+7 (905) 200-45-00
inforussia@lio.ru

Вера и Жизнь 4, 1995 г.

В Нарын - кыргызскую "Сибирь"

О первой кыргызской церкви в республике рассказал на конференции Андрей Петерс – миссионер из Нарына. Десять лет провел он в этой высокогорной области. Теперь евангельская община в Нарыне насчитывает более 40 кыргызов, в четырех районах существуют свои небольшие общины. А в Бишкеке до 300 человек из числа кыргызов посещают 11 молитвенных кружков.

Рядом с Петерсом на Среднеазиатской конференции сидели делегаты из Нарына – его братья и сестры по вере, его друзья Рахат, Акыл, Эмильбек, Чинара-эдже, Бурул-эдже. Теперь и они несут свет святой веры в свой народ, так долго живший во тьме.

Стог был невысокий. Но, удивительное дело, взобравшись на него, Андрей видел так далеко, как и предположить не мог. Только что произнесенная у подножия стога молитва еще жила в сердце, а глаза искали ту, пока что неведомую, сторону, куда Дух Святой повелевал ему идти.

Нарын. Перевал Долон как бы отгораживал эту область Кыргызстана от остальных, более удобных для проживания мест. «За Долоном нет закона», – говорили кыргызы.

И действительно, первая же ночь по приезде в Нарын для Ирины и Андрея Петерсов оказалась ошеломляющей. В своей крохотной комнатке – семь квадратных метров, где стояла только детская кроватка для годовалой Магдалины, они почти всю ночь слышали, как «гудит» Нарын. Днем выдавали зарплату. Где-то дрались, где-то пели. А в маленькой комнате Петерсов молились. И, может быть, впервые слышала эта земля имя Христа, произнесенное людьми, верующими в распятого Сына Божия и приехавшими в Нарын с одной-единственной целью – познакомить его жителей с этим именем.

Через неделю у Андрея с Ириной было уже около 40 знакомых семей кыргызов. Электрик по профессии, Андрей начал свое миссионерское служение с самых обыденных вещей. Кому проводку починил, где антенну поставил или телевизор наладил, а кому просто добрым советом помог.

Люди в Нарыне оказались отзывчивыми на добро, любопытными: что это за русские поселились в этом почти чисто кыргызском городе? И каждый вечер собирались возле новоселов. А те и рады. Чай, разговоры. Все чаще в рассказах Андрея упоминалось имя незнакомого для кыргызов Бога – Иисуса Христа.

– С детства я знал о Господе, верил в Него, – говорит Андрей. – Родители мои были верующими. Я читал Библию, другую духовную литературу, которой в то время было очень и очень мало. Меня интересовали миссионеры, их жизнь, дела. Что ищут они в незнакомых, иногда очень дальних местах? Разве мало работы в церкви? Каждый день в нашем доме молитвы, в селе Красная Речка, собирались: для спевки, репетиции, молитвенного, молодежного, общего собраний. Все расписано. Однажды мой друг поделился со мной своими размышлениями. «Каждый день, – говорил он, – после работы я быстро ем и бегу в церковь, торопливо здороваясь со своей старенькой соседкой. Она любила посидеть у дома на скамейке, поразмышлять в одиночестве. А тут вдруг эта бабуля спрашивает меня: «И куда это ты каждый день летаешь?» – «На служение», – отвечаю. И... запнулся. Служение? Так вот же оно рядом сидит – «служение». Человек жизнь по соседству прожил, а о Боге не слышал».

Так в торопливости своей мы и «летаем» мимо тех, кто рядом, исполняем какое-то свое, придуманное нами, служение. Песни, христианские гимны, встречи верующих – это, конечно, хорошо. Но не должны эти важные дела заслонить от нас главный труд – нести Слово Божие в сердца, еще не принадлежащие Господу.

– Так почему же тогда Нарын? Ведь и рядом наверняка были жаждущие и непрозревшие?

– В Кыргызстане пять областей, в четырех из них, много ли мало, есть общины, трудятся верующие. И только в Нарыне ни одной церкви, ни одного известного нам брата или сестры не было. И неудивительно. Это была азиатская «Сибирь». Глушь, высокогорье, зимой морозы до 40 градусов. Лето тоже холодное. Помидоры и те не вызревали. Полгода надо печь топить. Жили там почти исключительно кыргызы, только пограничники были пришельцами из других мест.

Каждый день после работы я ехал в поле, к «своему стогу». Там я молился, просил Господа открыть мне мой путь. Тогда я уже понимал, что эта внешняя христианская сторона жизни меня уже не удовлетворяет. Иисус искупил меня такой высокой ценой. А с чем приду я в вечность?

Я много занимался музыкой, сам писал песни. Но там, у стога, Господь открывал мне, что это не мое призвание или служение. Передо мной был целый народ, не знающий Господа, а я грезил о библейской школе в Германии, где жила моя невеста Ирина, а потом о поездке в Африку, Индонезию...

Этим моим планам не суждено было осуществиться, потому что для меня был у Господа другой план.

– И с чего же начал осуществляться этот план Вашего миссионерского служения?

– С кочегарки. Да, да. Именно там я проходил школу благовествования людям, казалось бы, наглухо закрытым для принятия Слова Божьего. Уроки были ночными. Потому что только по ночам собиралась моя аудитория: спившиеся, обросшие волосами, грязные «бичи» были моими слушателями и оппонентами. Пропивающие каждую копейку, они были рады хлебу, который я приносил им. Из уважения ко мне они поначалу принимали и другой Хлеб – Хлеб жизни. Приходили на собрания, но я не знаю ни одного из них, который бы покаялся. Неудача? Провал моего служения? Не думаю. Господь через меня учил их. А через них учил меня.

Потом, когда я с семьей приехал в Нарын и заглянул в глаза первых моих слушателей – кыргызов, я увидел в этих, на первый взгляд, благополучных семьях, то же духовное запустение, что и там, в грязных, вонючих кочегарках. Но теперь я уже знал, как мне достучаться до этих закрытых сердец. Потому что Господь говорит, что «...может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму».

Два замка висело на этом народе: атеизм, проповедуемый властью, и мусульманство.

– Удалось ли Вам, Андрей, открыть эти замки?

– Не мне, но Господу. Я только орудие в Его руках. Чтобы это орудие стало плодотворным, Он должен был сломать хребет моего своеволия. Теперь не только в Нарыне, но и в четырех районах из шести уже есть христианские кыргызские общины. В самом городе Нарыне сорок с лишним кыргызов – верующие. Богослужения проводятся, исходя из национальных традиций. Сидим на полу, при входе в церковь старшего по возрасту проповедь прерывается, все встают. Аксакала с почтением усаживают, расспрашивают о делах. И только потом продолжается собрание. Проповеди читаются на кыргызском. Я помогаю братьям-кыргызам. И теперь они уже сами могут вести собрания. Бракосочетания, молитвы над детьми – все несет на себе отпечаток национальных традиций. Но главное – Иисус всегда среди верующих. И радость, чистота, которые поселились в сердце каждого верующего кыргыза, заставляют и других задуматься, поинтересоваться и, может быть, пойти на собрание, послушать о незнакомом Боге, о Котором никогда прежде здесь не слышали.

Беседу вела

Галина Колесникова-Вольф

Архив