+7 (905) 200-45-00
inforussia@lio.ru

Вера и Жизнь 1, 2018 г.

Где путь?

Владимир Марцинковский

Верующим старшего поколения хорошо знакомо имя пламенного евангелиста Владимира Филимоновича Марцинковского. Он родился на Волыни в 1884 году. После окончания гимназии Марцинковский поступил на историко-филологический факультет Петербургского университета. Важнейшим событием, которое в корне изменило всё его будущее, стало посещение им кружка русского христианского студенческого движения, которым руководил Павел Николаевич Николаи. Впоследствии Владимир Марцинковский приходит к Богу. «Однажды я ясно увидел своё жалкое греховное состояние и в то же время живо представил себе преимущество следования за Христом: радость нравственного освобождения, – вспоминает он. – Я обратился вслух к Отцу во имя Сына, исповедуя свою нужду в Спасителе и выражая желание следовать за Ним...» С тех пор он до конца своей жизни говорил о любви Христовой.

Владимир Марцинковский организовывал студенческие кружки по изучению Библии и руководил ими, читал лекции на фабриках, посещал тюрьмы. В годы революции читал христианские публичные лекции по всей России.

В 1923 году Владимира Марцинковского выслали из России. Но и в изгнании он продолжал плодотворную деятельность. Господь Иисус Христос был его опорой. В 1930 году Господь направил его путь в Палестину, где Марцинковский с женой поселился на горе Кармил в Галилее. Он проповедовал Евангелие евреям и арабам и много лет возглавлял евангельские собрания в Хайфе. Он также принимал участие в радиовещаниях из Монте-Карло: Марцинковский вновь мог достичь Евангелием дорогой и любимый им русский народ. В сентябре 1971 года верный служитель Божий был призван домой – в Небесную Отчизну.

Его проповеди соответствуют запросам и наших современников, поэтому они сегодня так же актуальны, как и много десятилетий назад. Они написаны на одном дыхании, с горячим, неутолимым желанием помочь людям примириться с Богом. Слава и благодарение Господу за Его верного служителя!

1. Жизненность вопроса

«Как мы можем знать путь?» – спрашивал апостол Фома Божественного Учителя. «Где путь к жилищу света?» – вопрошает Иов. «Человеку... как узнать путь свой?» – спрашивает мудрый Соломон, автор Притч. «Где путь жизни, верный, истинный, безошибочный, ведущий в царство правды?» – это вопрос молодёжи, стоящей на распутье, обуреваемой сомнениями и увлекающейся модными призывами, теориями, разного рода «измами». Где путь, достойный человека? Где мой личный путь, моё личное призвание? Ведь жить мне дано лишь один раз, и не хочется данную мне волю, энергию, природные склонности и дарования истратить на пустяки. Эта жизненная энергия стремится быть израсходованной для добра, для строительства прекрасной жизни, для подвига. Всем существом своим человек сознаёт, что ему нужна возвышенная «конечная цель и ближайший шаг к её осуществлению». К чему вся эта современная техника, все эти научные знания и другие достижения, если нет у нас главного знания – знания пути, если нам остаётся лишь блуждать, скитаться, идти наугад, на авось и в конце концов прийти к ужасу пустоты и бесцельности?! Мы ищем путь от заблуждения к истине, от рабства к свободе, от слабости, болезни и смерти к жизни.

Подобно герою «Путешествия пилигрима», мы ищем дорогу из города Разрушения в град Небесный, от власти тьмы к царству света. Мы ищем путь, который удовлетворял бы наш разум, нашу волю, наши чувства. Нам нужен путь, который отвечал бы всем нашим жизненным потребностям, который совмещал бы в себе истину и жизнь. Мы ищем истинный путь жизни, путь единый, всечеловеческий, вечный, сочетающий небо и землю.

Что же мы видим в жизни на деле? Вместо дружного, объединённого движения вперёд к светлому будущему мы наблюдаем в большинстве случаев подтверждение горькой правды слов пророка Исаии: «Все мы блуждали, как овцы, совратились каждый на свою дорогу». И те, кто недоволен обыденной, мещанской жизнью толпы, предлагают нам свою программу пути. Одни зовут нас во имя социальной справедливости жить насущными, земными, материальными интересами, отрицая небо и Бога, проповедуя плоскую жизнь «в двух земных измерениях», отвергая третье измерение – линию вверх, влекущую человека в Царство Духа, в Царство Божье. На практике это материалистическое мировоззрение, провозглашающее «землю без неба», жизнь без Бога, кончается скучным прозябанием без вдохновения, без энтузиазма. Этот «бескорыстный материализм», отрицающий бессмертие и вечность, открывает путь лишь на кладбище, путь в «никуда», по выражению русского писателя времён революции. Не об этом ли пути говорит Лермонтов, когда пишет о неудовлетворённости ищущей души:

И звуков небес заменить не могли Ей скучные песни земли...

Не может насытить нас и другое, противоположное мировоззрение – «беспочвенный идеализм» (выражение Владимира Соловьёва), ибо в конце концов это – небо без земли, религия без жизни. Хотя в нём есть немало истины и правды, но нет жизни.

Не забудем, что и в материализме есть своя доля правды, правды земной, но она теряет свой смысл и свою силу без правды небесной.

Каждая из этих двух программ имеет своих ревностных проповедников, которые подобны столбам, стоящим на перекрёстках дорог: они указывают путь, но сами не двигаются с места. Они не участвуют в религиозном шествии, потому что им нужно быть на колокольне, чтобы звонить. Но те, кто искренне и глубоко, на опыте исследовал эти программы, оставили их – как ту, так и другую – и отправились на дальнейшие поиски правды, сочетающей землю и Небо.

Об этом-то пути и благовествовал Христос. Евангелие и есть Благая весть о сочетании Неба и земли, Бога и человека.

2. Ответ Библии

Библия, Книга книг, Слово Божие, даёт истинный ответ на вопрос о пути. Поистине, лишь Тот, Кто сотворил человека, знает, для чего Он создал его и в чём его назначение. Библия даёт не теории, не предположения, а ясный, единый, абсолютный ответ: «Вот путь, идите по нему» (Ис. 30:21). Это путь для всех, а не для того или иного класса или духовного уровня. «И будет там большая дорога, и путь по ней назовётся путём святым... идущие этим путём, даже и неопытные, не заблудятся» (Ис. 35:8). Об этом пути возвещали пророки Ветхого Завета. Их пророчества в полноте раскрыл и воплотил Иисус Христос. Даже Его враги говорили: «Мы знаем, что Ты... истинно пути Божьему учишь». Апостол Фома спросил Его: «Господи! Как можем знать путь?» И Христос ответил ему: «Я – путь, и истина, и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня». Какой ясный, исчерпывающий, всецело удовлетворяющий ответ! Вот, наконец, путь, в котором сочетаются истина и жизнь, высшая мудрость и земная практика, Небо и земля, Божье и человеческое. Таков ответ Богочеловека. Путь этот – Сам Христос, живой и вечно сущий. Это путь к Отцу, к жилищу света, к Отцу светов. Своей искупительной смертью Христос устранил преграду на пути человека к Богу, удалил грех, его вину, его разрушающую силу, его оскверняющее пятно. Христос – путь, Он же и цель. Христос сказал: «Я в Отце, и Отец во Мне», «Я и Отец – одно». И если конечная цель пути – Небесный Отец, то Христос – конечная цель, грядущий идеал, который нам назначено достигнуть в конце пути. В Нём же, когда мы принимаем Его, – ближайший шаг к осуществлению конечной цели. «Как мне следовать за Христом?» – спросила проповедника Уэсли одна верующая женщина. «Живи сейчас в Нём», – ответил он. Поистине, в каждое мгновение, вот теперь, сейчас, когда ты читаешь эти строки, Христос – путь, Христос – цель, Христос – источник силы, нужной для совершения пути.

3. Что же нам делать?

«Вот путь, идите по нему», – говорит Бог устами пророка Исаии. Путь указан свыше не для того, чтобы о нём философствовать, но для того, чтобы вступить на него. А чтобы вступить на истинный, Божий путь, надо оставить свои ложные пути. «Да оставит нечестивый путь свой и беззаконник – помыслы свои и да обратится к Господу, и Он помилует его, и к Богу нашему, ибо Он многомилостив. „Мои мысли – не ваши мысли, не ваши пути – пути Мои, – говорит Господь. – Но как небо выше земли, так пути Мои выше путей ваших и мысли Мои выше мыслей ваших“». Обращению к Богу должно предшествовать отвращение ко греху, отвращение от ложных путей и помыслов.

Это и есть покаяние, которое должно предшествовать вере. «Покайтесь и веруйте в Евангелие», – призывает Христос. На священном древнееврейском оригинальном языке Библии слово «покайтесь» (шуву) значит «вернитесь». Вернитесь с путей ваших и вступите на путь Божий, приняв Христа как своего личного Спасителя.

Израиль по выходе из Египта, пройдя пустыню, был у порога земли обетованной. Там, у Кадес-Варни, народ колебался по маловерию и малодушию. В результате – странствование народа в течение сорока лет по пустыне и смерть маловерных вне земли обетованной. Отвергнув Мессию, призывающего в Царство Божье, Израиль был обречён на странствование по пустыне этого мира в течение почти двух тысяч лет. И лишь теперь потомки Израиля возвращаются в страну отцов, и мы здесь являемся свидетелями величия и непреложности Божьих обетований. Возвращаются пока лишь в страну земную, но придёт день, когда исполнится пророчество Захарии о том, что евреи «воззрят на Того, Которого пронзили», и возрыдают о Нём в умилении, и войдут через Христа в Царство Божье.

Известно, что Вифлеем расположен к югу от Иерусалима – в восьми километрах от него. Но если бы ты, желая попасть из Иерусалима в Вифлеем, пошёл на север – по неведению или упрямству, – тебе пришлось бы в таком случае путешествовать по суше и по морю около 40 000 километров вокруг земного шара. И для чего? Только для того, чтобы достигнуть этого города во внешнем, физическом, смысле, оставаясь всё-таки вне спасения, вне Царства Божьего, вне истинного поклонения Богу, которое совершается не в Иерусалиме или Вифлееме, а в духе и истине, в обновлённом сердце, возрождённом свыше. И единственный путь к этому – Христос.

Чтобы вступить на этот путь, нужно смиренное сознание своей нужды, своего заблуждения и греха. Поэтому и сказано, что Бог «научает кротких путям Своим». Имей же смирение и мужество признать банкротство своего пути без Бога, чтобы верою принять Божий путь, то есть Христа.

А вступивши, иди. Не уклоняйся ни направо, ни налево. Искушения будут совращать тебя, тёрны будут устрашать тебя, но ты иди вперёд, совершая своё поприще, свергнув всякое бремя и запинающий тебя грех.

Чтобы вступить на этот путь, нужно смиренное сознание своей нужды, своего заблуждения и греха.

Иди, «взирая на Иисуса», помышляя «о Претерпевшем такое над Собою поругание от грешников... чтобы (тебе) не изнемочь». В «Путешествии пилигрима» два льва преграждают путь Христианину. Он в страхе. Но голос свыше шепчет ему: «Иди прямо между львами. Они на цепи». Да, дьявол может лишь лаять и рычать, но не кусать.

Мир будет манить тебя на широкий путь, но Христос предупредил нас, что такой путь ведёт в погибель. Он указал нам узкий путь и узкие врата. В эти узкие врата ты не пронесёшь земные сокровища – придётся бросить их перед ними, но потом ты лишь возрадуешься освобождению от груза, который мешает идти вверх по небесной тропе. Есть знание о пути. Но выше этого – мудрость пути, уменье идти, бежать своё поприще – не так, чтобы только бить воздух, но чтобы достигнуть цели и получить венец победителя. «Держись пути Его», – сказано в псалмах. Поэтому верные могли сказать, подобно Давиду: «Пути Его я хранил», хранил внутренне, в мыслях, не косился на пути кривые; хранил и внешне, заставляя свои ноги ходить прямо, не хромая на обе ноги, не спотыкаясь, не оглядываясь назад.

Помни заповедь, данную Лоту, когда он покидал пылающий Содом:

«Спасай душу свою... спасайся на гору». Спасайся под сень голгофского креста. «Вспоминайте жену Лота», – сказал Христос.

«Человек с двоящимися мыслями не твёрд во всех путях своих» (Иак. 1:8). Не стыдись пути истины, который, как предсказано, «будет в поношении». Ступай осторожно и разборчиво среди тайных и явных препятствий, подобно чистым животным с раздвоенными копытами, сознательно и чутко нащупывающим дорогу. Совершай этот путь с молитвой: «Испытай меня, Боже, и узнай сердце моё; испытай меня и узнай помышления мои; и зри, не на опасном ли я пути, и направь меня на путь вечный».

Знать истинный путь жизни – это великое счастье. «Блажен муж, который не стоит на пути грешных». И доступ к этому счастью открыт каждому. Каждый призывается воспользоваться этим преимуществом, этим правом. Более того, это обязанность принять путь, который Христос открыл для нас ценою Своей крестной смерти. Вот заповедь, данная Богом: «Так говорит Господь: „Остановитесь на путях ваших, и рассмотрите, и расспросите о путях древних, где путь добрый, и идите по нему, и найдёте покой душам вашим“» (Иер. 6:16). Так сказано было в древности. С тех пор как пришёл Христос, сказавший: «Я – путь» (путь к Отцу) и отдавший Себя на смерть, чтобы открыть человеку доступ к Богу, нам остаётся лишь вступить на этот святой путь без колебания и с радостью. Вступить на эту дорогу правды и радости самим и звать других, блуждающих во тьме.

4. Опыт пути

Я услышал зов на этот светлый путь сорок пять лет назад, в мои студенческие годы. Я обратился к Богу в лесу на берегу Балтийского моря. Обратился к Отцу Небесному во имя Христа Искупителя как грешник и увидел, что Он – Начальник и Совершитель веры, ведущий, хранящий и подкрепляющий на пути. Всепрощающей любовью Он снял бремя греха, всесильной благодатью сокрушил силу греха и этим сделал меня способным идти, бежать, лететь на крыльях веры к светлой, возвышенной цели. Он даёт всё, что нужно для пути: мир, силу, свет. Он говорит в 31-м Псалме: «Вразумлю тебя, наставлю тебя на путь, по которому тебе идти; буду направлять тебя, око Моё над тобою» (стих 8).

В 1913 году, в дни, когда я услышал зов оставить государственную службу и посвятить себя духовной работе среди студенческой молодёжи, эти слова вдохновили меня принять жизненно важное решение, определяющее мой путь и сегодня, – решение всецело служить делу Евангелия.

Много прожито и пережито за эти годы, но вместе с другими, которые шли по этому пути, я могу с благодарением сказать: «Межи мои прошли по прекрасным местам». Хотя видимо путь, назначенный мне, проходил не раз через камни и тёрны – он приводил иногда за железную решётку или в изгнание, на чужбину. Однако со Христом и в тюрьме – свобода, а без Христа и на воле – тюрьма. С Ним и в изгнании – отечество, ибо каждая страна принадлежит нашему Небесному Отцу. И лучше скитаться на чужбине, но в общении с Богом, чем у себя на родине «питаться от стола Иезавели» ценою отречения от Бога, ценою компромиссного повиновения человеку больше, чем Богу. Несчастный случай привёл меня в госпиталь, где я имел хорошую возможность свидетельствовать пациентам и сотрудникам о Христе. Моему Небесному Пастырю угодно было ввести меня глубже в святилище молитвы, в более полное послушание небесному водительству, о котором Господь говорит: «Я Господь, Бог твой, научающий тебя полезному, ведущий тебя по тому пути, по которому должно тебе идти» (Ис. 48:17). Слава Ему, дивно сохранившему всё в целости в телесной оболочке, несмотря на страшную силу ударов. Испытания огненные на пути со Христом – это лишь столп огненный, ярче освещающий путь. Это «глас грома Твоего в круге небесном», это Твои молнии. «Путь Твой в море, и стезя Твоя в водах великих, и следы Твои неведомы». В завывании бури, в грохоте яростных волн слышится тихий голос Спасителя: «Это Я; не бойтесь».

В Праге, на молитвенном собрании в чешской общине, был час вечерней молитвы. Среди молящихся стоял на коленях хорошо знакомый мне старец, еврей-христианин Ш. Он молился и закончил свою молитву такими словами: «Боже, приведи нас после этого собрания благополучно домой». Собрание кончилось. Старец не вставал с колен. Оказалось, это была его последняя молитва на этой земле. Он не пошёл с этого собрания по узким, плохо освещённым улицам старого города в свой дом, где он одиноко хранил свою веру во Христа, не встречая поддержки со стороны домашних, – он был отозван в дом Отца, в высший, светлый мир, благополучно доведён в Небесную Отчизну Тем, Кто является Начальником и Совершителем пути. Он пережил то, что пережил Давид, воспевая своего Небесного Пастыря: «Если я пойду и долиной смертной тени – не убоюсь зла, потому что Ты со мной». О, будем бодро и верно свершать со Христом свой путь, который не кончается здесь, в могильной сени, но продолжается в светлой вечности!

Молодежи, начинающей путь, так хотелось бы сказать: «Родные, не оступитесь!»

Архив