Вера и Жизнь 1, 2007 г.
Переправимся на ту сторону
Николай Водневский
Мы у берега земного. Там, за бурною рекой, Виден берег жизни новой, Жизни вечной и святой. (Из евангельской песни)
Солнце светит скупо. Временами оно, выглянув из-за туч, пробивается сквозь замерзшее окошко, и тогда солнечные зайчики забавно играют на полу; но как только солнце спрячется, мою студенческую комнатушку наполняет сумрак скучного зимнего дня. Я лежу на узкой железной кровати, тщетно пытаясь согреться под двумя ветхими одеялами...
Это было лет шестьдесят назад. Я был болен гриппом в тяжелой форме. Доктор предписал до полного выздоровления не выходить из дому. И вот я в постели просматриваю книги, конспекты, учебники, перечитываю письма отца, полные наставлений, как мне жить на этом свете. Но это все надоедает. Приняв очередную дозу аспирина, закрываю глаза. Мысли, как назойливые мухи, обгоняя одна другую, кружатся в голове,и все вокруг одного вопроса: для чего я живу?
Этот вопрос возник после повторного чтения драмы М. Горького «На дне». Меня тронули слова странника Луки, которыми он утешал в ночлежном доме умирающую от туберкулеза страдалицу Анну: «Ты верь! Ты с радостью помирай, без тревоги... Смерть, я те говорю, она нам – как мать малым детям».
Мое сердце наполнялось желанием иметь такую веру, чтобы, когда придется мне умирать, умереть с радостью, без тревоги, перейти в неизвестный мир доверчиво, как в руки матери. «А Господь взглянет на тебя кротко и ласково и скажет: „Знаю Я Анну эту! Ну, – скажет, – отведите ее, Анну, в рай. Пусть успокоится... Знаю Я: жила она очень трудно и очень устала... Дайте покой Анне“, – продолжал Лука».
Слова странника были мне по душе. Я и раньше не раз думал о тайне смерти, и мне хотелось, чтобы с Анной после смерти было так, как го-ворил Лука, чтобы так было не только с нею, но и со всеми, кому тяжело живется на земле. И я вдруг пришел в ужас от мысли, что и я могу сегодня не встать с постели.
Утешения Луки были приятными, но как поверить, что «смерть – как мать малым детям»? А после смерти что? Кто даст мне на этот вопрос правильный ответ? Внутреннее чутье подсказывало мне, что со смертью не все заканчивается. Там, «по ту сторону», что-то должно быть.
Ах, как хотелось мне тогда найти прочное основание для веры в жизнь после смерти! Вскоре я выздоровел, и мысли о неизбежной кончине рассеялись. Только через три года, оказавшись на фронте, я вернулся к этой неразрешенной проблеме. Каждый день смерть уносила моих сослуживцев. И каждый день я ожидал своей очереди.
Прошли годы...
Много было в жизни тяжелых переживаний. Теперь все они, как в тумане. Но одно из них, радостное, не забыто и сегодня. Это – моя встреча с Господом Иисусом Христом. Эта встреча произошла в Германии 14 августа 1948 года. Близкими и понятными стали мне утешительные слова странника Луки: «Смерти не надо бояться... Смерть, я те говорю, она нам – как мать малым детям».
Такое отношение к смерти дала мне вера в Христа как моего Спасителя. Христос сказал: «Где Я, там и слуга Мой будет» (Ин. 12:26). А это – самое главное. Если я иду к Отцу, «Который Сына Своего не пощадил, но предал Его ради нашего спасения», то чего же страшиться встречи с Ним? Кто доверил свою жизнь Богу, тот спокоен за свое будущее, так как он предвидит тот «берег», ту «тихую пристань», о которой мы поем в песне, взятой эпиграфом к этой статье. Там будет несравненно лучше.
* * *
Было время, когда не было ни реки, ни берегов, отделяющих земную жизнь человека от вечности. Было время, когда слово «жизнь» имело только одно значение: вечная, святая жизнь в Божьем присутствии. Но так было только до тех пор, пока первый человек не согрешил непослушанием Богу. С того момента в мир человеческих понятий вошло страшное слово «смерть». Смерть стала «возмездием за грех», той бурной рекой, которая отделила жизнь временную, земную, от жизни вечной, небесной.
С тех пор как Адам был изгнан из рая, Божий приговор человеку остается неизменным. Поэтому на пути каждого человека, приходящего в мир, стоит великая проблема: как перебраться на ту сторону, на другой берег, на берег утерянного, но родного вечного края?
Однажды Христос, обращаясь к утомленным ученикам, сказал: «Переправимся на ту сторону». Это было после того, как Господь рассказал притчу о сеятеле. Семя, упавшее в сердца учеников, должно было подвергнуться испытанию. Когда лодка отплыла, на море поднялась буря. «Волны били в лодку, так что она уже наполнялась водой» (Мк. 4:37). Ученики, бывшие рыбаки, хорошо знали море, но, несмотря на то, что Христос был с ними в лодке, сильно испугались. Они в отчаянии закричали: «Наставник, мы погибаем!»
Сколько ужаса и безнадежности в этих словах! Но с ними был Тот, Кому «и ветер, и море повинуются». Одно произнесенное Христом слово изменило положение: «И ветер утих, и сделалась великая тишина».
Это библейское событие весьма ярко характеризует положение человека в этом страшном мире. Бушуют стихии мира. Люди ищут мира и благополучия, ищут прочного фундамента, несокрушимую скалу, на которую можно было бы твердо стать. Людям нужна защита, нужна помощь, нужно спасение души, но вне Христа этого не найти, «ибо нет другого имени под небом, данного людям, которым надлежало бы нам спастись» (Деян. 4:12). «Поэтому, как одним человеком грех вошел в мир и грехом – смерть» (Рим. 5:12), так через Человека истинного, совершенного, через Сына Божьего Иисуса Христа, нам дается жизнь вечная. Христос пришел в мир, чтобы спасти каждого, кто уверует в Него и доверится Ему для переправы «на другой берег».
Всем нам предстоит бурное плавание, а наш «корабль» ненадежен. Он может разбиться о камни. Только Христос, наш Капитан, может доставить нас на другой берег. Он сегодня зовет всех в Свою лодку. Но чтобы спастись, нужно прежде всего войти в Его лодку. Люди, которые отказываются сделать этот шаг веры, погибнут. Буря ревет, бушуют и пенятся волны, скрипят и ломаются снасти. Корабль бросает из стороны в сторону, как щепку.
Уже не раз сменялись «капитаны», но положение команды от этого не улучшилось. Все новые «капитаны» приходили и уходили, оставляя после себя неисполненные обещания. Они не только не могли спасти других, но и сами погибали. Когда-то русский поэт увидел «капитана земли» в Ленине и посвятил ему поэму:
Скромный мальчик из Симбирска Стал рулевым своей страны. Он — рулевой и капитан. Страшны ль с ним шквальные откосы? Ведь собранная из разных стран Вся партия – его матросы. Не трусь, кто к морю не привык: Они, за лучшие обеты, Зажгут, сойдя на материк, Путеводительные светы.
Автор поэмы вскоре убедился, что этот «капитан» ведет корабль не к спасительному свету, а в египетскую тьму. Так случилось с Россией в семидесятилетнем плавании между скал и рифов, а разочарованный поэт спился и покончил жизнь самоубийством.
Людям нужен капитан, который не только бы «прилегал к рулю», но которому повиновались бы и море, и ветер.
Этим Капитаном является Иисус Христос. Он провел на другой берег, к тихой пристани, миллионы душ и ведет сегодня тех, кто вошел в Его корабль, который называется Церковью Иисуса Христа.
* * *
Житейское море бушует и сегодня. Грозные волны качают мировой корабль, готовый разбиться о подводные камни человеческой жадности, эгоизма и жестокости. И недалек тот час, когда его потопит морская пучина.
Бог дал человеку ладью спасения – Евангелие Господа Иисуса Христа, возвещающее всему миру о Его спасающей искупительной голгофской жертве.
Привести нас к желанным берегам может только Он, Христос, если мы откроем Ему свое сердце в молитве покаяния и безраздельно доверим Ему свою жизнь.
Чающие войти в Небесный Иерусалим, положитесь на Господа всем сердцем, и Он исполнит ваше желание.