они ходят практически без одежды, их культура примитивна.
"Как бы мне хотелось отправиться туда!" - подумал Джон. Слёзы наворачивались у него на глаза, и сердце болело за этих несчастных, которые никогда не слышали о любви Иисуса Христа. Ему хотелось кричать: "Вот я, пошли меня!"
Но Джон опасался, что его желание уехать в дальние края, бросив всех, кому он был так нужен в Глазго, может не отвечать воле Божьей. Ведь теперь на богослужения послушать его проповеди приходили сотни молодых людей.
Возвратившись в тот вечер домой, Джон встал на колени и помолился: "Дорогой Господь, я готов делать всё, что Ты хочешь, и следовать туда, куда Тебе угодно меня направить".
На следующий день Джон пошёл к руководству церковной общины и сказал, что готов поехать на Новые Гебриды. Его желание было одобрено. С этого момента для Джона наступили нелёгкие времена. Последующие годы он напряжённо готовился: изучал Библию, чтобы как можно больше рассказать им об Иисусе. Некоторые из знакомых хотели удержать Джона Пэтона от его намерения.
Как-то раз к нему зашёл один христианин. Он был значительно старше Джона.
- Я слышал, что ты хочешь ехать на острова, - сказал он. Мой тебе совет: одумайся! Эти людоеды тебя съедят!
Но Джон возразил:
- Дорогой господин Диксон, если я могу посвятить свою жизнь служению Господу Иисусу, пусть даже мне пришлось бы умереть ради Его славы, я буду счастлив. В великий час воскресения моё тело будет восстановлено точно так же, как и Ваше, и мы уподобимся воскресшему Искупителю.
Однако прежде чем отправиться в далёкое путешествие, Джон решил съездить домой и обсудить своё решение с родными! Ведь с тех пор, как он в последний раз видел семью, прошло очень много времени.
Он увидел тот же милый садик, ту же низкую соломенную крышу. Дверь дома была открыта. Увидев Джона, отец поспешил ему навстречу и крепко обнял его. Тут и остальные члены семьи обступили Джона и, перебивая друг друга, начали расспрашивать его. Не сразу Джону удалось остаться с отцом и матерью наедине.
- Джон, -сказал отец, - когда ты был ещё совсем маленьким, мы принесли тебя Господу. Мы надеялись, что Он призовёт тебя на миссионерское служение. И Он сделал это.
Через несколько дней Джон возвратился в Глазго. А спустя некоторое время Джон вместе со своей молодой женой (он тем временем женился) сел на большой корабль, который взял курс на Австралию. Это было 16 апреля 1858 года. В то время подобные путешествия длились намного дольше, чем сегодня. Целые месяцы молодые супруги беззаботно наблюдали за волнами, радовались бризу, приносившему освежающую прохладу, и наслаждались общением с капитаном судна, который оказался христианином. Кроме того, они проводили богослужения на корабле, и Джон наставлял пассажиров, проповедуя Слово Божие.
Где бы Джон ни оказывался, он всегда находил возможность служить Господу. Он не стал ждать, пока доберётся до места назначения, и рассказывал об Иисусе всякому, с ем доводилось общаться.
Наконец судно достигло австралийского берега. Джон перегрузил свои 50 ящиков со снаряжением на судно, шедшее к Новым Гебридам. Через тринадцать дней они прибыли на место. Капитан этого судна не был похож на предыдущего. Он не захотел подходить к самому берегу, чтобы высадить семью миссионера. Поэтому пришлось сигналить шхуне, которую они заметили с борта корабля, чтобы она доставила их к цели. Она принадлежала миссионерской станции и как раз должна была подобрать пассажиров.
Капитану настолько не терпелось побыстрее удалиться, что при швартовке шхуна миссионерской станции получила сильный удар, отчего у неё пополам переломилась грот-мачта. Джон едва успел оттащить свою жену от того места, куда упал её толстый ствол. Куда более худшим последствием столкновения стала потеря парусного оснащения. Без парусов шхуной было почти невозможно управлять, и она оказалась во власти огромных волн. В результате их отнесло миль на десять от берега, где они беспомощно носились среди бушующего океана. Мало того, ветер гнал шхуну в направлении острова Танна, на котором обитали самые свирепые людоеды. Джон догадывался, что если аборигены их заметят, то его вместе с женой непременно убьют и съедят. Но миссионер с близлежащего острова увидел, что шхуна попала в беду, подошёл к ней на лодке и спас терпящих бедствие.
В конце концов Джон добрался до того места, которое Бог предназначил для него ещё много лет назад. Джон горел желанием скорее познакомиться с новыми условиями. Его интересовали и непроходимые зеленые джунгли, и их обитатели с причудливыми украшениями в виде колец, продетых в носу, и ожерелий из костей и зубов. Джон был осведомлён о злобном характере местных жителей. Позже, когда был построен дом миссионера, они с женой не раз слышали человеческие крики и шипение пролетавших боевых топоров - это дикари в окрестных зарослях сражались между собой. Джону не терпелось рассказать туземцам о том, что Иисус может изменить их жизнь.
Склонность аборигенов к воровству была поразительной! Однажды прошёл такой сильный дождь, что Джону пришлось постельное бельё вывесить для просушки. Тут, запыхавшись, подбежал Маики, вождь племени, и с криком „Пойдём скорее!" побежал в дом. Через минуту с улицы послышались громкие возгласы работников миссии. Джон выбежал улицу и увидел, как местные жители пытались украсть развешанное на верёвках бельё.
Глава 7
СРЕДИ ЛЮДОЕДОВ
Легко ли было миссионеру жить и работать среди людоедов - людей, которые ели человеческое мясо и ради этого порой даже выкапывали из могил мертвецов?! Можно ли было спокойно наблюдать, как мужья из прихоти или из-за непослушания избивают, а то и вовсе убивают своих жён?! Можно ли было спокойно наблюдать, как вокруг бегают неухоженные, немытые и часто больные дети, лишённые родительской заботы?! Может ли Бог изменить таких людей?
Как только местный юноша достигал определённого возраста, отец показывал ему, как нужно обращаться с копьём и стрелять из лука, как можно до смерти замучить свою жертву и как пользоваться боевым топором. На этом, собственно, всё обучение заканчивалось. Поэтому нет ничего удивительного в том, что повзрослевшие юноши искали лишь повода проявить себя в междоусобных столкновениях.
Но Джон любил этих людей, несмотря на их воинственный характер. Ему хотелось помочь аборигенам и объяснить, что Иисус их тоже любит. Чтобы поддержать Джона, с соседних островов прибыли туземцы, уверовавшие в Христа.
Как-то утром Джона разбудил шум, доносившийся из джунглей. Джон сразу догадался, что туземцы опять затеяли межплеменную войну. И он решил, что нужно во что бы то ни стало остановить бессмысленное побоище.
Вместе со своими друзьями-христианами он направился прямо через заросли к тому месту, откуда раздавались крики. Его спутники дрожали от страха, но Джон молился: „Дорогй Отец, прошу Тебя, руководи мной. Сохрани нас. Покажи, что нужно делать".
Внезапно они вышли на поляну. Множество людей что-то праздновало. Джон подошёл поближе и на местном языке громко произнёс:
- Народ Танна, я ваш друг! Я приехал сюда для того, чтобы поведать вам об истинном Боге.
К Джону подошёл вождь племени, пожилой человек с красивым украшением из птичьих перьев на голове и огромными серьгами в ушах. Он взял Джона за руку и провёл в круг собравшихся.
- Садись рядом со мной, - сказал он, - они будут тебя слушать.
Целый час Джон выступал перед племенем. После этого мужчины-воины пообещали прекратить вооружённые стычки. Они одарили Джона кокосовыми орехами, сахарным тростником и курами. А Джон, в свою очередь, дал им рыболовные крючки и куски красного сукна. Вождю он подарил ярко-красную набедренную повязку. Так Господь ответил на молитву Джона!
Однако среди туземцев были и такие, кто мечтал убить миссионера. Как-то раз Джон работал во дворе миссионерского дома. Оторвавшись на секунду от дела, он заметил одного из вождей племени, который целился в него из ружья. Что было делать в этой ситуации? Бежать в дом? Джон решил не паниковать и оставаться на месте.
- Я твой друг, - сказал он ему, - и хотел бы тебе помочь. Туземец по-прежнему держал ружьё наизготове. Минуты проходили, как часы. Джон снова взялся за работу, мысленно прося Господа о защите. Бог удержал вождя от того, чтобы тот спустил курок.
Несколько позже Джона ждало ещё одно испытание. Ом увлёкся работой и не заметил, как его окружили туземцы. Каждый из них держал ружьё, направленное на миссионера. Не переставая целиться, они подходили всё ближе. И тут Джон вспомнил цитату из Библии: "Если чего попросите во имя Моё, Я то сделаю". Помолившись, он получил уверенность, что Бог не допустит, чтобы кто-нибудь из них выстрелил. И они не выстрелили. Немного погодя они исчезли так же незаметно, как и пришли, не причинив Джону никакого вреда.
Глава 8.
ЯЗЫЧЕСКИЕ СУЕВЕРИЯ
Однажды Джон заявил своим христианским помощникам из местных жителей, что, по его мнению, Богу было бы угодно видеть на острове церковь. Они нашли подходящее место и начали копать котлован под фундамент. Вдруг один из туземцев прекратил работу. Оказалось, что он обнаружил в земле какой-то предмет, и его находка заставила всех остальных в ужасе отшатнуться.
- Да ведь это железный бог! — воскликнул один из них, показывая на большой круглый камень.
Местные жители объяснили Джону, что на этом камне совершались человеческие жертвоприношения.
- Вы видите эти отверстия? - спросили они Джона. - Кровь жертвы должна была стекать на камень до тех пор, пока дух камня не поглощал её.
Туземцы были уверены, что этот камень сюда притащил злой дух. Один из шаманов, появившихся позже, попытался было сдвинуть камень с места. Но Джон не позволил. Ему хотелось продемонстрировать местным жителям, что духи утратили прежнюю силу. Через три месяца церковь была готова и, по общему мнению, выглядела восхитительно. Дабы уберечь помещение от дождей, крышу пришлось покрыть листьями сахарного тростника. Пол был отделан чудесными белыми кораллами, которые строители подняли со дна моря и предварительно разбили на мелкие части. Все очень гордились результатами своего труда.
(Продолжение следует)
Перевёл с немецкого Анатолий Духанин