Вера и Жизнь 4, 1995 г.
- "...А любовь всё жива"
- Пронесенная чаша
- Идите, научите...
- Успокоенные
- Несколько вопросов к читающим и изучающим Библию
- Господь готовил почву в сердцах
- Иов
- На вопросы читателей отвечает
- Картошка
- Из поэтических тетрадей
- Радость, радость непрестанно?..
- Пожалей обидчика!
- Вот я, пошли меня
- В Нарын - кыргызскую "Сибирь"
- Я сделал выбор
- Почему об одном я пою?
- Молитесь о них
- Как обрести жизнь?
"...А любовь всё жива"
Николай Водневский
Много песен о любви, грустных и радостных, создано человеком. Им нет числа. Вспоминаются следующие слова песни:
«Ветер листья сбивает, Скрыта тьмой синева, Летний день умирает, А любовь все жива. А любовь почему-то Не стареет ничуть, А любовь днем и ночью Освещает наш путь».
Так можно сказать только о любви, исходящей от Бога. Цену любви человеческой мы знаем: «Все течет, все изменяется». Неизменной остается только Божья любовь, ибо «Бог есть любовь» (1 Ин. 4:8).
Из всех песен о любви выделяется одна особенная, созданная по вдохновению Духа Святого царем Израиля – Соломоном. Богу было угодно назвать ее «Песнь песней» и включить в собрание книг Ветхого Завета.
Библия говорит: «И дал Бог Соломону мудрость и весьма великий разум, и обширный ум, как песок на берегу моря... И изрек он три тысячи притчей, и песней его было тысяча и пять... И приходили от всех народов послушать мудрости Соломона» (3 Цар. 4:29, 32, 34).
К сожалению, за 40 лет следования за Господом я не припомню ни одной проповеди, которая была бы сказана на текст этой богодухновенной книги. Может быть, потому, что эта книга трудна для понимания и содержит много неудобовразумительного. Но и книга «Откровение Иоанна» трудна для понимания, однако очень многие проповедуют, взяв за основу ее стихи.
Некоторые говорят, что книга «Песнь песней» не духовна. В ней, мол, ни разу не упоминается слово «Бог». Но и в книге Есфирь также не упоминается Бог. Тем не менее Он присутствует в каждом стихе этих книг. Последние слова в Библии звучат так: «Если кто отнимет что от слов книги пророчества сего, у того отнимет Бог участие в книге жизни». Все книги Библии богодухновенны, но то, что не все легко воспринимается, особенно при первом чтении,– это уже другой вопрос.
«Песнь песней» – это одна их тех книг, которой пользуются атеисты в борьбе против веры в Бога. Они полагают, что в этой книге Соломон говорит о своей любви к дочери египетского фараона. Такое объяснение может дать только богопротивник. Дух Святой вложил в эту книгу очень глубокий смысл. Понять ее, конечно, нелегко, а плотскому уму даже невозможно. Неудивительно, что раввины не советуют читать эту книгу до тридцатилетнего возраста, ибо для многих она может оказаться непонятной.
ПРООБРАЗ ВЕЛИКОЙ ЛЮБВИ
Евреи считают, что в ней метафорически выражена любовь Иеговы к Израилю и любовь Израиля к Богу. Как возлюбил Израиль Бога, мы знаем на примере отвержения им Христа, но Бог, несмотря на это, не лишил Израиля своей любви.
Рожденному свыше христианину следует читать эту книгу молитвенно, с открытым к Господу сердцем, и читающий найдет в ней Божьи откровения о любви, которая никогда не умирает, о любви Господа Иисуса Христа к Его невесте – Церкви. Он возлюбил ее до смерти и смерти крестной. А так как Церковь Христа состоит из искупленных Им душ, то в «Песне песней» прообразно отражена эта небесная любовь, любовь Искупителя и искупленной Им души.
Да, мы можем многое не понять, особенно после первого поверхностного чтения этой книги. Я долго не понимал, почему Иисус Христос, будучи в купальне Вифезда, исцелил только одного парализованного человека, который 38 лет ждал исцеления. Ведь больных там было множество. Но после размышлений я понял, что на этом примере Господь показал тех людей, которые день своего спасения откладывают «на завтра», до другого раза, ибо «не имеют человека», который мог бы их ввести в воду в определенный час. Людей много, а человека, который мог бы оживотворить духовно парализованного, нет. Человек этого сделать не может, а Бог может – через жертву Иисуса Христа.
Когда-то в штате Алабама, в США, жил молодой негр по имени Джордж Калвер. Он очень хорошо учился, но из-за расовых предрассудков его не принимали в университет.
Земля этого штата довольно бедна. Однажды молодой Калвер нашел земляной орешек. Он взял этот орешек, попробовал «на зуб». Орешек оказался съедобным. Калвер встал на колени и сказал: «У Тебя, Господи, нет ничего бесцельного. Подскажи мне, для чего Ты создал этот орешек. Можно ли его культивировать?»
Теперь на этой некогда бедной земле, благодаря и стараниям Калвера, собирают большие урожаи.
Вот так бывает и с Божьей книгой. Пока Дух Святой не откроет нам значение того или иного стиха Библии, многое может казаться непонятным, иногда даже соблазнительным.
В первом стихе «Песни песней» читаем: «Да лобзает он меня лобзанием уст своих! Ибо ласки твои лучше вина». И далее, в третьем стихе: «Влеки меня, мы побежим за тобою – царь ввел меня в чертоги свои, – будем восхищаться и радоваться тобою, превозносить ласки твои больше, нежели вино; достойно любят тебя!»
Все искренние дети Божьи восхищаются красотой, добротой и любовью Иисуса Христа, радуются радостью спасения, которое Он приобрел для нас на Голгофе.
У читающего книгу «Песнь песней» впервые может возникнуть вопрос: «К чему здесь слова: «Ласки твои больше, нежели вино» и «Ласки твои лучше, нежели вино»?»
РАДОСТЬ СПАСЕНИЯ
Мы знаем, что елей является прообразом помазания Духом Святым. А как в отношении вина? Вино есть прообраз радости в Духе Святом. Дух Святой через апостола Павла сказал: «И не упивайтесь вином, от которого бывает распутство; но исполняйтесь Духом» (Еф. 5:18). Радость в Духе Святом – это «новое вино». Алкогольное вино возбуждает кровь и плоть, и потому христиане евангельского исповедания трезвенники. Опьяняющее вино они считают греховным напитком. После употребления такого вина люди часто совершают преступления, а Дух Святой дает духовную радость, любовь к Богу и к людям.
Вот поэтому в книге «Песнь песней» девица говорит жениху: «Ласки твои больше, нежели вино».
Божье вино – радость в Духе Святом. Его благодать не приводит человека к распутству. Оно вызывает веселость духовную, желание воспевать Небесного Жениха нашей души – нашего Спасителя.
Если христианин постоянно ходит с хмурым лицом, это значит, что в его духовной жизни что-то не в порядке.
Как же нам не радоваться, если во Христе мы имеем вечное искупление! Творец вселенной открылся нам в Сыне Своем Единородном как Отец, а мы в Иисусе Христе – Его усыновленные чада. Вот почему «новое вино» рождает в нашей душе радость.
Христос на тайной вечере с учениками сказал: «...Отныне не буду пить от плода сего виноградного до того дня, когда буду пить с вами новое вино в Царстве Отца Моего» (Мф. 26:29). Когда же это будет? После смерти? Нет, не после смерти, а теперь, при жизни, когда мы принимаем Христа в сердце и вручаем Ему себя полностью. Разве Христос не сказал Своим последователям: «Царство Божие внутри вас есть»? Царство Божье внутри, в сердцах искупленных чад, – и не когда-нибудь, а сейчас.
Многие говорят о том, что на небесах будет мир, радость, любовь. Так говорит и Библия. Но если люди на земле «съедают» друг друга: завидуют, клевещут, ненавидят один другого, – то они не только не войдут в Царство Божье, но даже не увидят его: «Если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия».
Христиане же, рожденные свыше, знают, что они в полноте наследуют радость, мир и любовь. Они научились от Христа миролюбию, любви к Богу и ближнему на земле.
Многие могут сказать: «И мы любим...» Но кого? «Тех, кто нас любит». Христос же сказал: «А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас» (Мф. 5:44).
Вот он – эталон нашего духовного состояния, данный нам для самопроверки. Проверяя себя в этом свете, я могу видеть, насколько я не дорос до Божьего стандарта чад Божиих, которые пьют «новое вино» от стола Господня.
Это заставляет меня склонить колени и просить: «Господи, напой меня этим вином, чтобы я был способен любить всех людей и радоваться радостью Твоего спасения».
Книга «Песнь песней» говорит о великой любви между возлюбленным и возлюбленной. Священное Писание учит нас любить Бога больше всего на свете. Не об этом ли говорит первая и наибольшая заповедь?!
ОТЕЦ И СЫН
«Песнь песней» – это учебник христианской психологии. Нас не должны смущать слова первого стиха: «Да лобзает он меня лобзанием уст своих». В этих словах выражены чувства возлюбленной к возлюбленному. В них выражено желание искупленной души быть как можно ближе к Возлюбленному. Два раза Бог провозгласил с небес о Христе: «Се, Сын Мой возлюбленный».
«Да лобзает он меня лобзанием уст своих». Это тот поцелуй, которым целовал отец возвратившегося в дом блудного сына. Отец не шел, а бежал навстречу блудному сыну. Любовь отца к нему больше, чем любовь блудного сына к отцу. Тот шел к отцу, а отец к нему бежал (Лк. 15:20).
Когда мы хотим быть ближе к Господу, у Господа есть еще большее желание быть ближе к нам. «Отец пал на шею сыну и целовал его». Не один раз поцеловал его, а целовал его, или, если говорить словами «Песни песней», лобзал его.
Поцелуями отец показал, что прошлое сына покрыто любовью, прощено и забыто. Старший сын будет не раз напоминать брату своему о его прошлом, но не отец. Отец своими поцелуями положил печать прощения навеки.
Так делает Господь с каждым грешником, который приходит к Нему с покаянием.
Вспомним также историю Иосифа, проданного братьями в египетское рабство.
Спустя много лет голод заставил сыновей Иакова пойти в Египет за хлебом. Там они встретились с братом, который к тому времени стал правой рукой фараона. Но Иосиф не открылся им до тех пор, пока не увидел в их сердцах покаяния за соделанный ими великий грех. Когда братья наконец поняли: «Это нас Бог наказывает за то, что мы своего брата продали», когда они с сокрушением признали свою вину, тогда сердце Иосифа открылось. И что же? Стал он их упрекать, ругать, угрожать тюрьмой? О, нет! Священное Писание говорит: «Иосиф целовал братьев своих и плакал, обнимая их» (Быт. 45:15).
В таком общении с Господом нуждается каждый искренний христианин. Он должен искать этого общения, ибо только оно приносит нам истинную радость – не такую, какую ищут люди в вине, а радость высшую, духовную.
ХЛЕБ И ЖЕЛУДИ
Радость спасения – великое счастье. «Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия» (1 Кор. 2:14). Душевный, то есть плотской, человек не может иметь духовной радости, которая лучше вина. Он ее не знает и не может понять до тех пор, пока не откроет сердце Богу и не примет Христа верою как своего Спасителя.
Когда-то древние греки не знали пшеничного хлеба. Они размалывали желуди и пекли из них лепешки. Кто-то впервые завез им пшеницу. Они начали сеять ее, научились молоть зерно и выпекать хлеб. И тогда они поняли, что желуди – это пища для свиней, а не для людей. Пшеничный хлеб лучше, вкуснее.
Вот так и в духовном отношении. Когда человек вкусит небесного хлеба, Слово Божье, когда он узнает, как благ Господь, и увидит красоту Божьей любви, когда он доверит свою жизнь Богу, тогда «желуди» его не будут интересовать, так же как и алкогольные напитки. Живое общение с Богом через благодатное действие Духа Святого даст радость непреходящую, чего не может дать вино.
Да поможет Господь каждому, включая и автора, стремиться к постоянному живому общению с Искупителем души, ибо только в этом залог нашего духовного роста, а также источник нашей радости и счастья.