Тропинка 3, 1998 г.
Саша Чистяков
Ярко светило осеннее солнце. Сонная тишина разлилась по окрестным полям и лугам. Лёгкой вуалью над рекой повисла дымка. Крупным бисером лежала роса на траве после второго покоса. Рабочий посёлок просыпался. Яркие лучи солнца заглядывали в окна и будили людей. Федот Иванович имел обычай вставать раньше всех. Он любил выйти во двор, пройтись по траве вдоль забора, огораживающего сад, откуда были видны река, кусты, а на другой стороне реки - деревня, где была школа, в которой учился его сын Саша. У куста рябины, густо покрытого рубиновыми ягодами, он останавливался, осматриваясь кругом и любуясь красотою утра. Глядя на восходящее солнце, Федот Иванович молился Богу.
И в это утро он благодарил Бога за радости, которых так много Господь посылал ему, и за скорби, которых тоже достаточно бывает. На глазах у него навернyлись слёзы, когда он начал молиться за Сашу:
- Господь Спаситель, сын мой ещё совсем мал, а сколько на него свалилось испытаний за имя Твоё! Помоги ему устоять и выйти победителем.
Десятилетний Саша, ученик пятого касса, в эту пору ещё сладко спал. Окончив молитву, Федот Иванович вспомнил вчерашний случай, который произошёл в школе с Сашей. Когда он пришёл домой с работы, жена рассказала ему об этом. Саша пришёл с синяком под глазом, заплаканный. В школе ученики насмехались над ним за то, что он верующий, и побили его.
За ужином Федот Иванович спросил сына, как это случилось:
- Может быть, ты сказал что-нибудь неуместное, что задело ребят?
- Нет, папа, - ответил Саша. - Учительница задавала нам вопросы. Каждый, кто мог ответить, поднимал руку и говорил ответ. Когда она спросила, кто самый великий в мире среди людей, я поднял руку и сказал, что Иисус Христос самый великий в мире, Он - Сын Божий, Спаситель грешников. Я так сказал, как ты меня учил, папа.
- Что же было потом? - спросил отец, в душе радуясь поступку сына.
- Учительница была возмущена тем, что я верю в такое, - рассказывал дальше сын. - Все ученики стали смеяться и дразнить меня. А на перемене ребята окружили меня в коридоре, стали обзывать всякими нехорошими словами и толкать. Кирюша Куроедов подбежал и стал кривляться передо мною. Я стоял и только смотрел на него. Потом он ударил меня кулаком по носу. У меня пошла кровь.
- Кто-нибудь из учителей видел это? - спросил отец.
- Сергей Платонович, учитель географии, проходя мимо, видел, но ничего не сказал.
Когда после молитвы Федот Иванович вошёл в дом, жена уже приготовила завтрак и разбудила Сашу. Федот Иванович смотрел на белокурого сынишку и радовался. „Смелый он у меня. Как у него всё быстро получается. В меня удался", - подумал он и улыбнулся.
В школе было весело и шумно, все ученики до начала занятий играли на школьном дворе. Некоторые прохаживались по коридору, другие стояли у окон и разговаривали.
- Как твой фонарь, богомол? - злорадно спросил Кирюша, стоявший у дверей класса, когда Саша проходил мимо.
- Светит, - спокойно ответил Саша и прошёл к своей парте.
- То-то же! - высокомерно произнёс Кирюша.
- Саша, а ты Богу молился сегодня утром? - спросила Зоя и, лукаво улыбаясь, подмигнула Кирюше.
- Я всегда мoлюсь, - ответил Саша и наклонился над учебником.
- А что тебе Бог сказал про Кирюшу? - насмешливо спросила Нина Зарубина.
- Бог мне сказал, чтобы я прощал обижающих меня, - отвечал Саша.
Все в классе громко рассмеялись. Саша в душе молился. Он приготовился принять всё, что бы ни случилось. В этот момент в класс вошёл учитель и все умолкли. Начался урок.
На большой перемене все ученики вышли из классов. Одни играли на площадке, другие прохаживались по парку за школой. Везде слышался весёлый смех и говор учеников. Саша тоже вышел. Он остановился около играющих в футбол и смотрел на игру. Он любил играть в футбол и считался хорошим игроком.
- Присоединяйся к нашей команде, - сказал Петя Худолеев, Сашин одноклассник, - у нас одного не хватает.
Саша, недолго думая, занял позицию и стал ловко принимать мяч и направлять к воротам. Его команда забила несколько голов.
Болельщики восторженно хвалили Сашу.
- Вот здорово забивает Саша! Молодец! Давай, Саша! - кричали они.
В самый разгар игры Кирюшка, наблюдавший за игрой из окна второго этажа, вдруг что есть силы крикнул:
- Богомол! Богомол!
Игроки переглянулись. Саша немного смутился, но в следующий момент ловким движением отнял мяч и сильным ударом загнал его в ворота.
Вокруг все громко закричали:
- Браво, браво! - и захлопали в ладоши.
Но чуть только смолкни восторженные крики, как из окна снова послышалось громкое:
- Богомол! Богомол!
Саша сошёл с площадки и направился в парк. В душе его появилось чувство обиды, и он хотел побыть наедине.
- Ты куда, Саша? - крикнул ему вслед Петя. - Не обращай внимания на этого чудака.
- Этому Кирюшке надо бы хороший урок преподать, - гневно сказал Пеша Синельников.
- Хороший парень Саша, - сказал Лёня Белов, - вот только плохо, что верующий.
- А может, и неплохо, - сказал Сеня Пряхин. - Верующие люди не то, что мы. Они твердо следуют своим принципам.
- А почему же ты вчера смеялся над ним? - заметил Боря Седов.
- Все смеялись, и я тоже, - оправдываясь, сказал Сеня.
На площадке игра прекратилась. Игроки стояли группками и вели оживлённые споры: кто за верующих, а кто против.
Зазвенел звонок, и площадка опустела. Всё разошлись по классам.
По дорогe из школы ребята часто останавливались на берегу реки/ Они здесь подолгy стояли и разговаривали, спорили, а то и боролись. Сегодня они задумали скатить в воду старый мельничный жернов, что лежал на берегу.
Несколько ребят стали поднимать жернов, чтобы скатить под обрыв - в реку. Кирюша Куроедов поскользнулся на глинистом берегу и неожиданно для всех упал в воду, в самое глубокое место, которое называлось "круча".
Первым опомнился Петя:
- Кирюша упал! Спасайте...
Все оторопели, не знали, что делать.А тут ещё пущенный жернов покатился прямо в место, где барахтался Кирюшка. Он упал недалеко от него, чуть не задев мальчика. На миг Кирюшка скрылся под водой, но потом снова всплыл и попытался грести к берегу. Однако он быстро выбился из сил и при попытке крикнуть, глотнув воды, снова скрылся под водой.
Саша немного отстал от ребят и, медленно шагая, о чём-то размышлял. Когда он услышал Петин крик, то встрепенулся, быстро побежал к реке, на воду сбрасывая рубашку и ботинки. Он нырнул прямо с обрыва и через несколько секунд появился над водой, одной рукой держа за шиворот Кирюшку. Ребята помогли вытащить Кирюшку из воды, и Саша стал делать ему искусственное дыхание. Несколько минут тот не подавал признаков жизни, потом вода полилась из его рта, и он застонал. Все стояли кругом и с тревогой смотрели за происходящим. На берегу уже собралось много народу.
Когда Кирюшка пришёл в себя, он открыл глаза и увидел над собой склонившегося Сашу.
Вскоре весь посёлок узнал о геройском поступке Саши Чистякова. Все знали о вчерашнем происшествии в школе, знали,что Кирюшка набил Саше синяк, потому что Саша открыто исповедовал Христа Сыном Божиим.
- За такой поступок Сашу нужно представить к награде, - восторгался участник войны дед Пётр Рубцов.
Федоту Ивановичу о поступке Саши рассказала соседка, когда он возвращался с работы домой.
- Слава Тебе, мой Господь! - радуясь, благодарил он Бога.
Когда он вошёл в комнату, было тихо. Саша сидел за столом и делал уроки. Низко склонившись над тетрадью, он решал задачу, не замечая вошедшего отца.
Федот Иванович постоял, переминаясь с ноги на ногу, ничего не сказал и вышел в сени. Немного погодя он снова вошёл в комнату и как-то приглушённо произнёс:
- Ты, сынок, сделал как раз так, как Иисус Христос хочет, чтобы мы поступали. Я очень рад за тебя.
- А ты не боялся, Саша, прыгать с кручи? - спросила мама за ужином.
- Я не успел об этом подумать, - сказал Саша. - Когда вылез из реки и оглянулся, стало страшно.
- Слава Господу, слава Господу! - повторял Федот Иванович.
На следующее утро Кирюша ожидал Сашу у дверей класса и, увидев его, подошёл к нему, подал руку и сокрушённо сказал:
- Саша, я очень извиняюсь за мой нехороший поступок. Прости меня.
- Забудь, - улыбаясь, ответил Саша и обнял Кирюшу за плечи.
- Саша, ты герой, - сказала Нина 3арубина.
- Я христианин, - серьёзно ответил он.
- Ты настоящий христианин, - сказал Петя Худолеев, становясь рядом с Сашей и Кирюшкой.
В классе царила радость. Все говорили что-то приятное Саше, как бы стараясь этим загладить свою вину перед ним. Имя Саши Чистякова не сходило с уст. Он был главной темой разговоров в школе. Во время большой перемены никто уже не слыхал выкриков из окна второго этажа школы. Никто не смел насмехаться над Сашей. Все знали о его геройском поступке.
„Кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда придёт во славе Отца Своего со святыми ангелами" (Мк. 8:38).
"Ибо я не стыжусь благовествования Христова, потому что оно есть сила Божия ко спасению всякому верующему" (Рим. 1:16).