Тропинка 3, 1996 г.
Колдуны и людоеды
Из жизни шотландца Джона Пэтона (1824-1907), миссионера на островах Новые Гебриды
Часть 3
Три шамана держали всё население острова в страхе. Они утверждали, что могут убить любого человека, просто произнеся заклинание над плодом, который тот надкусил и бросил.
Однажды, когда Джон проповедовал перед большой группой аборигенов, шаманы пригрозили ему смертью. Джон подумал: "Вот отличная возможность убедить туземцев в том, что их колдуны бессильны". Среди собравшегося народа он заметил женщину с большим коробом слив. Джон прошёл через толпу к ней и попросил несколько штук. Затем он откусил от каждой сливы и, подойдя к шаманам, сказал:
- Я разрешаю вам убить меня.
Все собравшиеся с ужасом смотрели на миссионера. Скоро он умрёт! Шаманы взяли сливы и начали выполнять надлежащие церемонии. Сперва они направились к «священному дереву» и завернули фрукты и его листья так, что они стали похожи на свечи. Затем они разожгли под деревом костёр и стали петь и причитать. Запалив эти «свечи» из листьев, колдуны принялись танцевать и размахивать ими над головами присутствующих. При этом они то и дело бросали взгляды на Джона, пытаясь уловить первые приметы наступающей смерти.
Джон хотел показать людям, насколько нелепо выглядело подобное суеверие. Поэтому он крикнул:
- Торопитесь! Зовите своих богов на помощь! Я ещё жив!
После продолжительных и безуспешных попыток шаманы заявили, что им необходимо созвать всех колдунов, и уж тогда миссионеру не поздоровится, - пусть готовится умереть до следующего воскресенья!
- Хорошо, — ответил им Джон, — но если в воскресенье я живым и здоровым войду в вашу деревню, то вам придётся публично признать, что ваши боги не имеют надо мной власти и что меня охраняет истинный и единственный Бог.
Целую неделю гремели барабаны. По опыту Джон знал, что шаманы иступлённо совершают колдовские ритуалы.
В воскресенье Джон поднялся спозаранку, быстро оделся и поспешил в деревню. Там уже собралось много народу, желавшего посмотреть, в чью пользу решится спор. Они не поверили своим глазам, когда увидели Джона живым и здоровым. Всю жизнь они верили шаманам. И теперь вдруг поняли, что те их обманывали. Один из колдунов выступил навстречу Джону и произнёс:
- Мы не смогли сделать того, что задумали. Ты — великий шаман, — при этом он указал на него пальцем, - и твой Бог сильнее наших богов. Он защитил тебя.
- Это верно, - ответил Джон достаточно громко, чтобы было слышно всем собравшимся, - Иисус Христос сильнее ваших богов. Он хранит меня, он единственный, истинный и живой Бог.
Затем Джон сел на пень и предложил присутствовавшим разместится вокруг:
- Слушайте, - громко сказал он, — я хочу сказать вам, как вы можете узнать этого истинного и живого Бога.
Двое шаманов слушали проповедь Джона вместе со всеми. И только третий всё это время прыгал вокруг в диком танце и, сжимая в руке копьё, норовил подобраться к Джону поближе, чтобы нанести смертельный удар. Но жители деревни сомкнулись вокруг миссионера в тесный круг и так охраняли его от нападения.
Спустя четыре месяца после высадки Джона Пэтона на остров заболела его жена. Она плохо переносила местный климат, заболела лихорадкой и умерла. Спустя несколько недель умер маленький сын Джона. Теперь Джон остался один. Но ещё не утихла боль по умершей жене и сыну, как его постигли новые, ещё более тяжёлые испытания.
Глава 9
МИССИЯ МИЛОСЕРДИЯ
Однажды Джон засиделся в миссионерском доме за книгами. Было поздно. В дверь постучали. На пороге стоял один из туземцев-христиан. Он пришёл с другого конца острова и сообщил, что у работавшего там миссионера кончилась мука и ему не из чего печь хлеб. Джон понял, что должен каким-то образом доставить муку тому миссионеру. Это было непростой задачей, поскольку соседствующие племена на острове в очередной раз затеяли между собой войну, и если бы он решил пойти пешком, наверняка был бы убит. А если по морю? Плавание по неспокойному морю на каноэ (лодке, выдолбленной из цельного ствола дерева) было опасным предприятием.
На следующий день Джон поговорил с одним из авторитетных вождей, своим хорошим другом. Тот пообещал отправиться вместе с ним в плавание. Джон выбрал большой каменный сосуд с хорошо подогнанной крышкой и наполнил его драгоценной мукой. Когда всё было готов, вся команда - Джон, вождь племени и ещё несколько человек - поспешила на берег и вышла в море. Сосуд ради безопасности Джон поместил на середину каноэ.
Они старались держаться ближе к берегу. Волны захлёстывали лодку, и все вымокли до нитки. Но вёсельным рулём правили сильные руки аборигена. До цели оставалось всего две мили.
А волны становились всё выше. Каноэ раскачивалось так сильно, что казалось, оно вот-вот опрокинется. Туземцы отказывались продолжать плавание.
- Но мы же не можем остановиться на полпути! - подбадривал их Джон. - Если мы сейчас направим каноэ к берегу, то лодку разнесёт в куски. Мы окажемся в море и погибнем.
- Постой! - закричал один из туземцев. - Я вижу волну поменьше. Мы её оседлаем и пойдём на гребне!
Так они и сделали. Волна подхватила каноэ и понесла к берегу. Но вот волна налетела на коралловый риф и разбилась. И всех, кто находился в лодке, выбросило в воду. Всех, кроме Джона, который не умел плавать и, молясь о спасении, успел зацепится за борт каноэ.
Глава 10
БОЖЬЯ ЛЮБВЕОБИЛЬНАЯ ЗАБОТА
Один из членов туземной команды видел, что произошло с миссионером. Он также заметил, что Джон пока ещё жив. Поэтому он быстро подплыл к Джонy и вытащил его на берег.
„А где наша драгоценная мука?" - едва успел подумать Джон, как тут же заметил высокого туземца, шлёпающего по воде со стороны моря и держащего в руках знакомый сосуд. Бог позаботился обо всём. Когда сотрудники соседней миссии встретили Джона, вождя и его соплеменников, их благодарности не было предела. Теперь им не придётся голодать. У них снова была мука для выпечки хлеба.
Солнце тем временем село. Спутники отдохнули, и Джон сказал, что пора торопиться в обратный путь, чтобы успеть пересечь остров до наступления рассвета. Иначе их могут обнаружить и убить. Джону вообще не хотелось надолго оставлять дом без присмотра, так как он опасался, что враги в его отсутствие проникнут внутрь и выкрадут всё имущество.
- Мы не пойдём с тобой, - ответили туземцы.
Они очень боялись темноты и не желали отравляться куда-либо на ночь глядя. В итоге Джону пришлось идти в опасный путь одному.
Джон с трудом пробирался через девственные заросли, осторожно продвигаясь вперёд, пока перед ним не предстал самый опасный участок пути: большая скала, которую невозможно было обойти. Хватаясь за корни и стволы мелких деревьев, он кое-как добрался до вершины. Дальше Джону приходилось двигаться с предельной осторожностью, так как один неверный шаг - и он бы сорвался в бушевавшее внизу море.
Пройдя часть пути, он остановился. „Заблудился! - подумал Джон. - Нужно скорее найти дорогу, пока меня не обнаружили". Вдруг он заметил невдалеке огни. Первое, что пришло в голову: „Это, должно быть, лагерь враждебного племени". Жители этой деревни, как было известно Джону, пользовались на острове самой дурной славой. И он потихоньку, ползком начал продвигаться вперёд. В случае обнаружения его ждала неминуемая смерть.
Наконец деревня осталась позади. Но Джону предстояло новое опасное испытание. Он дошёл до конца скалы, и теперь ему надо было спуститься к берегу. Но где тропа? В непроглядной тьме Джон облазил всю оконечность скалы, пока усталость не взяла своё. Он вспомнил, что в одном месте скала имела гладкий и относительно пологий спуск к морю. Если он доберётся до этого спуска, то сможет просто скатиться вниз. Во время прилива там было глубоко. Но при отливе можно было спокойно передвигаться по кромке берега. Джон бросил вниз несколько камешков, чтобы по звуку определить, какого уровня сейчас достигает вода. Но сколько он ни прислушивался, ничего не мог понять. Тогда Джон бросил большую палку. Но и это не дало результата. Он подумал: "Положусь на Бога - Он поможет".
Джон подвернул одежду так, чтобы она не могла ни за что зацепиться, и, широко расставив ноги, прижался к скале. „Господь Иисус, помоги мне!" - молился он.
И покатился по склону. Ощущение было такое, что он летит. Несколько секунд показались ему часами. Но вот ноги коснулись воды. Джон весь промок, но был жив, спасён. „Благодарю Тебя, Боже", - промолвил он, продолжая свой путь к дому. Когда друзья увидели, что он возвращается один, они удивлённо воскликнули:
- Действительно, твой Бог - великий Заступник!
- Да, - ответил Джон, - но Он может стать и вашим Заступником и Помощником, если вы Ему доверитесь.
Глава 11.
ДРУЖБА С ВОЖДЁМ
На острове Танна, где жил Джон, обитали два постоянно враждовавших между собой племени: одно - в районе гавани, другое - в глубине острова. Да, собственно, они так и назывались: люди гавани и люди леса. Теперь наступил момент, когда они начали враждовать из-за Джона Пэтона. Люди гавани говорили, что Джон должен либо найти приют в глубине острова, либо убраться вовсе. Однажды они прислали Джону письмо: „Приходи на собрание, где будет обсуждаться вопрос о твоей дальнейшей судьбе". Но Джон подумал, что если пойдёт, то, возможно, уже не вернётся живым.
Вождя людей леса звали Яном. Он пришёл к Джону и настоятельно потребовал, чтобы тот отправился вместе с ним.
- Если ты собираешься убить меня, то Бог тебя накажет, - предупредил Джон.
- Пойдём быстрее, - бросил вождь в ответ.
Джону ничего не оставалось, как постараться не отставать от вождя, который, не оборачиваясь, быстро шагал по узкой дорожке к деревне. Когда они вышли из леса, Джон не на шутку испугался. По обе стороны деревенской площади выстроились воины.
Когда спутники приблизились к воинам лесного племени, их вождь Ян громко сказал Джону, что эти люди его друзья и что они собрались для защиты миссионера. Потом он показал на противоположную сторону, где стояло племя гавани, и произнёс:
- А это твои враги. Они ненавидят Библию и не хотят, чтобы у нас установился мир.
Его речь напугала людей из гавани.
- Скажи только слово, - продолжал вождь, - и мы их перестреляем.
Джон поднял руку.
- Я всех вас люблю, - громко обратился он ко всем, - вы вольны застрелить меня или убить каким-либо иным способом, но знайте, что я друг всем вам.
Туземцы притихли и слушали.
- Я не боюсь смерти, - продолжал Джон, - если вы меня убьёте, то я попаду на небо к Господу Иисусу. Иисус любит и вас, Он принял крестную смерть и за вас. Полюбите Его и служите Ему. Тогда вы будете счастливы.
Ян не скрывал своего разочарования. Он ожидал другого развития событий. Он хотел иметь повод для нанесения поражения людям из гавани. Но выступление Джона повлекло за собой установление мира на какое-то время. Однако поскольку подлинного обращения островитян к Богу не произошло, то вскоре туземцы опять стали говорить о войне. Поводом послужила смерть жены одного из вождей, виновником которой туземцы единодушно посчитали Джона.
Они решили убить миссионера. Воины засели в зарослях и готовились наброситься на Джона В тот момент, когда он будет выходить из дому. Но друзья предупредили его.
Так и на этот раз ему удалось избежать смерти. Тогда враги Джона сказали:
- Если мы не может убить миссионера, то давайте убьём Яна.
Для этого они обратились к помощи магии, как делали уже однажды, чтобы убить Джона. Спустя какое-то время Ян тяжело заболел.
Джон стал за ним ухаживать и добился некоторого улучшения состояния больного. Но затем здоровье вождя снова начало ухудшаться. У Джона возникло подозрение, что Ян отравился недоброкачественной пищей. Уж он-то знал, что причина болезни не в колдовстве.
Однажды люди Яна прибежали к Джонy и сообщили, что вождь при смерти. Джон подумал, что таким способом его заманивают в очередную ловушку, чтобы расправиться с ним. И всё же он не мог отказать Яну и потому отправился в деревню. Как только он оказался внутри грязной хижины, то сразу понял, что Ян действительно умирает. Жители деревни попрятались в зарослях кустарника. Джону Пэтону показалось странным, что его оставили один на один с больным.
- Подойди поближе, - прошептал Ян.
И когда Джон наклонился над ним, тот внезапно вытащив из-под одеяла большой нож, хотел нанести удар прямо в сердце миссионера. Теперь Джону стало понятно, почему деревня внезапно опустела. Это был заговор. Ян намеревался убить Джона, и ни один человек не должен быть свидетелем. Расчёт был прост: если когда-либо на остров придут другие белые люди, то им ни за что не удастся обнаружить и наказать убийцу миссионера.
Что предпринял Джон в этот момент? Он тихо помолился, и Ян отложил нож в сторону.
- Уходи быстрее, - прошептал он.
Джон поспешно вышел. Он надеялся, что его никто не заметит, в противном случае последуют за ним и убьют его. Бог хранил Джона. Вскоре Джон узнал о смерти Яна. После всего случившегося враги Джона ещё больше озлобились.
(Окончание следует)
Перевёл с немецкого Анатолий Духанин