Вера и Жизнь 4, 1995 г.
- "...А любовь всё жива"
- Пронесенная чаша
- Идите, научите...
- Успокоенные
- Несколько вопросов к читающим и изучающим Библию
- Господь готовил почву в сердцах
- Иов
- На вопросы читателей отвечает
- Картошка
- Из поэтических тетрадей
- Радость, радость непрестанно?..
- Пожалей обидчика!
- Вот я, пошли меня
- В Нарын - кыргызскую "Сибирь"
- Я сделал выбор
- Почему об одном я пою?
- Молитесь о них
- Как обрести жизнь?
Радость, радость непрестанно?..
Фридгельм Штихт
ПОЗНАНИЯ О ЧЕЛОВЕЧЕСКОМ СТРАДАНИИ, ПОЧЕРПНУТЫЕ ИЗ СВЯЩЕННОГО ПИСАНИЯ
Эту песню поют сейчас очень редко, но забыта она еще не совсем. Когда я был ребенком, да и в отрочестве, ее пели часто.
Радость, радость непрестанно! Будем радостны всегда! Луч отрады, Богом данной, Не погаснет никогда.
Теперь я понимаю, что такие песни-призывы соответствуют истине только наполовину и что они требуют от человека невыполнимого. Требовать от человека быть всегда радостным противоречит, на мой взгляд, Библии. Ибо никому из нас это не под силу.
Изучая Слово Божие, я пришел к выводу, что наша жизнь протекает в определенных рамках, причем в виде волн. Нижеприведенная схема помогает понять эту мысль.
ПОЯСНЕНИЯ
* Диапазон эмоций и переживаний, в котором протекает жизнь человека, сугубо индивидуален. Общим является одно: течение жизни каждого напоминает волнообразную линию.
* Это значит: никто не может быть всегда веселым и радостным и никто –всегда печальным или убитым горем.
* Линия нормального течения жизни не выходит за пределы верхней и нижней границ. Вся жизнь зиждится на определенном фундаменте.
* Этот фундамент я решил назвать исконным доверием.
* Сказанное выше относится ко всем людям, без исключения. Для верующего же человека, если он действительно чадо Божье, существенным является духовное состояние, включающее радость во Святом Духе, мир Божий и свободу во Христе. Эти три области духовного состояния образуют доверие к Богу. Это означает, что эти области не перемещаются, то есть они стабильны и образуют фундамент жизни. К примеру, радость может быть переживанием в пределах всего диапазона. Она же может быть частью фундамента и будет существовать и тогда, когда кривая нашей жизни далеко уйдет за нижний предел. Радость во Святом Духе не исчезнет и во время горя. Так же обстоит дело и с миром Божиим. Он останется незыблемым и тогда, когда мы будем враждовать и ссориться. То же самое прослеживается и со свободой во Христе. Она будет иметь место и тогда, когда посягнут на нашу личную свободу или даже на самую жизнь. Подтверждением тому могут быть слова Иисуса Христа, сказанные Своим ученикам: «И не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить» (Мф. 10:28).
* Все области обведены жирной линией. Это значит, что области взаимосвязаны и образуют единое целое.
* Для верующего человека это означает, что он, как и любой другой, очень нуждается в исконном доверии, но это доверие расширяется за счет совокупности радости во Святом Духе, мира Божия и свободы во Христе.
* Динамика жизненного пути может подвергнуться вмешательству извне. Если, к примеру, наложен запрет на скорбь или гнев (как следствие неправильно понятого христианского учения), тогда кривая линия, которая в норме должна была бы ползти вниз, искусственно притормаживается. Результат? Эта кривая не может в таком случае подняться на тот уровень, на который она поднялась бы, если бы ее не притормозили при продвижении вниз. Это значит, что тот, кто налагает запрет на скорбь или гнев, косвенным образом угнетает радость.
То же самое происходит и тогда, когда искусная реклама одурманивает человека, утверждая, что он имеет право на счастье и что счастлив он будет лишь в случае, если купит именно этот товар: будь то новый автомобиль, особый напиток или красивое платье. Скрытый смысл счастья в этом случае звучит так: счастье есть отсутствие горя. Однако это определение нельзя привести к общему знаменателю с библейской истиной. Библия учит, что радость и печаль, ликование и плач образуют единое целое: «Воскликните Господу, вся земля!» (Пс. 99:1), «Унывает во мне душа моя» (Пс. 41:7), «Боже мой! Боже мой! для чего Ты оставил меня?» (Пс. 21:2). В этот ряд гармонично вливаются и псалмы, в которых люди выразили свой гнев.
Духовная закономерность, которая вытекает из этого, гласит: кто не может сетовать, тот не может и ликовать. Если мы хотим, чтобы душа пела песню радости, надо дать сердцу и возможность выплакаться. Иначе величина диапазона будет уменьшена.
Человека, который жил на всю величину диапазона жизни, мы находим в Послании к филиппийцам (4:12–13): «Умею жить и в скудости, умею жить и в изобилии; научился всему и во всем, насыщаться и терпеть голод, быть и в обилии и в недостатке. Все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе».
Из сказанного можно сделать следующие выводы.
Во-первых: экстремальное поведение: будь то желание умереть смертью мученика или учение, что болезнь и страдание являются конкретным следствием греха, – противоречит учению Библии.
Иисус Христос на вопрос относительно слепорожденного: «Равви! кто согрешил, он или родители его?» – ответил: «Не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божии» (Ин. 9:2–3).
Во-вторых: важно научиться правильно обходиться со страданием. Для этого требуется здоровое, трезвое понимание.
Библия говорит, что страдает всегда весь человек. Мы разделяем телесные и душевные страдания, но совершенно ясно, что человек, страдая телесно, страдает и душевно. Душевные же страдания всегда отражаются на физическом состоянии человека. Зачастую они даже имеют симптомы соматического заболевания (так называемые психосоматические заболевания).
Каковы же выводы?
Мы должны человека, и верующего тоже, видеть как целое. Мы не должны делать разницы между телесным и душевным, к примеру, в такой форме: «Он и не болен вовсе, у него все на душевной почве...»
Еще одна мысль о причинах страданий. Вкратце можно перечислить следующее:
1. Есть люди, которые причиняют страдания самим себе и другим.
а) Некоторые люди являются причиной моего страдания, если они наносят мне раны физические или душевные, или если они не хотят мне оказать помощь.
б) Я причиняю страдания другому, если поступаю так, как описано выше.
в) Себе самому я причиняю страдания, если я веду себя неосторожно и безответственно. Например, не соблюдаю правил гигиены телесной или душевной, при употреблении продуктов питания и, не в последнюю очередь, при пользовании теми благами, которые предлагает нам общество со сверхразвитой техникой. Автомобиль, к примеру, может быть весьма полезным и удобным средством передвижения, но я могу на нем ездить и так, что стану представлять опасность и для себя, и для других.
2. Вопрос, является ли страдание (несчастье, беда, горе, боль) случаем, нередко связывают с вопросом, допускает или даже посылает ли это страдание Бог. Я думаю, что каждый человек может заболеть,с каждым может случиться беда и т. д. И далеко не в каждом отдельном случае мы можем понять, зачем и почему мы должны страдать.
3. Открытым остается вопрос, какое место в теме «Страдание» занимает Господь. На основании Библии можно сделать следующий вывод:
а) Неверующие в подобных ситуациях рассуждают так: «Если бы Бог был, Он не допустил бы такие страдания». И верующим людям трудно смириться с мыслью, что Бог может причинить боль. Библия, однако, подтверждает мысль, что Господь посылает страдания...
...как наказание за греховное поведение (смотри слово, сказанное через пророка Илию царю Ахаву; 3 Цар. 21:17–29);
...как средство воспитания: «Ибо Господь, кого любит, того наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает» (Евр. 12:6), или: «Кого Я люблю, тех обличаю и наказываю» (Откр. 3:19);
...без какой-либо видимой причины: «Бывает ли в городе бедствие, которое не Господь попустил бы?» (Ам. 3:6).
б) В некоторых местах Библии мы видим, что Бог допускает страдание и в этом страдании предлагает утешение: «Много скорбей у праведного, и от всех их избавит его Господь» (Пс. 33:20). Или: «Господь творит правду и суд всем обиженным» (Пс. 102:6). В Евангелии от Матфея, 5:4, читаем: «Блаженны плачущие, ибо они утешатся».
в) Есть в Библии и такие высказывания, в которых говорится, что Бог не хочет допустить страдания. «Ибо только Я знаю намерения, какие имею о вас, говорит Господь, намерения во благо, а не на зло, чтобы дать вам будущность и надежду « (Иер. 29:11). Эти слова Господа указывают на цель, которая описана в Откровении (21:4): «И отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло».
КАКИЕ ИЗ СКАЗАННОГО МОЖНО СДЕЛАТЬ ВЫВОДЫ?
* Ответа на вопрос о причинах страдания не существует.
* Каждый человек единственен в своем роде, и это отражается и на исключительности (неповторимости) его страданий.
* Неповторимость отношений каждого отдельного человека с Богом включает в себя и значение каждого страдания для этого конкретного человека. Посылает ли Господь это страдание для того, чтобы воспитать меня, я могу понять, поверить и принять только при условии, если приду к Нему в молитве.
КАК НАМ НА ОСНОВАНИИ ЭТИХ ПОЗНАНИЙ ВЕСТИ СЕБЯ?
Много горя можно избежать самому и не причинить другим, если быть осторожным и внимательным. Христианам знакомо золотое правило Иисуса, по которому они должны жить: «Итак, во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними» (Мф. 7:12).
Очень важно уяснить себе, о каком роде страдания идет речь. Поэтому несколько рекомендаций.
* При утрате любимого человека важно дать душе возможность скорбеть и плакать. Уход близкого человека – всегда тяжелая травма. Нужно время, чтобы этой ране затянуться и зажить. И присутствие другого или возможность побыть одному необходимы тоже.
* Если речь идет о болезни, то важным фактором в процессе выздоровления является желание выздороветь. С благодарностью мы должны прибегать к врачебной помощи. Не обратиться к врачу с гнойным аппендицитом не только глупо, но и безответственно.
* Существуют болезни, с которыми надо жить, с которыми надо смириться. Однако на первой стадии заболевания человеку не дано знать, будет он исцелен или нет. Поэтому нам необходимо постараться побороть болезнь. Для верующего человека это означает не только визит к врачу, но и молитва об исцелении. Лишь тогда, когда станет совершенно ясно, что болезнь неизлечима, что исцеление не будет даровано, мы должны смириться с этой болезнью. В подобной ситуации в высшей степени важно, чтобы эта утрата здоровья не повлекла за собой изменение нашего отношения к больному человеку, чтобы не пострадали его достоинство, его жизненные устои. Примером такого отношения может служить апостол Павел. Думается, что он страдал каким-то заболеванием глаз, которое причиняло ему много неудобств во время его миссионерского служения. И как он поступил? Он нашел человека, Луку, который его сопровождал. Как врач Лука предпринял все возможное, чтобы исцелить своего друга. Павел трижды просил Господа об исцелении. После этого он получил ответ: «Довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи» ( 2 Кор. 12:9).
В заключение я хочу обратить внимание на слова Иисуса Христа: «Я пришел для того, чтобы имели жизнь и имели с избытком» (Ин. 10:10). Эта человеческая жизнь с избытком состоит из радостей и печалей, ликования и плача. И все это мы можем иметь и переживать в общении с Иисусом.