+7 (905) 200-45-00
inforussia@lio.ru

Вера и Жизнь 2, 1975 г.

За первым шагом

Петр Колыбаев

(Продолжение. Начало в №4)

ВТОРОЕ БЛАЖЕНСТВО

«Блаженны плачущие, ибо они утешатся».

Мф. 5:4

В этих словах второго блаженства мы видим парадоксальное определение счастливого состояния. «Блаженны плачущие» или, согласно некоторым переводам на другие языки, «печальные», плачущие от печали — это трудно совместить с радостным состоянием.

Печаль противоположна радости, и никто из нас не ищет счастья и радости в скорби, в печальных переживаниях.

Как много скорби и слез в этом мире! Не было и нет на земле человека, который никогда бы не плакал или не был бы печальным. Скорбят чувствительные женщины и твердые сердцем мужчины, переживают печаль дети и взрослые, бедные и богатые, больные и здоровые. Печаль часто изливается в слезах, в рыданиях, и слезы во многих случаях приносят временное облегчение. Но блаженства в горе и скорби, как правило, человек не может найти.

При этом необходимо отметить, что существует злая печаль и злые слезы. Есть печаль оскорбленной гордости, неудовлетворенного желания, неисполненного желания, неисполненного замысла мести, есть печаль зависти, похоти, скупости, ропота… Некоторые люди плачут от гнева и злости. В Библии мы находим много примеров недоброй печали. Сын царя Давида Амнон, полный грязного похотливого влечения к своей сестре Тамаре, несколько дней ходил печальным и неудовлетворенным. Позже, когда он все же совершил отвратительное бесчестие, его брат Авессалом наполнился печалью негодования и ярости, которая потом привела его к братоубийству.

В Новом Завете мы читаем о печальных чувствах жестокого недоверчивого царя Ирода, который, узнав о рождении Иисуса Христа, царя Израиля и царя мира (не от мира сего), возгорелся завистью к нему и решил уничтожить всех младенцев до двухлетнего возраста, чтобы в числе их убить и новорожденного Иисуса.

Вполне понятно, такие и подобные им печальные и плачущие люди Богом никогда утешены не будут, если они не опечалены от осознания их злой печали и их греховности.

Хорошая, благая печаль и благие слезы, которые приводят к блаженству, как раз и есть печаль от понимания собственной духовной нищеты. Это — печаль покаяния. Все страдания в этом мире, всякое горе, всякая скорбь и слезы имеют свое начало, свой корень в грехопадении. Когда не было греха, тогда не было и печали. Наши прародители в Едемском саду не имели понятия о скорби и плаче. Но с грехом в жизнь вошли и страдания, и печаль, и смерть. И когда человек видит свою греховность пред Богом и проникается чувством раскаяния, тогда он получает утешение от Господа, и в этом утешении — истинное блаженство.

Ап. Павел, обращаясь к коринфским верующим, допустившим разные грехи, пишет следующее: «Теперь я радуюсь не потому, что вы опечалились, но вы опечалились к покаянию, ибо опечалились ради Бога, так что нисколько не понесли от нас вреда. Ибо печаль ради Бога производит неизменное покаяние ко спасению, а печаль мирская производит смерть» (2Кор. 7:9,10).

Из этого мы видим, что печаль к покаянию является второй ступенью в лестнице духовного восхождения. Первая — сознание духовного убожества, а вторая — глубокая печаль от этого сознания. И когда грешник с этим сознанием приходит к Господу Иисусу Христу в молитве покаяния, тогда милостивый Спаситель очищает его Своей пречистой пресвятой кровью и утешает прощением всех его беззаконий и дарует вечное спасение. А в этом и заключается истинное неизреченное блаженство прощенного и спасенного человека.

Без понимания или осознания своей греховности нет огорчения, нет печали, а без печали сокрушенного сердца — нет покаяния, без покаяния нет прощения, без прощения — нет спасения, а без спасения — нет блаженства. По этому Дух Святой, имеющий также и чудное имя Утешителя, прежде всего обличает человека в его греховности, а потом истиной о Божьем прощении и спасении во Христе Иисусе утешает покаявшегося грешника и приводит его ко спасению, к личному познанию Его благодати и силы Его воскресения.

В одной христианской песне под названием «Радость спасения» мы находим слова, указывающие на путь жизни хваления Бога, к блаженной жизни:

«Скорбью распятья власть смерти сокрушил,
Гнев и проклятье от нас Он отвратил. 
Станем же ныне с хваленьем на устах
Петь в здешней жизни и после, в небесах». 

Эта истина выражена и в начале 12 главы послания к Евреям, где мы читаем о том, что нам должно взирать на Иисуса, начальника и совершителя веры нашей, «Который, вместо предлежавшей Ему радости, претерпел крест, пренебрегши посрамление, и воссел одесную престола Божия». Христос шел к предлежавшей Ему радости, радости Искупителя и Спасителя, крестным путем, чрез скорбь распятия. И мы, следуя за Ним, стремясь к вечной жизни, с обремененными грехами, плачущими сердцами должны прийти ко Христу и у подножья с покаянием и верой сложить тяжелую ношу грехов. И тогда Он даст нам неописуемую восторженную радость спасения, счастье познания Его и соединения с Ним в блаженном духовном вечном союзе.

Прислушайтесь к словам евангельского гимна:

Есть для плачущих земли место у креста,
Брат мой страждущий, займи место у креста. 
Сердце все Христу открой, отгони прочь страх людской,
Дал тебе Спаситель твой место у креста. 
Не опаздывай в пути: отдых у креста,
Поспеши скорей найти место у креста. 
Если скорбь в твоей груди,
То к Спасителю приди
И покой душе найди у Его креста. 

И если ты так придешь к Господу, тогда ты сможешь на основании личного опыта сказать и другим плачущим о Божией любви и утешении. «Блаженны плачущие, ибо они утешатся».

Архив