Вера и Жизнь 1, 2007 г.
Лабиринт
Надежда Орлова
Вам снились когда-нибудь бесконечные серые лабиринты? Наверное, да. Когда в течение дня было много забот, проблем, требующих решения, поездок сквозь городские пробки, множество встреч, разговоров, тогда ночью утомленный мозг не в состоянии полностью погрузиться в покой и продолжает деятельно хлопотать о том, что уже решено или отложено до срока. И вот во сне мы бежим по длинным улицам в окружении огромных безликих домов, опаздываем на поезда, пытаемся запрыгнуть в автобусы, переходим из вагона в вагон бесконечного состава, поднимаемся по лестницам и бродим по запутанным коридорам и этажам гигантского небоскреба. Просыпаешься с чувством, что цель была близка, что «еще немного, еще чуть-чуть» – и найдешь то, что искал в ночном лабиринте. Осознаешь, что это лишь сон, но новый день приносит те же проблемы. Опять встречи, поездки, вопросы, поиски. Круг замыкается: сон и явь, сменяясь, являются продолжением друг друга. Бег по лабиринту.
То, что происходит с отдельной личностью, часто совершается и с обществом, с народом, с государством. Например, жизнь народа Божьего, описанная в Книге судей, – бесконечный замкнутый лабиринт. Помню замечание одного участника библейского кружка, когда мы изучали эту книгу: «И долго они так одно и то же проходили?» Долго, очень долго. Народ ищет выход из лабиринта, кажется, что находит, движется к нему, но вдруг сворачивает в сторону и снова начинает бег.
Лет десять назад мне бы не пришло на ум сравнить путь России с лабиринтом. Сейчас приходит. Перестройка в конце восьмидесятых – девяностых годах. Помните атмосферу радости до восторга, счастья до экзальтации, свежести до головокружения? На центральной площади города прямо с грузовика продают книги: Солженицын, Цветаева, Булгаков, Пастернак. Люди хватают все, не уходят, пока не кончаются деньги. Толпа. Трудно близко подойти к импровизированному прилавку. Вдруг разноголосый гвалт перекрывает голос: «А Библия, Библия есть?» С виноватым сожалением продавец отвечает отказом. В этом вопросе был выход из лабиринта. А в ответе был символичный выбор нации. Все есть, нет только Библии.
Израильтян из лабиринта мог вывести только Бог. Однако люди увидели свой выход и выбрали его. Теократия была заменена монархией. Этот выход оказался тупиком – государство было уничтожено, а истинный Царь отвергнут.
Россия тоже выбрала свой путь из духовного лабиринта. Официальная обрядовая религия «успокаивает» совесть, моральная разнузданность и оккультизм «удовлетворяют» духовный голод. К сожалению, вешние воды свободы влились в эти два русла и костенеют в них. Не начался ли новый бег по старым путям, которые в свое время привели к 1917 году и массовому террору? Меня всегда поражал тот факт, что священников расстреливали те, кого эти священники крестили. Только в России православный люд громил свои святыни, взрывал свои храмы. Тогда ВСЕ были верующими, хотя бы на словах! Понятно, почему в религиозных войнах крестоносцы сносили мечети, а мусульмане – церкви. Но вы можете себе представить, что приверженец ислама взрывает минарет? Католик бульдозером ровняет костел с землей? Иудей поджигает синагогу? В те годы наша страна нашла такой выход из лабиринта войны и государственного кризиса. Потом пришлось восстанавливать соборы, говорить о 70-летнем опоздании, с завистью смотреть на экономическое благополучие других держав.
Кажется, что сейчас выход найден, что лабиринт вот-вот должен остаться в прошлом и в снах. Однако наша надежда, что это действительно так, может осуществиться, если путеводителем служит Библия.
Человек и государство будут совершать бессмысленный бег в поисках истины и счастья до тех пор, пока не изберут путь Бога. Только Он в состоянии прервать замкнутый круг и вывести из длинных улиц с безликими домами, из бесконечного поезда, из гигантского небоскреба. Но люди должны принять Божий путь. А до тех пор они будут гнаться за мечтой днем и ночью, испытывая неудовлетворенность и разочарование.