Менора 1, 2000 г.
О большинстве
Меир бен Нёмен
Мы с пониманием воспринимаем принятие решений (особенно сложных) по большинству, даже привыкли к такому положению, т. е. считается, будто большинство всегда право. На мнении большинства зиждется демократическое устройство общества, которое признается лучшим, что для земной жизни, по-видимому, соответствует истине. И хотя по высказыванию, приписываемому выдающемуся государственному деятелю ХХ века У. Черчиллю, демократия далека от совершенства, но ничего лучшего человечество пока не придумало. В мире существует тенденция к ее распространению.
Сейчас трудно сказать, откуда такое повелось, но еще за несколько веков до рождения Иешуа в древней Иудее синедрион (совет старейшин, ставший в дальнейшем верховным судом) принимал решения голосованием: мнение, за которое высказывалось большинство, принималось за правильное. При оправдательном решении было достаточно простого большинства, при осуждении – необходимо было большинство в две трети голосов. Так же, как и теперь во многих демократических странах: для принятия решения по существенному, очень важному вопросу необходимо большинство в две трети. Однако такой взгляд представляется распространенным заблуждением. История учит как раз обратному. В этом вопросе следует быть весьма осторожным: народ легко увлечь, одурманить и получить послушное большинство. Этим большинством можно легко манипулировать. Примеров тому в истории множество: от самых древних – история с божком в виде золотого тельца, отлитого евреями, пока Моисей на горе Синай общался с Предвечным и получил сотворенные Самим Богом скрижали завета с заповедями (Втор. 9: 12–16), и до сравнительно недавних, имевших место уже в нашем веке. Не будем их даже называть, они и так достаточно известны.
Но такой взгляд на большинство есть мнение людей, а что же говорит об этом Библия? Писание многократно повествует об остатке как о заслуживающем особого внимания. Так, в упомянутой истории с золотым тельцом большинство народа было неправо, дав себя сбить с пути истинного. У пророка Исаии написано: «Ибо, хотя бы народа у тебя, Израиль, было столько, сколько песку морского, только остаток его обратится» (10:22). И далее: «И будет в тот день: Господь снова прострет руку Свою, чтобы возвратить Себе остаток народа Своего» (11:11). Это следует понимать, что только остаток, обратившись к Богу, будет прав, и Творец возвратит Себе этот остаток народа (меньшинство). «И уцелевший в доме Иудином остаток пустит опять корень внизу и принесет плод вверху» (Ис. 37:31). Остаток – основа всего, и правота этого меньшинства прослеживается через все Писание: «И соберу остаток стада Моего» (Иер. 23:3); «Но небольшое число их Я сохраню» (Иез. 12:16); «Господь Бог Саваоф помилует остаток Иосифов» (Ам. 5:15); «Кто Бог, как Ты, прощающий беззаконие и не вменяющий преступления остатку наследия Твоего?» (Мих. 7:18); «Остатки Израиля не будут делать неправды, не станут говорить лжи...» (Соф. 3:13) и т. д. Остаток – это меньшинство, порой очень малочисленное. Так, в Библии написано (Быт. 18:32). Ради всего десяти праведников Господь готов был пощадить целый город Содом, однако там не нашлось и такого малого числа праведников. Да и само слово «праведник» в русском языке одного корня со словами «правда», «прав», т. е. тот, на чьей стороне правда.
В связи с изложенным важно проанализировать то обстоятельство, что пока большинство евреев не признали в Иешуа своего Мессию. Это большинство принимает довод раввинов, что жертва, без которой, согласно Торе, не может быть прощения и примирения, заменена чтением мест Библии о жертве. Здесь не могу удержаться, чтобы не привести притчу из книги Р. Вурмбранда
«В старые времена для того, чтобы получить спасение, евреи должны были соблюдать закон. Однако даже великие мужи Библии часто его преступали и получали отпущение грехов, принося в храме искупительную жертву. Без пролития крови не было прощения. Грех наложением рук перекладывался на невинное животное, символизировавшее жертву, которую принесет будущий Мессия, отдав Свою жизнь за грехи людей. Убиением животного евреи успокаивали свою совесть. Животное приносилось в жертву за их вину – преступление закона. Но сейчас у евреев нет храма и не существует жертвоприношений. Как же тогда мы можем спастись?
Однажды еврей, принявший Иешуа как Мессию, пришел в лавку очень набожного ортодоксального еврея и спросил его о жертвоприношении, на что тот ответил: «Раввины учат, что если мы будем ежедневно читать главу из акона Моисеева, в которой рассказывается о жертвоприношении, то Бог зачтет нам это, как если бы мы совершили само жертвоприношение». Мессианский еврей не стал возражать и сказал: «Пусть каждый придерживается своих убеждений. Я ведь пришел сюда не спорить по религиозным вопросам, а за покупками». Затем он сделал заказ на весьма значительную сумму и попросил лавочника выписать счет с указанием всех приобретенных им вещей. Лавочник, довольный такой большой закупкой, выписал счет и отдал купленные товары. Посетитель прочел счет вслух, взял товарыы и вышел из лавки. Лавочник окликнул его: «Вы забыли заплатить!» Покупатель ответил: «Но разве я не зачитал вам счет?» «Да, но вы его не оплатили». На что покупатель возразил: «А разве прочесть что-либо – не то же самое, что сделать это? Прочитав счет, я его оплатил»».
Библия учит не только тому, что большинство не всегда право, а тому, что большинство всегда неправо. Правым всегда оказывалось меньшинство, а зачастую и единицы.