Тропинка 5, 1996 г.
Прощай, мухомор!
Елена Микула
- Ну вот, на этой полянке мы отдохнём, - сказал дедушка и поставил свою корзину на траву возле берёзки.
Алёша, Лиза и Валера расположились рядом с ним.
- Показывайте ваш «улов», грибники, - улыбнулся дедушка. - Поганок не насобирали?
- Да нет, мы грибы знаем! - засмеялись дети.
- Вижу, что это так. Моя наука не прошла даром. Сейчас отдохнём немного и пойдём домой. Я думаю, бабушка обрадуется, когда увидит ваши лукошки. Дедушка достал из корзинки несколько яблок:
- Угощайтесь, а я вам пока сказочку расскажу.
- Но мы уже большие, деда, - возмутился Алёша.
- Эта сказка не простая, а с секретом. Слушайте.
Жил-был ёж. И было у него четыре сына: старший - Тишка, средний - Кешка и малыши-близнецы Мишка да Гришка. Вот подросли они, и пришла пора идти им в лес запасы делать на зиму. Дала мама каждому по лукошку, а папе ежу - большую корзину. И отправились они по грибы. Мишка с Гришкой так и бросились наперегонки, чтобы побольше грибов набрать. Но папа ёж остановил их и говорит: „Прежде чем в лес идти, я вам кое-что покажу".
И повёл их папа на полянку, где на одном дубе висел огромный плакат. На нём были нарисованы разные грибы с названиями, а сверху надпись - «Съедобные грибы». На другом дубе тоже висел плакат, на котором сверху было написано - «Ядовитые грибы». „Посмотрите хорошенько на эти плакаты и запомните, какие грибы съедобные, а какие ядовитые. А потом идите, собирайте. Когда наполните свои лукошки, возвращайтесь сюда, на эту полянку", - распорядился папа ёж и пошёл со своей корзиной в глубь леса.
Гришка глянул на первый плакат, глянул на второй и фыркнул „Съедобные, ядовитые... Пойду пособираю, а там разберёмся". И побежал Гришка в лес. Мишка посмотрел на первый плакат, посмотрел на второй и ахнул: „Ах, какой грибочек красивый, красненький, в горошек. Мухомором называется. Вот я такие и буду собирать. Не может быть, чтобы и такой красивый грибочек был ядовитым. Это, наверное. художник ошибся, когда плакат рисовал". И потопал Мишка в лес.
Кешка посмотрел на первый плакат, прочитал все названия грибов, посмотрел на второй, прочитал тоже все названия. „Разве всё запомнишь?" - вздохнул он и пошёл в лес.
А Тишка несколько раз внимательно посмотрел на оба плаката, всё прочитал, всё запомнил и пошёл следом за братьями.
Папа ёж вернулся со своей корзиной на полянку и стал ждать сыновей. Первым вернулся Гришка, потом Мишка, потом Кешка и наконец вышел из лесу Тишка. "Ну показывайте, дети, что вы насобирали", - сказал папа ёж. Он взял Гришкино лукошко и высыпал грибы на траву "Ай-ай-ай, Гришка! Ты принёс четыре мухомора, три бледные поганки и два десятка ложных опят. Это всё ядовитые грибы! Да разве ты не видел, что было нарисовано на плакатах?" Потом папа ёж взял Мишкино лукошко, а там - одни мухоморы. „Ай-ай-ай, Мишка! Да разве ты не видел, что мухомор был нарисован на плакате под названием «Ядовитые грибы»? Ну, Кешка, показывай, что там у тебя. Так, всего три грибочка, но зато все съедобные: подосиновик, подберёзовик и маслёнок. Но почему так мало?" - „Да я каждый раз, когда находил грибок, возвращался к плакатам и проверял, съедобный он или ядовитый", - ответил Кешка. „А что в Тишкином лукошке? Смотрите, дети, какие замечательные грибы нашёл ваш брат: белые, подосиновики, лисички, опята, сыроежки. Молодец, Тишка. Как это тебе удалось?" - спросил папа ёж сына. Я всё хорошенько прочитал на плакатах и запомнил. Я хорошо знал, какие грибы мне нужны, а какие - нет. Я теперь умею различать съедобные и ядовитые грибы". И папа ёж очень похвалил Тишку - закончил свой рассказ дедушка.
- А где же секрет? - спросил Алёша. - Будет тебе сейчас секрет, - улыбнулся дедушка. - Валера, видишь там, под ёлочкой, растет мухомор, принеси-ка мне его сюда. Дедушка достал из своей корзины большой красивый белый гриб.
- Смотрите, вот у меня два гриба: боровик и мухомор. Какой из них съедобный, а какой ядовитый?
- Ну, это все знают, разве это секрет? - разочарованно сказал Алёша.
- А откуда ты узнал, что это так?
- Ты, деда, нас научил.
- А почему вы мне поверили?
- Ты никогда не говоришь неправду, - сказала Лиза.
- И ты, наверное, не хотел бы, чтобы мы отравились, - сказал Алёша.
- Но ведь в моей сказке папа ёж тоже не обманывал своих ежат, однако только Тишка и Кешка собрали съедобные грибы. Что им помогло? Алёша, как ты думаешь?
- Тишке помогло то, что он знал, как отличить хороший гриб от плохого. А Кешке помогло то, что он всё время возвращался и сверял по плакатам свои грибы.
Дедушка одобрительно кивнул и сказал:
- Молодец, правильно. Ты только что сказал: «хороший» гриб и «плохой». А как ты различаешь хорошее и плохое?
Тут вмешался Валера:
- Хорошее - это когда хорошо.
Все дружно засмеялись. Дедушка вытер глаза платком и спросил ещё раз:
- Всё-таки, как можно научиться различать добро и зло? Дети замолчали. Лиза вдруг взяла дедушку за руку и сказала:
- Я разгадала твой секрет. Ты говоришь о Библии. Мимо неё можно пробежать, как это сделал Гришка. Ей можно не поверить, как не поверил Мишка. С ней можно познакомиться и всё время возвращаться к ней, как возвращался Кешка. А можно прочитать её, изучить и знать, как знал Тишка.
Дедушка обнял Лизу:
- Молодец, внучка!
- А разве в Библии написано про грибы? - спросил Валера.
- Нет, малыш, - засмеялся дедушка. - Но представь себе, что мы совершаем в нашей жизни хорошие дела и поступки и плохие. Первые приносят нам пользу, а вторые отравляют нас. Вот посмотри: белый гриб. На что он похож? Он такой чистый, крепкий. надёжный.
Мне кажется, это вера, - тихо сказала Лиза. А подосиновик - это любовь.
- Почему? - спросил Алёша.
- Он очень красивый, прямой, высокий.
- А подберёзовик?
- Это надежда, - подумав, сказала Лиза.
Алёша не унимался:
- А шампиньон?
- Это правда, истина. Он чистый, белый. Он остаётся чистым, пройдя через землю. Он даже может пробить асфальт. Это правда, которая побеждает.
Дедушка кивнул головой:
- Правильно, внучка. А есть ещё один гриб, который очень похож на шампиньона. Только он не такой белый, а чуть с зеленцой, и юбочка на нём такая красивенькая. Этот гриб очень ядовитый, я рассказывал вам о нём.
- Бледная поганка, - догадался Алёша. - Она похожа на правду, но это ложь.
- Как интересно! - сказал Валера. - Я бы никогда не додумался. Давайте ещё!
- А опята? - хитро подмигнул дедушка.
- Это дружба! - хором закричали дети.
- А ложные опята?
- Это компания, с которой лучше не водиться.
Алёша задумался:
- А сыроежки?
Лиза, помолчав, сказала:
- Я думаю, это вежливость.
- Вежливость? Почему? - удивился Алёша.
- Понимаешь, они все разные: жёлтые, синие, фиолетовые, зелёные. Все очень красивые, простые и не прячутся. Но они очень хрупкие и не переносят грубого обращения.
- Да, - протянул Алёша, - моя вежливость от грубого обращения моментально рассыпается.
Дедушка успокоил Алёшу:
- Не грусти. Вот посмотри на лисички. Что они тебе напоминают?
- Улыбку, смех, юмор, радость.
- Да, - поддержал Алёшу Валера, - на них просто приятно посмотреть.
Дедушка потрепал его по рыжим вихрам:
- А знаешь, что есть и ложные лисички? Это, наверное, пустой смех, злой юмор, глупые шутки.
Лиза улыбнулась:
- Как хорошо, что в наших корзинках только дружба, любовь, надежда и вежливость!
Дедушка скомандовал.
- А теперь домой! Обрадуем бабушку такими находками.
Дети подхватили свои лукошки и направились по тропинке домой. Валера обернулся и сказал мухомору, который остался лежать на полянке:
- Ты думаешь, что ты самый красивый, самый главный, самым важный? А на самом деле ты - просто глупость. И ты нам не нужен. Прощай, мухомор!