+7 (905) 200-45-00
inforussia@lio.ru

Вера и Жизнь 3, 2005 г.

Прощение

Мартин де Гаан

По-моему, что-то мы не то делаем с прощением. Какое-то оно не такое, как должно быть, то прощение, о котором мы говорим. А может быть, мы прощением называем совсем никакое и не прощение. Как нужно прощать своих обидчиков – каждому по отдельности и всем вместе? Вот в чем я уже давно пытаюсь разобраться.

Ведь часто так бывает – обидит кто-то кого-то, а потом говорит: «Виноват. Простите. Кто старое помянет... Вы должны меня простить». Стоит сказать пару слов, и все становится с ног на голову. Обидчик, как ловкий борец, освобождается от захвата и сам оказывается наверху. Теперь уже тот, кого он обидел, становится виноватым – это он должен забыть и простить. А не простит – ему могут напомнить, что Христос сказал: вы не простите – и вам Отец Небесный не простит (Мф. 6:14–15).

А можно ли так простить, чтобы тот, кому человека обидеть, что плюнуть, все-таки понял, что за свои поступки нужно отвечать? Давайте-ка заглянем в Библию. Там совсем не то написано, что нам порою кажется.

Простить – не значит забыть

Бывают обиды, которые забыть легко (стоит только перестать с ними носиться), а бывает такие, которые не забудешь, как ты ни старайся. Но тебе говорят, что ты должен их забыть, а раз не можешь, это твои проблемы. Бог, объясняют тебе, прощает и забывает, и если ты кого-то хочешь простить, будь добр, забудь свою обиду.

Но кто сказал, что Бог страдает забывчивостью? От первой до последней страницы Библии речь идет как раз о том, что Бог помнит о грехах народа Своего. И в Ветхом Завете, и в Новом Завете сплошь и рядом говорится, как Бог прощал прегрешения народа Божьего. Эти рассказы о грехах и их прощении для того и записаны в Библии, чтобы было ясно: у Бога никто не забыт и ничто не забыто.

А когда Бог говорит, что не «вспомянет» наших грехов, речь идет о том, что Он их против нас не вспомянет, не обвинит нас в них. Бог хочет, чтобы мы знали: Он не списывает нас со счетов и не считает ни на что не годными за то, что мы в чем-то не оправдали Его доверия. Напротив, даруя нам Свое прощение, Бог освобождает нас от уплаты долга, которого нам ни за что вовек не выплатить, и убеждает в том, что Он любит нас всерьез и надолго.

Простить – не значит сделать вид, что ничего не было

Человек исповедал свой грех и спрашивает: «Так что ж ты на меня дуешься? Я же признал, что был не прав. Бог меня простил, и в Библии сказано: прощать, а ты не прощаешь». Прощение вовсе не подразумевает, что все начинается с абсолютного нуля, как будто ничего и не было. Бывают такие последствия, которые не вырубишь ни топором, ни самым искренним сожалением и покаянием. Бог простил Адама и Еву, но в Эдем-то им вход был закрыт. Бог простил и Моисея, но в землю обетованную его не ввел. Бог простил Давида за прелюбодеяние и убийство, но ребенка, рожденного от прелюбодеяния, у Давида забрал.

Прощение подразумевает, что грех влечет за собой последствия. Тот, кто прощает обидчика, имеет полное право с мудростью и любовью, без мести и злости попросить возместить причиненный ущерб, оформить необходимые документы: спросить, что думает обидчик сделать, чтобы в будущем такого не повторялось. Да и вообще, тот, кого обидели, может попросить, чтобы ему дали время прийти в себя. Тут нельзя спешить, нельзя абсолютно все решить в одно мгновение. Иначе это будет не прощение, а лицемерие; не любовь, а показуха.

Прощение начинается не с нас

В Библии сказано, что первым нас простил Бог, раз и навсегда простив прошлые, нынешние и будущие грехи всех, кто верит, что крестная смерть Сына Его была жертвой за наши неискупимые долги. Любой, кто уверует в Сына Божьего, может быть твердо уверен: Бог перечеркивает хранящийся на небесах список всех грехов наших и навеки оправдывает нас по вере во Христа. А после этого Бог продолжает прощать (уже по-семейному) тех, кто продолжает исповедовать все, ему известное, чем он согрешил против Отца Небесного (Ин. 1:9).

Эта, вторая, река прощения течет уже в семье Божьей и смывает своим бурным потоком все, что мешает детям быть в нормальных отношениях с Отцом.

Вот такое невероятное по размаху и глубине прощение! Именно это имел в виду Христос, когда рассказывал о человеке, которому простили невероятно огромный долг (по нашим меркам, много миллионов долларов), а он отказывается простить своему должнику какие-то копейки (Мф. 18:21–35).

Наш Наставник рассказывал эту притчу для того, чтобы нам стало ясно: что-то не то мы делаем, когда принимаем от Бога океан милости, а сами горсти милости жалеем для тех, кто нас о ней умоляет.

Вывод тут один. Как сам получаешь от Бога прощение без меры, так и другим, своим обидчикам, давай вкусить от Божьего прощения, на этот раз уже через тебя изливаемого. Христос сказал ученикам: «Наблюдайте за собой. Если же согрешит против тебя брат твой, выговори ему; и если покается, прости ему; и если семь раз в день согрешит против тебя и семь раз в день обратится и скажет: „Каюсь“, – прости ему» (Лк. 17:3–4).

Прощение предназначено не для личного пользования

Дух непрощения, нежелания расставаться со своими обидами человека губит. И поэтому многие считают, что прощать нужно не столько ради того, кто тебя обидел, а ради себя самого, чтобы тебе же лучше было. Некоторых возмущает даже сама мысль о том, чтобы обидчику сделать что-то хорошее.

Но если Бог задумал прощение просто как одну из процедур для поддержания телесного и душевного здоровья, залечивания ран, то почему же Он тогда нам сыплет соль на эти раны и советует нам прощать обидчиков не заочно, а глядя им в глаза и только после того, как те скажут: «Каюсь»?

Не для того учит нас Христос прощать других, чтобы восстановить собственное пошатнувшееся душевное равновесие. Помочь нам избавиться от разъедающих душу язв злобы и мстительности – это лишь часть того, что имел в виду Христос, говоря о прощении, можно сказать, его побочный эффект. Как Бог нас прощает ради нас же самих, так и от нас Он ожидает того же, а именно, что мы будем дарить прощение тем, кто о нем просит. И не просто ожидает, но и дает нам силу Своей благодати, которая действует в нас.

Прощение – для кающегося

Бог отказывает в прощении тем, кто не собирается каяться и меняться. Хотя Его это очень огорчает, Он не может простить вины тех, кто сознательно и упорно отказывается признавать свои грехи.

И нам нужно брать пример с Бога. Он учит нас огорчаться, когда мы сталкиваемся с человеческим эгоизмом; с любовью обличать тех, кто нам причиняет зло, и быть чуткими к водительству Духа Его, Который подскажет, когда нужно прощать, а когда отказывать в прощении (Мф. 18:15–17).

Отец наш Небесный, если бы Ты хоть один из бессчетных грехов наших вменил нам в вину, нам было бы не на что надеяться. Мы ничем не можем отблагодарить Тебя за великое прощение Твое. Помоги нам, наставь, дай мудрость, чтобы знать, как этой милостью мы можем делиться с теми, кто обижает нас. Дай, чтобы мы, покоясь в объятиях любви Твоей, чувствуя на себе нежную и невыразимую благодать Твою, прощали обидчикам нашим.

Мартин де Гаан — президент миссии «Библейский радиокласс»

Архив