Тропинка 3, 2010 г.
Мэри Слессор
Дэйв и Нета Джексон
Мэри Слессор родилась в 1848 году в семье сапожника в Абердине, в Шотландии. Когда в 1874 году умер Дэвид Ливингстон – известный миссионер и исследователь Африки, многие люди загорелись желанием последовать его примеру и стать миссионерами. К ним относилась и молодая рыжеволосая Мэри. Спустя два года она ступила на берег Калабара (сегодня это Южная Нигерия). К тому времени ей исполнилось 27 лет.
Первое задание привело Мэри в расположенную на побережье миссионерскую станцию. Ей не понравилось, что между европейским образом жизни миссионеров и укладом жизни африканцев была такая огромная разница. И она приняла решение жить так, как все африканцы вокруг неё.
Мэри была первопроходцем: как и Дэвид Ливингстон, она хотела отправиться в глубь Африки. Ею двигало желание благовествовать окойонгам, которые ещё никогда не слышали о Христе.
В то время, когда Мэри поселилась среди них, там торговали только водкой, револьверами и цепями. Мэри убеждала людей выращивать больше сельскохозяйственных продуктов, с тем чтобы им было чем торговать и чтобы у них оставалось меньше времени на пьянство и драки.
Мэри была убеждена, что Благая весть и обучение в школе должны идти рука об руку. Люди должны были научиться читать, чтобы самим изучать Библию. Кроме того, Мэри указывала им на обычаи и нравы, противоречащие Библии: колдовство, убийство близнецов, принесение людей в жертву богам, многожёнство, работорговля. Со временем её репутация миротворца побуждала даже вождей других племён искать её совета. В 1892 году британское правительство назначило её вице-консулом в этом регионе. (Вице-консула можно сравнить с верховным судьёй.)
В 1902 году, после 15 лет жизни Мэри среди племен окойонгов, 11 молодых людей приняли крещение – семеро из них были приёмными детьми Мэри. Однако Мэри на этом не успокоилась. Ведь всё ещё оставались такие племена, которые никогда не слышали весть об Иисусе Христе! В 1904 году она могла бы вернуться в Шотландию, чтобы провести там свой отпуск, но вместо этого она посвятила своё время и свои деньги на создание новой миссионерской станции, с тем чтобы достичь Евангелием и дикие племена аро и ибибио.
13 января 1915 года в возрасте 66 лет она в очередной раз заболела лихорадкой и дизентерией, и её жизни на земле пришёл конец. Но посеянные ею семена дали богатые всходы.
ВЫЗОВ
От Мэри Слессор, шагавшей по узким улочкам нищенского квартала г. Данди в Шотландии, видна была только копна густых рыжих волос. Её окружала толпа весело болтающих мальчишек и девчонок. Встав рано утром, молодая работница фабрики, стуча в двери убогих домиков, собирала заспанных детишек, чтобы вести их в воскресную школу.
Однако, завернув за следующий угол, они столкнулись с группой хулиганистых подростков. «Мы не хотим вас здесь видеть, – пробурчал самый большой из них, очевидно, главарь. – Убирайтесь отсюда, живо!»
Сжавшись от испуга, дети столпились за спиной Мэри. Однако 20-летняя девушка не тронулась с места. «Нет, я не уйду, – ответила она. – Я преподаю сегодня в воскресной школе. Почему бы и вам не пойти с нами?» Глаза паренька сузились: «Я заставлю вас убраться отсюда!» С этими словами он вытянул из кармана длинную верёвку, к концу которой был привязан толстый кусок железа. Видя, что Мэри не трогается с места, он начал крутить верёвку у себя над головой. Мэри не сдвинулась ни на сантиметр. Многие из детей закричали от страха, видя, что кусок железа пролетает всё ближе и ближе у головы Мэри. Описывая очередной круг, острый металл слегка задел лоб Мэри, но она и глазом не моргнула.
Изумлённый её мужеством, подросток остановился. «Один-ноль в вашу пользу», – с уважением сказал он и отошёл в сторону. Когда Мэри, собрав детишек, спускалась с ними по ступенькам в помещение воскресной школы, за ней следовали и все подростки-хулиганы.
Спустя много лет, живя в глинобитной хижине у реки Калабар в Западной Африке, она получила посылку из Шотландии. Улыбаясь, она вынула из пакета рамку с фотографией симпатичного мужчины, рядом с которым стояли миловидная женщина и несколько маленьких детей. «Мама, кто это?» – спросила Джейни, африканская приёмная дочь Мэри.
И тогда Мэри рассказала Джейни и остальным детям историю о хулигане, пришедшем в воскресную школу. К тому времени он стал взрослым и приобрёл хорошую профессию.
«Посмотри-ка! – воскликнула Джейни. – Здесь что-то написано!»
На обороте фотографии было написано: «На память Мэри Слессор с благодарностью о встрече, ставшей переломным моментом в моей жизни».
«БЕГИ, МАМА! БЕГИ!»
Мэри Слессор сидела на веранде перед своей хижиной, укачивая на руках ребёнка. У её ног играли ещё несколько детей-окойонгов. Этих детей к ней привели, потому что они были либо больны, либо сироты, либо никто не хотел о них заботиться. Миссионерский дом в деревне Экенге был широко известен как место, где можно было найти приют и убежище.
Неожиданно на дороге появился бегущий из деревни мальчик. «Беги, мама! Беги!» – кричал он, указывая рукой на джунгли. Моментально передав ребёнка в руки помощницы, Мэри побежала за мальчиком. Она знала, что означает этот крик: в близлежащей деревне родились близнецы, и если она не успеет вмешаться, то их убьют.
Окойонги считали рождение близнецов проклятием, которого страшились до смерти. Они верили, что если родились близнецы, то отцом одного из них был дьявол. Не зная, кто именно из близнецов принадлежал дьяволу, они обычно относили обоих младенцев в джунгли, обрекая их там на смерть. Мать двойни с позором изгонялась из деревни.
Мчась по джунглям босиком, с непокрытой головой, Мэри натолкнулась на группу кричащих, разъярённых людей. Впереди них шла, спотыкаясь и плача, молодая женщина в изорванной одежде. На голове она несла деревянный ящик. Люди плевали на неё, выкрикивая проклятия. «Айи!» – с ужасом воскликнула Мэри. Айи была красивой девушкой-рабыней. Её госпожа любила её и хорошо к ней относилась. Мэри взяла деревянный ящик и чуть не вскрикнула от ужаса. На дне ящика лежали два новорождённых младенца, зажатых под кастрюлями и сковородами рабыни. Один из них был ещё жив!
Мэри быстро повела группу назад к своему дому. Приведя Айи в дом, где она была в безопасности, печальная Мэри похоронила в саду мёртвого младенца по христианскому обычаю. Второго близнеца, девочку, она назвала Сузи и почти не выпускала её из рук. Любопытные жители приходили посмотреть на близнеца-«монстра», которого рискнула спасти «белая мама». Но всё, что они видели, был прелестный счастливый ребёнок, прекрасно развивающийся в добросердечной атмосфере семьи Мэри.
Через несколько дней госпожа рабыни прислала сообщить, что она готова вновь принять Айи, если та придёт без ребёнка. Айи, горько жаловавшаяся на судьбу, была очень рада забыть всё случившееся и избавиться от пережитого позора.
Вскоре малышка Сузи стала радостью и всеобщей любимицей в семье Мэри. Со временем даже жители деревни полюбили её. Но однажды начавшая ходить малышка потянула на себя кастрюлю с кипящей водой и получила сильные ожоги. Пока ребёнок находился между жизнью и смертью, в деревне остановилась вся работа. Никто не выходил на поле или на рынок. И когда Сузи в одно воскресное утро ушла в свой небесный дом, вся деревня скорбела вместе с Мэри Слессор. Даже Айи пришла и плакала у гроба своего ребёнка. Близнец-«монстр» стал благословением для всех, кто его знал.