+7 (905) 200-45-00
inforussia@lio.ru

Вера и Жизнь 4, 2013 г.

Еще один ориентир

Игорь Бандура

Заповеди блаженства подвергают серьезной ревизии наше представление о том, что такое счастье и как оно достигается. Чтобы помочь нам понять, приближаемся ли мы к счастью или удаляемся от него, Христос предлагает определенные ориентиры. Они не внешние, как дорожные знаки. Напротив, они в нас: в том, чем мы живем сегодня, к чему  стремимся душой. Заповедь о блаженстве в насыщении праведностью связана с таким ориентиром: он в чувстве сильного голода и невыносимой жажды. Блаженны алчущие и жаждущие правды. Согласитесь, голод и жажда – это сильные чувства! Это не просто желание немного поесть или выпить стакан воды. Это – внутренняя потребность, обостренная до предела. Спросите человека алчущего или жаждущего, что ему хочется больше всего? Догадаться, каким будет его ответ, совсем несложно. Было бы странно, если бы человек, несколько дней испытавший жажду, в ответ на вопрос о самом большом желании стал бы путано рассуждать о чем-либо, кроме воды. Все его существо кричало бы: дайте пить! Если человек испытывает голод и это чувство съедает его изнутри, то единственная его мысль – о кусочке хлеба.

Вечный поиск

Христос говорит об обостренной потребности: блаженны алчущие и жаждущие правды. Этим он заставляет каждого из нас задать себе вопрос: что хочется больше всего в жизни? Сегодня! Здесь и сейчас! Когда есть возможность обратиться к чему-то, что удовлетворяет по-настоящему, приносит внутреннюю радость и делает нас действительно счастливыми, к чему мы обращаемся, что первое приходит на ум? Честный ответ будет лучшим индикатором: идем ли мы к счастью или нет?

Обман сатаны состоит в том, чтобы притупить наши чувства и потребность в Боге, «забить» чувство голода и чувство жажды всякими «заменителями». Простой пример. Чем питались бы наши дети, если бы мы не контролировали, что они едят? Они бы безостановочно забивали рот сладостями, чипсами, сухариками и запивали кока-колой. Насыщает ли это? Нет. Но создается ощущение сытости. Аппетита нет, есть не хочется, кажется, что все нормально. Но что происходит в организме? Нарушается обмен веществ, начинаются нарушения деятельности различных органов и болезни. Если бы детям позволяли есть только то, что они хотят, они, наверное, не доживали бы даже до подросткового возраста.

Многие люди сегодня живут так, как будто им ничего не нужно. Они самодовольны, и им кажется, что они не нуждаются в Боге. Почему так происходит? Означает ли это, что у них в жизни действительно все нормально? А может, сатана обманул человека, и он «забивает» чувство голода «лакомствами» этого мира, не испытывая при этом ни голода, ни жажды? Он даже не догадывается, что умирает! Господь говорит: «Два зла сделал народ Мой: Меня, источник воды живой, оставили и высекли себе водоемы разбитые, которые не могут держать воды» (Иер. 2:13).

Каждый человек жаждет Бога, но когда сатана обманывает нас, мы этой жажды не испытываем и, думая, что идем к счастью, на самом деле умираем. Чувство жажды по Богу заложено в нас от создания, но вопрос в том, чем мы пытаемся его удовлетворить? Бог через пророка Исаию задает людям простой и закономерный вопрос: «Зачем вам отвешивать серебро за то, что не хлеб, и трудовое свое – за то, что не насыщает?» И предлагает альтернативу: «Послушайте меня внимательно и вкушайте благо, и душа ваша да насладится туком» (Ис. 55:2). Его призыв прост и понятен: «Жаждущие! Идите все к водам! Даже и вы, у которых нет серебра, идите, покупайте и ешьте!» (Ис. 55:1). А Христос говорит: «Кто жаждет, иди ко Мне и пей. Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой» (Ин. 7:37–38).

Верный перевод древней истины

Испытываете ли вы такое чувство голода и жажды по праведности? Если да, то вы на пути к счастью. Вы уже сейчас счастливый человек! Вы уже блаженны! Если нет, то вы обманываете себя и подвергаете свою жизнь огромному риску. Если вы не алчете и не жаждете; если на вопрос, чего хочется больше всего здесь и сейчас, в сознании не всплывает одно слово «Христос», то у вас что-то серьезно не так. Иисус Христос говорит в этой заповеди о блаженстве глубочайшей потребности в правде. Блаженны алчущие и жаждущие правды. В сущности, во всех современных переводах Библии дан точный перевод: «Блаженны алчущие и жаждущие праведности». Именно слово «праведность», а не «правда» использовано в оригинале. Возникает вопрос: почему в Синодальном переводе русской Библии переводчики избрали вместо слова «праведность» слово «правда»?

Когда христианство пришло на земли Киевской Руси, идея правды, в сущности, и подразумевала идею праведности. До нашего времени сохранился документ, составленный Ярославом Мудрым и позже расширенный его сыновьями и другими князьями, который так и назывался: «Русская правда». Этот документ устанавливал «правила суда и наказания за убийства и оскорбления граждан». В нем определялся порядок сбора налогов и право наследования имущества. Главным предметом «Русской правды» Ярослава Мудрого стали случаи обид и вреда, наносимые одними лицами другим. В этом и состояла идея правды. Такая правда и есть праведность. Переводчики Библии не видели проблемы в том, чтобы использовать слово «правда» для перевода греческого слова, означающего «праведность».

Блаженны алчущие и жаждущие праведности. Здесь речь идет не просто о взаимоотношениях между людьми и о том, как разрешить противоречия между обидчиком и обиженным. Речь идет о наших взаимоотношениях с Богом. Мы согрешили и оскорбили Божью святость, мы виновны: как нам оправдаться перед Ним? Как вернуться к этой правде? Кто объявит нас праведными? Именно об этом говорит Иисус Христос.

Несколько аспектов праведности

Идея праведности имеет несколько аспектов. Во-первых, это наше состояние перед Богом. Мы либо праведны, либо грешны; либо оправданы, либо виновны. Во-вторых, это праведная жизнь, поступки, образ жизни. О людях, которые так живут, говорят: человек праведный. В-третьих, речь идет о взаимоотношениях с другими людьми, о том, что определяется понятием справедливости.

В этой заповеди Христос говорит о главном: о нашем состоянии перед Богом. Если мы праведны перед Богом, то, естественно, мы будем и поступать праведно, и относиться к другим людям справедливо.

Глубочайшая потребность души в оправдании перед Богом – это отголосок эдемского состояния человека и отголосок эдемской трагедии грехопадения. Вспомните: откуда это стремление к правде (праведности)? Сатана в Эдемском саду подошел к первым людям и подверг сомнению правдивость Божью, Его правду, Его праведность. Помните тот лукавый вопрос: «Подлинно ли сказал Бог?..» И человек засомневался. Вместо того чтобы видеть источник и основание всех своих взаимоотношений в Самом Боге, он начинает подозревать, что есть что-то, кроме Бога, что-то вне Бога. Что же это? Это некое познание добра и зла, привносящее в жизнь человека новое измерение, которое по-настоящему раскроет его потенциал и сделает его счастливым.

В этой древней и основополагающей библейской истории мы можем найти важный урок. В основе нашей неправедности (нашей неправды) лежит недоверие Богу. Человек переводит свой взгляд с Бога, праведного, святого и любящего, на что-то вне Бога: что же такое зло и что добро? После грехопадения на смену открытым взаимоотношениям с Богом, основанным на доверии и послушании, приходит наше собственное понимание, основанное на познании добра и зла. Как это отражается на нашем поиске праведности и на всей нашей жизни?

Три категории людей

Есть три категории людей. Одни в жизни больше видят зло. Таким людям кажется, что зло торжествует. Этим они оправдывают свое безбожие, свой атеизм. Многие из них оправдывают свое собственное зло тем, что в мире правит зло: «С волками жить – по-волчьи выть». Здесь нет ни праведности, ни добра, ни справедливости. Кто больше украдет, кто больше преуспеет в коварстве, тот и удачливее, тот состоялся и реализовался, тот счастливый.

Другие (и таких большинство) подобны Адаму и Еве после грехопадения, когда те спрятались в кусты. Они видят с одной стороны зло, с другой стороны – добро, но не понимают, как они соотносятся, и не могут определиться: на чью же сторону стать. Они постоянно «прячутся в кустах». Жизнь сопровождается теми чувствами, которые испытали Адам и Ева после грехопадения. Это страх. Страх перед завтрашним днем, перед смертью, страх перед вечной участью. Это чувство вины. Ты хочешь от него отмахнуться, а оно, как ржавчина, разъедает твою душу и тяжелым молотом бьет по совести: «Ты виноват!» Люди живут в таком состоянии, пытаются отвлечься от страха, заглушить совесть, сгладить вину, переложить ее на других (на родителей, на общество, на государство, на Самого Бога), но так и не вырываются из замкнутого круга страха, вины и осуждения. 

Третьи любят добро. Они пытаются утверждаться в добре, творить его, стремиться к нему. Своим добром они стремятся оправдать себя перед Богом. Именно такими людьми во время земной жизни Христа были фарисеи. Само понятие фарисейства связано с идеей праведности и оправдания. Вся их система, все устремления, весь смысл их существования был связан с поиском праведности, с желанием вернуться в те первоначальные взаимоотношения с Богом, которые были утрачены в Эдемском саду. Как оценивает подобные стремления и старания Бог? Принимает ли Он их оправданными?

Ответ на эти вопросы получаем в той оценке, которую апостол Павел дает таким людям в Послании к римлянам: «Ибо свидетельствую им, что имеют ревность о Боге, но не по рассуждению. Ибо, не разумея праведности Божией и стремясь установить собственную праведность, они не покорились праведности Божией» (Рим. 10:2–3). Пророк Исаия писал о нашей праведности: «Все мы сделались, как нечистый, и вся праведность наша – как запачканная одежда; и все мы поблекли, как лист, и беззакония наши, как ветер, уносят нас» (Ис. 64:6). Можно было бы восхититься этой древнееврейской поэтичностью, если бы речь не шла о нашей жизни. Страшно подумать, что мы подобны поблекшему листу, который ветер уносит к вечному осуждению.

Выше добра и зла

Бог возвышается над нашим пониманием добра и зла. Поэтому, когда Бог во Христе пришел на землю, Он не стал на сторону фарисеев. Он не поддержал их законы, порядки, их проповедь. Более того, Он постоянно вступал с ними в конфликты, или лучше сказать – они постоянно вступали в конфликты с Ним. Но когда Иисус Христос обращался к людям, которые уже устали от той праведности, к которой призывали фарисеи, Он говорил: «Блаженны алчущие и жаждущие праведности, ибо они насытятся». Перед людьми стоял Христос, и они интуитивно чувствовали, что само блаженство не в жажде и чувстве голода и даже не в насыщении, как таковом. Блаженство было в том, что Христос стоял перед ними и Он готов был дать то, в чем они так нуждались.

Божья правда определяется не добром и злом, а Его Божественной природой, Его любовью и святостью. Как можно было бы определить понятие праведности? Что значит, что Бог праведен? Представляется, что праведность – это сочетание Божьей святости и Божьей любви. Когда сочетается Божья святость, не терпящая какого-либо греха, и Божья любовь, которая простирается к грешнику, тогда мы говорим о праведности. Бог простирает к человеку Свою любовь и призывает его к Себе. Он говорит: «Приходи, ешь и пей». Мы слышим эти слова и понимаем, что речь идет о взаимоотношениях, основанных на любви. Оправдание – это не просто формальный юридический акт, это не просто документ или провозглашение. Бог вменяет нам праведность Христову, и это означает, что Он приглашает нас войти в общение с Ним, Он возвращает нас к Себе. Он делает нас другими, и Он Сам удовлетворяет нашу глубокую потребность в Боге, в правде (праведности).

Путь к блаженству

Жизнь в Божьей праведности – это жизнь в доверии Богу. Он любит, и Он оправдывает грешника. Оправдывает меня и вас! Когда мы больше не задаем вопросов; когда перестаем сомневаться; когда озадачены не тем, что можем мы, а тем, что может Бог; когда слышим Его голос, обращенный к нашему сознанию и нашей совести; когда мы откликаемся и говорим: «Господи, я не понимаю всего, я не знаю, как это будет, меня иногда посещают сомнения, иногда я боюсь думать о будущем. Но поскольку Ты сказал мне это, и Ты сказал это в любви, – я просто следую за Тобою. Я доверяю Тебе».

Вот что ожидает от нас Господь! Он хочет, чтобы мы перестали ориентироваться только на то, что добро и что зло в нашей жизни; чтобы перестали смотреть на Бога только как на источник благ, которые нам нужны для нашей жизни. Важно, чтобы мы поднялись выше, посмотрели на Него Самого и ответили себе на главный вопрос: чего больше всего хочет сердце? Нет, не благ! Сердце больше всего жаждет Самого Бога. Мы алчем вернуться в те взаимоотношения с Богом, которые Адам и Ева (и мы в них) утеряли. Нам хочется вырваться из власти греха и безысходности и вернуться в то состояние, в котором доверие порождает любовь, а любовь приводит к открытости и радости. К тому, что мы называем счастьем, а Библия называет блаженством.

Истинная праведность

Библия говорит, что праведность наша – Христос (1 Кор. 1:30). Нам следует поверить Богу и Его Слову. Слову о том, что Бог послал Иисуса Христа на голгофский крест для того, чтобы Он взял на Себя наши грехи и умер за нас. Праведник – за беззаконных. Христос – наше оправдание! Бог в Иисусе Христе оправдывает грешника. Оправдывает того, кто верит Богу, верит в Иисуса Христа; кто не смотрит ни на добро, ни на зло жизни; кто не оправдывает себя в зле и грехе, но и не пытается достичь Бога и лучшей жизни просто своим добром. Того, который приходит в молитве к Богу и говорит: «Господь, если Ты предложил Сына Своего единородного Иисуса Христа в жертву умилостивления за мои грехи, то я принимаю Твой дар. Я верю. Я не понимаю всего, что произошло на Голгофе. Когда я смотрю на голгофский крест, у меня возникает много вопросов: что здесь добро, а что зло; где здесь справедливость, а где несправедливость? По-человечески – здесь все несправедливо! Но разве не в человеческой несправедливости совершилась Божья справедливость?! Разве Божья любовь ярче всего воссияла не тогда, когда зло оголило свою сущность и открылось во всем своем неприглядном ужасе?» Поэтому мы задаем вопрос: где здесь добро и где – зло? Можно ли провести разделительную черту? Нам нужно уходить от искушения, предложенного сатаной; от того порабощения познания добра и зла, в котором мы вынуждены жить, и устремляться к Самому Христу, принимать Его любовь и верить Ему. Тогда мы насытимся, тогда испытаем радость и блаженство, тогда узнаем, что Христос – оправдание наше и что только Им удовлетворяются алчущие и жаждущие правды. Его мы жаждем, Его мы алчем, к Нему стремимся, в Нем наше счастье.

Вспоминается один эпизод из описания страданий Иисуса Христа на голгофском кресте. В какой-то момент Он воскликнул: «Жажду!» В чем была эта жажда? Несомненно, испытывая невероятные страдания, Он хотел пить. Но когда Ему поднесли губку с уксусом, Он, отведав, отказался пить. Почему? Потому что жажда Христа была глубже. На кресте Он жаждал Бога. Он как представитель всех людей жаждал праведности Божией. Достиг ли Он ее? Несомненно! Он достиг ее для нас, и поэтому Он – наше оправдание! Он – та Божественная пища, которая удовлетворяет алчущее и жаждущее сердце. В Нем наше блаженство и счастье. Христос и сегодня обращается ко всем ищущим счастья: «Блаженны алчущие и жаждущие праведности, ибо они насытятся».

Архив