Вера и Жизнь 1, 2007 г.
Плыть или не плыть
Юлия Бородулина
Пермь – Койва – Чусовая – Пермь
Моей дочери 16 лет. Три года назад она впервые отправилась на туристический сплав по уральской реке Сылве. То был «детский» сплав для воскресной школы: участники плыли на плотах-катамаранах, а вдоль берега ехала «Нива» с вещами, продуктами, дежурными поварами... После этого дочь превратилась в ярую поклонницу этого активного отдыха, а я ежегодно слушала рассказы и рассматривала фотографии: потрясающей красоты утесы, двухкорпусные плавсредства среди бурунов, грязные лица крупным планом (фотографировали в темной пещере со вспышкой), очень маленькое озеро (слышу комментарий: глубина более 70 метров, никому не удалось измерить)... Вот эта точка на скале – мой ребенок.
Надо сказать, сплавы пользуются большой популярностью именно потому, что позволяют побывать в красивейших и труднодоступных иным способом местах, а требования к физической подготовке и опыту – умеренные. Последнее обстоятельство побудило меня задуматься. Лет двадцать назад я ходила в походы... Может, хватит смотреть на фотографии?! Что ж, как писали в старых сказках: сказано – сделано. Туристы нашей церкви пригласили желающих на очередной сплав. С работы меня отпустили, дети уже самостоятельные, погода отличная – я еду! То есть плыву.
Но сначала мы все же ехали. Четыре часа из Перми на одной электричке, потом два – на другой, полчаса на автобусе... И вот перед нами Койва, одна из жемчужин Пермского края. Журчит и сверкает на перекатах, зовет в неизведанные дали. А на берегу готов обед – дежурные заранее приехали на машине, вместе с катамаранами. После еды начинаем из коротких трубок составлять длинные палки, собираем каркасы, разворачиваем и надуваем корпуса, толстыми веревками пришнуровываем к каркасам (на этом этапе и мне разрешили подключиться). Все! Три корабля-катамарана готовы к пятидневному плаванию.
Мы попросили у Господа благословения – и в путь!
Команда подобралась интересная. Пермяки да гости из Кунгура (есть в нашем краю такой старинный город), которые прихватили еще своих гостей – из Майкопа и Харькова. Итого 16 человек. Все, кроме трех женщин, – молодые, до 25 лет. Не все христиане, есть и те, кто недавно услышал о вере в Бога. Со своими попутчиками по катамарану я знакомлюсь уже после отплытия. Нас пятеро: три молодые девушки, я и единственный на борту бывалый «сплавщик» капитан Евгений. В остальной команде опытные туристы тоже в меньшинстве. Зато новички переполнены энтузиазмом.
Итак, мы отплыли. Да еще как отплыли! Оказывается, управление катамараном имеет свои особенности. Он очень легкий, поддается малейшему течению, почти квадратная форма располагает к поворотам вокруг оси. Все это требует умелых действий веслами. Если речка извилистая, а команда «зеленая»... Старт нашего катамарана, наверное, был похож на тур вальса. Зато полюбовались пейзажем во всех возможных ракурсах.
А вокруг отнюдь не городской парк. Хотя берега Койвы и ее островков чем-то напоминают картинки из журналов по ландшафтному дизайну. У воды красиво лежат разных размеров камни, как будто их специально разложил декоратор (в воде камней тоже достаточно – наше дело их обогнуть, а если не удалось, то сняться с мели), над ними поднимаются пышные купы околоводных растений и яркие шапки незабудок, колокольчиков, каких-то других, не известных нам цветов. То тут, то там вливаются в Койву веселые ручейки-роднички.
И над всем этим уходят ввысь дикие, первозданные скалы, местами покрытые смешанным лесом, местами обнажающие свои причудливые, похожие на разлом огромного слоеного торта бока. Конечно, с развитием водного туризма первозданность здешних мест становится все более относительной. Но туристы встречаются нам не так уж часто. Зато река буквально кишит мелкой рыбешкой (видели и плывущую змею), в воздухе летают незнакомые птицы, в том числе и довольно крупные хищники – канюки или коршуны. Мы пьем родниковую воду и дышим чистым воздухом – далеко не все горожане представляют, что это такое! А в окружающих лесах, по слухам, живут не только зайцы. Евгений говорит что-то насчет адреналина в крови. Что ж, за тем и приехали.
Любуясь живописными берегами, постепенно ближе знакомясь друг с другом, под руководством капитана постигая тонкости плавания на катамаране, (левые гребем – правые табаним – все слезаем в воду и толкаем), мы наконец прибываем к месту первой стоянки, на которой должен закончиться этот длинный-длинный день. Высадка, выгрузка, купание, сушка, установка палаток (тоже учусь), костер, ужин. Потом над рекой звучат гитарные аккорды и слившиеся в песне голоса, прославляющие нашего Бога, возносятся молитвы благодарности за все, что Он сотворил. Молодежный руководитель Владимир проводит библейское занятие. Первая тема: «Спасение». Постепенно темнеет. Над головой – звезды. Вопреки ожиданиям, сплю в палатке очень даже крепко...
Как бы мне хотелось описать каждый из пяти дней сплава, совсем не похожих один на другой!
Сначала погода баловала. Мы не столько гребли, сколько, что называется, плыли по течению, то и дело купаясь, отдыхая на катамаранах. Самое потрясающее ощущение – плыть первыми. За каждым поворотом реки открываются сказочные места. «Там на неведомых дорожках следы невиданных зверей…» Для нас эти места и дорожки в самом деле неведомые. А впереди – следующий поворот...
Думаем, как назвать наш катамаран. Кто-то предлагает: «Беда». Несмотря на дружные протесты, название приживается.
Моя попутчица Аня из Майкопа – «потомственная» христианка (ДВР, по ее выражению). За разговорами мы с ней иногда забываем о веслах, впрочем, нам напоминают... На приличной скорости проплывая между нависшими над водой деревьями, молимся о моей дочери, которая в этот день сдает вступительный экзамен в институт. Господь, пусть будет так, как Тебе угодно! (Забегая вперед, скажу: поступила). А потом поем песни, которые знают христиане в разных концах мира: «Иисус – мой парус», «Течет ли жизнь мирно, подобно реке».
Вопрос Евгения: «А почему ты веришь в Бога?». Почему я верю? Первая мысль: потому что Он есть. Но существует еще какая-то причина, во мне самой. Ведь я не всегда была верующей. Почему человек видит? Потому что имеет глаза. А верит почему?.. Уже дома, записывая эти строчки, прочла в Библейском словаре Брокгауза: «Вере, ее ожиданию и обретению, всегда предшествует Божье деяние. Вера – это ответ на прямой призыв Бога, обращенный к человеческому сердцу, – нежелание следовать этому призыву есть неверие». Есть над чем подумать!
Каждое утро и каждый вечер у нас библейский час. Темы: «Уверенность в спасении», «Христианское ученичество», «Иисус – наш Господь», «Слово Божье». Владимир очень интересно ведет занятия, рассказывая случаи из собственной жизни, задавая вопросы и отвечая на наши. Мы открываем новые глубины Божьего Слова и все лучше узнаем друг друга, «вникая в себя и в учение». Утром следующего дня, во время молитвы, слышны слова покаяния. Харьковчанка Алина со слезами просит у Бога прощения за грехи, отдает Ему свое сердце и свою жизнь. О, слава Тебе, любящий Господь, за еще одну спасенную, искупленную Тобой душу!
К концу второго дня погода портится. Пока довольно тепло, но начался дождь, судя по всему, затяжной. А харьковчане и майкопчане даже не представляли, что летом может быть такая погода. И оделись соответственно, несмотря на предупреждения. Так что те, у кого было две одежды, отдали неимущим. Среди ночи дождь вдруг прекращается, и мы со старшими сестрами по вере Еленой и Галиной вылезаем из теплой и практически сухой палатки, надеясь немного просушить вещи у костра. Вот он, огонек в ночи, его героически поддерживает наш Евгений. Даже кипяточек есть. У костра и разговор не такой, как во время «рейса», – спокойный, неспешный. Оказывается, Женя познакомился с верующими в только что прошедшем христианском лагере для бездомных детей, сотрудники детского приюта пригласили его поработать. «В лагере я впервые понял, что в вере в Бога нет ничего плохого». Х-м, тоже информация к размышлению...
В погожие дни мы плыли медленно и выбились из графика, теперь надо наверстывать. Встав в 6.30 и успев заметить уползающие за верхушки елей клочья тумана, собираемся в рекордные сроки и под переменным дождичком плывем, плывем, плывем. Тем временем ставшая уже родной Койва впадает в Чусовую, и мы вместе с ней. Чусовая пошире, посолиднее, не такая извилистая, скалы на берегах повнушительнее. Глубина здесь больше, порогов и мелей нет, так что заходить в воду и толкать катамаран не приходится. Устраиваем небольшой отдых на воде – сцепляем все три катамарана и плывем без весел, отдавшись течению, любуясь скалами, рассуждая о творении Божьем, «поя и воспевая» Господу. Необычайно сильное эхо сопровождает каждое слово. Из-за цейтнота, плохой погоды и нашей малообеспеченности теплой сменной одеждой нас так и не дождались пещера «Чудесница», скала «Царские ворота» и Голубое озеро (то самое, «бездонное»). Но впечатлений и так много.
Однако мы и представить не могли, сколько впечатлений принесет последний день сплава! Погода портится окончательно, уральское лето решило в одну неделю показать все свои «штучки» и запрещенные приемы. (По прибытии в Пермь зафиксирована температура +8°С, а мы были севернее.) Холод, дождь, сильный ветер в лицо. Из-за последнего катамаран продвигается еле-еле, хотя гребем что есть силы – уже не до красот и разговоров. Холод и вода постепенно проникают под одежду. В какой-то момент настолько замерзаем, что грести не в состоянии, да и не получается против ветра. Потеряли из виду другие наши катамараны.
Позже узнали, что команды тянули их за собой вдоль берега, как бурлаки. Почему-то такой вариант не приходит нам в голову. Мы тоже причаливаем, выходим на берег и... бегаем что есть силы, чтобы согреться. Потом молимся, взявшись за руки. Аня горячо благодарит Бога за все: за солнце, за дождь, за холод, за Его чудесное творение, за сплав и каждого его участника. Мы просим у Бога помощи в этой ситуации. Затем продолжаем путь. Сил как будто прибавилось, поплыли быстрее, вдали показался мост – а это уже город Чусовой – конец нашего сплава! Да, вот и прошли пять дней. Может быть, плохая погода сделала прощание с уральской природой не таким грустным... По правде говоря, мы быстро собрали катамараны и бегом побежали на электричку.
А в электричке тепло и сухо. Переоделись, перекусили остатками припасов, даже хлеб неожиданно дали добрые люди. Володя провел последний библейский час по теме «Молитва». Спели несколько песен о Господе, люди в вагоне слушали, некоторые задавали вопросы. Помолились.
Через четыре часа приехали в Пермь. Пермяков ждет дом и работа, гостей – отдых.
На следующий день в нашей церкви – водное крещение. Две сестры входят в Христову семью. Встречаемся и прощаемся с друзьями со сплава, скоро они уедут каждый в свой город. Будьте благословенны! Благодать Господа Иисуса Христа пусть пребудет со всеми нами!
Напоследок хочу назвать людей, без которых наш сплав не состоялся бы. Это христианский миссионер Леон Дьюэлл, чьи катамараны и палатки давно стали благословением для трех пермских церквей. Наш пастор Владимир Владимирович Гришков, на своей машине доставивший все это прямо к берегу Койвы. И руководитель сплава Владимир Матяш, который нес ответственность за всех нас. Спасибо вам!