Вера и Жизнь 4, 2004 г.
- Слово редактора
- Религия без любви
- Это огромное чудо
- В чем же превосходство?
- Из поэтических тетрадей
- Лаос: в христианские семьи поселили агентов правительства
- Миссия – ради Бога!
- Безумие Христа ради
- В предвкушении встречи перед престолом
- Огни большого города
- У подножия Гималаев
- Обличение и осуждение
- Только ли интерес?
- Письма читателей
Огни большого города
Надежда Орлова, Сергей Орлов
Так получилось, что в последние годы российский город Калининград превратился в анклав. Добраться до него из России проще всего самолетом: нет томительных остановок и проверок на многочисленных таможенных пунктах на границе с Литвой и с Белоруссией. Подлетая в вечернее время к аэропорту поселка Храброво, можно увидеть островок огней – огней нашего города. По российским меркам, город небольшой, а Калининградская область самая маленькая в Российской Федерации. Очевидно, благодаря малой территории и возникает эффект концентрации проблем: политических, экономических, миграционных, духовных.
Радикальные перемены, связанные с концом «ледникового периода» Советской власти, бурным «половодьем» 90-х годов и с нестабильностью эпохи накопления начального капитала, нашли отражение в духовной жизни населения. Полное отсутствие церквей в доперестроечное время (не было даже православного храма, а небольшие группы верующих собирались по домам в условиях подполья) сменилось огромным интересом к Библии, религиозным и философским течениям. В настоящее время большинство людей успокоились в своих духовных исканиях, считая, что, посещая православную церковь по большим праздникам и ставя свечи перед ликами святых, они вернулись к вере отцов, в лоно истинной церкви. Они полагают, что так смогут обеспечить себе загробный рай, в общем-то не очень веря в его существование. Один из пасторов так охарактеризовал произошедшую за последние пятнадцать лет перемену в обществе: «Если в 90-м году, выйдя на улицу, вы громко бы крикнули: „Иисус Христос!“, то рядом тут же собралась бы толпа жадных слушателей. Теперь, крикнув: „Иисус Христос!“, вы рискуете быть закиданы если не камнями, то помидорами точно».
К миссионерским призывам, к приглашениям прийти в церковь, к евангелизациям большого и малого масштаба люди относятся в лучшем случае равнодушно, но часто – агрессивно. Они не могут, потому что не хотят, отличить Евангелие Иисуса Христа от евангелий людей. Первое – единственное, вторых – великое множество. Бывают случаи, когда уличного благовестника окатывают кипятком из открытого окна или грозят сдать в милицию «за хулиганство».
Успокоение («Мы все сделали для Бога, так как на Пасху отстояли всенощную»), равнодушие («Много вас, проповедников! Надоели!»), агрессия (в случае проповеди не православной, а какой-либо другой, «чуждой русскому человеку», веры) – таково настроение большей части жителей нашего города. У людей много забот: нехватка денег, карьера, дети, семейные отношения. Отдушина – книжные развалы дешевых детективов и любовных романов, бесконечные телесериалы и красочные шоу.
Параллельно с этим бурный подъем переживает оккультизм. Во времена Советов вера в приметы и гадания считалась таким же позором, как и посещение церкви. Теперь языческий Калининград семимильными шагами наверстывает то, что упустил Калининград атеистический. Страх язычников, о котором писал апостол Павел (Рим. 8:15), поразил население. Каждый знает свой знак зодиака, читает гороскоп, вычисляет «благоприятные дни»... Люди высокомерно и презрительно отвернутся от проповедника, но с подобострастным вниманием будут слушать экстрасенса или «кандидата магических наук».
Многие костры, вспыхнувшие 15 лет назад, потухли. Люди, пришедшие тогда в церкви на волне любопытства к запретному (ведь вера в Бога была под запретом), ушли в мир. Тьма атеизма сменилась тьмой оккультизма. Сейчас почти нет атеистов – все верующие. Только остается вопрос: во что или в кого? В приметы? В наследие предков? В собственные добрые дела? В магию ритуалов, неважно каких? Или в Иисуса Христа, Сына Божьего? К сожалению, для многих и многих людей последний вопрос остается самым сложным.
Миссионерская стратегия последнего времени – это путь, как его часто называют, «от сердца к сердцу», то есть создание малых групп. Это индивидуальная работа с человеком, это личная евангелизация, в отличие от массовой, которая преобладала с начала перестройки и давала неплохой видимый результат в то время. Некоторые используют его до сих пор, чтобы донести Благую весть как можно до большего числа людей. К сожалению, все это превращается в большую встречу друзей и знакомых из разных церквей и конфессий, у которых нет возможности часто встречаться друг с другом.
Миссия «Свет на Востоке» г. Калининграда работает в направлении создания малых групп. Разбор Священного Писания, небольшие домашние церкви – именно тот метод, который в большом городе дает ощутимый показатель. Конечно, он не дает сиюминутный результат, не настолько массовый и эффективный внешне, как при больших, с помпой организованных евангелизациях. Верно, что легче бросать горстями зерно, чем обихаживать каждый росток, но зато урожай при таком обихаживании будет обильнее. На смену ярким, но недолговечным кострам приходят огоньки, которые загораются по вечерам в тех домах, где проходят служения малых групп. Наша мечта и молитва Господу о том, чтобы каждый огонек, видный подлетающему к Калининграду самолету, был зажжен в доме, где люди склонились над Библией. Молитесь об этом вместе с нами.