Тропинка 3, 2009 г.
Домашнее задание
Елена Чепилка
В шестом классе ребята на уроках литературы изучали творчество русского писателя Н. В. Гоголя. На дом Алла Емельяновна, строгая пожилая учительница, задала читать и пересказывать рассказ «Утопленница». В программу внеклассного чтения шестиклассников включен также рассказ «Вий». Многие дети были в восторге. Кто-то делился впечатлениями о созданном кинофильме по этому рассказу Гоголя, кто-то, широко открыв глаза, шептал, что это истинная правда, не иначе. В общем, это домашнее задание дети готовы были выполнить с удовольствием.
Придя из школы домой, Лиля пообедала и села за учебник. Но прежде она помолилась, попросив у Господа благословения. Так она привыкла делать с первого класса. Господь всегда помогает ей в учёбе, может быть, поэтому в Лилином дневнике всегда хорошие оценки.
Затем Лиля открыла нужную страничку. Что же это за «Утопленница» такая? Девочка быстро перебегала взглядом с одной строчки на другую. Пьяные дебоши, скверные прозвища, наконец, злая ведьма и сказки про русалок. О нет, это Лиля читать не хочет! Мама с папой часто, читая своим детям Библию, разбирали места Священного Писания о языке и плохих словах. Как же такое можно христианке произносить вслух? Пересказывать всё это, хотя и написанное известным русским писателем, Лиля не хотела. Она помнила о том, как часто просила у Иисуса прощения за свои плохие слова, в обиде на братишку сказанные ею. Девочка так старалась от них освободиться. А вот теперь их надо учить по школьной программе. Рассказы про ведьм тоже ей не по душе. Чего хорошего они могут дать ребятам? Ворожба и гадания – страшные грехи. Это вовсе не из области интересного. Бог строго запрещает людям заниматься колдовством, ведь существует Он – всемогущий, любящий и готовый помочь в любой беде. Вот к Нему и надо обращаться.
Поделившись своими переживаниями с родителями, она добавила:
– Пусть я получу двойку, но не стану учить то, что противоречит моим взглядам.
– Алла Емельяновна ещё меня учила, – сказал задумчиво папа. – Я помню, как на педсовете она возмущалась тем, что мы, дети христиан, отказывались вступать в пионеры и комсомол. Тогда нас, несколько человек, вызывали к себе учителя. Это был сложный экзамен. Теперь, слава Богу, наступили другие времена, в нашей стране действительно сейчас свобода вероисповедания. Но я не знаю, дочка, изменились ли взгляды на этот счёт у Аллы Емельяновны, поймёт ли она тебя?
– Но я же могу вместо этого домашнего задания подготовить что-нибудь другое, даже намного сложнее!
– Попробуй, дочка. Но сначала помолись, чтобы Господь помог тебе принять правильное решение, – посоветовала мама.
Лиля помолилась, но принятого решения не изменила. Бездельничать она не стала, а выучила наизусть длинное стихотворение М. Ю. Лермонтова, помещённое тут же, в школьной хрестоматии.
На другой день урок литературы, как обычно, начался с опроса домашнего задания. Кое-где даже появились поднятые руки ребят, которые хотели отвечать у доски. Но, словно этого не замечая, Алла Емельяновна открыла журнал. Кого же на этот раз вызовет учительница? Лиля мысленно попросила Бога, чтобы та не назвала её фамилию, но именно в этот момент девочка услышала, что её вызывают к доске.
На миг она испугалась, зная строгость учительницы, но только на миг. В конце концов у неё может же быть своя точка зрения, ведь ей уже через месяц будет 12 лет.
– Алла Емельяновна, можно, я вместо рассказа «Утопленница» прочту наизусть стихотворение М. Ю. Лермонтова?
– Как же? Ты что, перепутала домашнее задание? Надо быть внимательнее на уроках.
Алла Емельяновна была явно недовольна ученицей. В мыслях Лили промелькнуло сказать, что она действительно перепутала задание, но это было бы нечестно, и к тому же она молилась о том, чтобы Господь дал ей силы и прославился через неё. И девочка решилась сказать истинную причину случившегося.
Некоторое время после слов девочки в классе стояла тишина, которую вдруг нарушил строгий голос учительницы:
– Школьная программа обязательна для каждого ученика! Книги всех наших русских писателей жизненно важны для всякого человека, особенно для нас, их соотечественников. А если тебе, Лиля, не нравится наша программа, можешь отправляться в христианскую школу и изучать там свои книги – Библию, например.
Лиля и сама была бы рада уйти в такую школу, но пока такой не было. Девочка осознала в этот момент, как трудно христианину оставаться верным своему Небесному Учителю.
– Садись, два, – добавила учительница, – но мы с тобой ещё поговорим.
Многие дети в школе вообще не выполняют домашнего задания и чуть ли не на каждом уроке получают двойки, но вряд ли с каждым из них говорили так много, как Алла Емельяновна с Лилей после уроков. Почему-то учительница думала, что родители так научили свою дочь. А Лиля доказывала этой образованной, однако так мало знающей о духовной жизни, женщине, что она сама любит Бога и за свой поступок готова отвечать тоже сама.
Одноклассники уверяли Лилю, что теперь ей будет несладко, что по литературе и русскому ей пятёрок, как раньше, уже не видать как собственных ушей. Что «Аллушка» теперь ей устроит христианскую школу и т. д.
Но, к всеобщему удивлению, учительница стала как-то особо уважать Лилю после того случая и даже с благодарностью приняла от неё Новый Завет, подаренный девочкой ко Дню 8 Марта.
– Спасибо, Лиля, – сказала она, принимая необычную книгу. – Я обязательно прочту и постараюсь побольше понять и узнать о Том, Кого ты так любишь. Я уже много лет работаю в школе и всегда замечала у детей-христиан твёрдую волю и умение отстаивать свои взгляды. Ты помогла мне ещё раз над этим задуматься.
Лиля была очень счастлива. Как хорошо, что она не испугалась высказать своё мнение! Кто знает, придёт ли когда-нибудь Алла Емельяновна к Богу с молитвой покаяния, о чём Лиля всегда будет молиться, но одно можно сказать точно: в сердце учительницы уже упало доброе семя Божьей истины.