+7 (905) 200-45-00
inforussia@lio.ru

Менора 3, 2004 г.

Верою пал Иерихон

Алексей Опарин

«Верою пали стены иерихонские по семидневном обхождении» (Евр. 11:30)

В Послании к евреям, в 11-й главе, называемой главой героев веры, апостол Павел, повествуя о проявлениях веры в разные века, рассказывает и о примере веры израильтян во время взятия Иерихона. История этого города всегда служила, с одной стороны, утверждением веры христиан, а с другой – местом атаки критиков, насмехавшихся над библейским повествованием. Последнее было вызвано тем, что случай с Иерихоном являл собой пример особо яркого Божьего вмешательства в ход истории. Споры вокруг вопроса взятия этого города вспыхивали часто, а атаки ряда ученых были так велики, что даже некоторые верующие стали считать историю падения Иерихона просто легендой, не имеющей под собой исторической основы. Но, как и во многих других случаях, археологические раскопки подтвердили верность Библии, заставив со стыдом замолчать так называемых прогрессивных ученых-материалистов и ободрив истинно верующих, ибо весь мир увидел факты, подтверждающие слова Священного Писания.

Краткая история города

Первые упоминания о городе относятся к XV веку до Р. Х., что подтверждается сообщениями Библии (Чис. 22:1). Точный перевод названия «Иерихон» неизвестен. Одни переводят это слово как «благовонный», другие – как «луна», третьи – как «город пальм». В книге Иисуса Навина, во 2-й и 6-й главах, подробно описывается взятие города израильтянами. После этого в течение нескольких столетий город лежал в развалинах, пока около 870 года до Р. Х. при израильском царе Ахаве Ахиил вефилянин не восстановил его. При его восстановлении сбылось пророчество Иисуса Навина, сказавшего: «Проклят перед Господом тот, кто восставит и построит город этот Иерихон; на первенце своем он положит основание его и на младшем своем поставит врата его» (Нав. 6:25). Вкравшиеся в жизнь израильтян зверские языческие обряды подтолкнули Ахиила при восстановлении города положить в его основание своего сына Авирама и поставить ворота на младшем своем сыне Сегубе (3 Цар. 16:34).

Во времена пророка Илии в городе была пророческая школа, там же пророк Елисей совершил чудо, превратив отравленный источник в здоровый. Под Иерихоном был пленен последний иудейский царь Седекия в 586 году до Р. Х. (4 Цар. 25:5). В Иерихоне скончался зловещий Ирод Великий – в 4 году до Р. Х., обагрив древний город кровью своего казненного сына. Но и в этом городе была провозглашена весть спасения Самим Господом нашим Иисусом Христом, несколько раз посетившим Иерихон (Мк. 10:46; Лк. 18:35; Мф. 20:29). В IV веке от Р. Х. в городе существовала христианская церковь во главе с епископом.

Сегодня существуют как бы три Иерихона: древний, на расстоянии 2 км от него – новозаветный и, наконец, деревня Иерихон на юго-востоке от старого города. Однако первые два представляют собой развалины, открытые археологами, а третий – бедное поселение людей, не подозревающих о некогда трагической истории этого места.

Стены, павшие наружу

Первые раскопки древнего Иерихона начались в 1907–1908 гг. К. Ватцингером, но наиболее значимые результаты были получены во время раскопок Дж. Гарстэнга, проводившихся в 1930–1936 гг. В ходе этих раскопок были найдены неопровержимые доказательства, подтверждающие сообщения Книги Иисуса Навина. Перед археологами встал из небытия древний город, развалины которого весьма ярко рассказали о своей истории. Иерихон представлял собой типичную ханаанскую крепость, правда, больших размеров. Укрепления города состояли из двух рядов стен: наружного – в 2 метра толщиной и внутреннего – в 4 метра. Высота стен была около 10 метров, и между ними имелся проход в 5 метров шириной; этот проход соединялся жилыми домами, одним из которых и был дом Раав. Археологов поразило то, что стены города, вопреки всяческому здравому смыслу, рухнули наружу. Стены города обрушились до основания, открыв нападавшим путь в город. При дальнейших раскопках были обнаружены следы страшных пожаров, истребивших город. Огромные горы золы и угля открылись глазам археологов. С давних времен было принято собирать все ценное и съестное из покоренного города, тем более, если он подвергался затем уничтожению. Но вместо этого археологи обнаружили целые амбары и кладовые, заполненные пшеницей, финиками, чечевицей и многими другими припасами, вещами и предметами, датировка которых показала, что город был разрушен около 1400 года до Р. Х. Недавние исследования доктора Б. Byда полностью подтвердили эту дату. Также было доказано, что штурм города происходил весной, о чем свидетельствовали наполненные зерном кувшины.

Выводы

1. Действительно, Иерихон пал около 1400 года до Р.Х., что полностью совпадает с библейской хронологией.

2. Стены города рухнули наружу.

3. Город не был разграблен, ибо, согласно Книге Иисуса Навина (6:20), все в нем было предано заклятию.

4. Город был уничтожен пожаром (Нав. 6:23)

5. Были обнаружены дома в стене, как дом Раав (Нав. 2:15)

6. Город был взят весной (Нав. 2:6, 3:15, 5:10)

Раскопки Иерихона, производимые К. Кеньоном (1952–1958 гг.), лишь подтвердили прежнюю датировку опустошения города до XV–XIV вв. до Р. Х. Многие критики пытались воспользоваться этими данными, заявляя, что выход израильтян из Египта состоялся в XIII–XII вв. до Р. Х., следовательно, Иерихон, разгромленный в XV веке до Р. Х., был уничтожен не израильтянами. Но это лишь мнение некоторых людей, тогда как большинство исследователей относят выход Израиля из Египта к XV веку.

Итак, древний Иерихон, подобно другим древним городам, опроверг утверждения критиков Библии и полностью, до мельчайших подробностей, подтвердил истинность Слова Божьего. Обстоятельства падения этого города служили и служат темой для многочисленных проповедей и книг. Живая вера в Господа древнего Израиля повергла иерихонские стены, открыв народу дорогу в обетованную землю. Эта же живая вера сокрушит все, что разделяет нас с Богом, и мы войдем в небесный Ханаан.

www.nauka.bible.com.ua

Архив