Тропинка 2, 2001 г.
На рыцарском острове
Джонни Рэнкин Гриффин
Проложив воображаемый курс на потрёпанной морской карте, развёрнутой на столике в каюте, Дэн объявил:
- Я придумал, куда нам отправиться на субботу и воскресенье.
- Ну и куда? - спросил его старший брат Джерод.
Дэн ткнул пальцем в коричневое пятно суши, окаймлявшей Медную бухту:
- Рыцарский остров.
Джерод нахмурил брови:
- Там негде бросить якорь. Скалы торчат прямо из воды.
Взгляд Дэна остановился на побережье Аляски.
- Кто мешает нам поискать подходящее место? А ты что об этом думаешь, Терранс? Хочешь найти ещё один заброшенный золотой прииск?
- Пожалуй, мне это подходит, - ответил Терранс, третий в их маленьком экипаже.
- Ну, тогда вперёд! - заключил Дэн.
Джерод в конце концов согласился с предложенным планом. Морской промысел в заливе Принца Вильяма прекращался с субботы до понедельника. Сразу же по окончании лова Джерод направил своё судно «Тетис» к острову и обошёл его несколько раз, прежде чем бросил якорь на значительном расстоянии от крутого берега.
На следующее утро Терранс и Дэн подошли к острову на небольшом ялике. Освещённый солнцем луг маняще зеленел над вертикальным откосом берега, но добраться до него, казалось, было невозможно. Наконец Дэн заметил тоненький, но прочный корень дерева, торчавший из обрыва. Терранс накинул на него верёвку и закрепил её. И друзья, ухватившись за неё, по очереди полезли наверх.
- Лезем ещё выше? - спросил Терранс.
Дэн вслед за Террансом окинул взглядом высоченный скалистый утёс.
- А что? Можно, - ответил он не очень уверенно. - Давай, ты первый.
Взобраться на скалу вулканического происхождения оказалось совсем непросто: вся её поверхность была покрыта торчащими валунами и зияющими провалами и то резко обрывалась вниз, то круто вздымалась вверх. Наконец все препятствия были позади. Друзья сделали передышку под выступом, который выдавался на добрых полтора метра, образуя внушительную каменную площадку.
- Как мы заберёмся на него? - спросил Дэн. - Тут не за что зацепиться.
- Элементарно, - уверенно ответил Терранс. - Смотри сюда.
Он обхватил руками выступ сверху, плотно прижался к нему локтями, раскачался и броском закинул ноги наверх. Дэн в точности повторил движения Терранса. Минут двадцать ребята просидели, любуясь открывшейся перед ними бескрайней панорамой. Затем Терранс объявил:
- Ты можешь оставаться здесь, а я пошёл.
Он пополз к краю и спустил ноги с выступа. Дэн ухватил Терранса за руки и крепко держал их, пока тот искал под собой надёжное место, куда поставить ноги. Некоторое время он безрезультатно болтал ногами в воздухе, и вдруг в его глазах мелькнул страх, а дыхание стало прерывистым.
- Дэн! Мы не спустимся отсюда!
- Как так? - спросил Дэн и вытянул Терранса назад на выступ.
- А так! Сюда-то мы забрались, но не сможем слезть с этого выступа, чтобы спуститься вниз!
Дэн в растерянности оглянулся по сторонам:
- Ты уверен?
- Да там нет ни одной ступеньки! - почти прокричал Терранс, в упор глядя на Дэна. - Мы просто сорвёмся со скалы, и нам крышка!
Теперь уже страх Терранса начал передаваться Дэну:
- Мы что, в ловушке?
- Вот именно, если только у нас не отрастут крылья!
Страх охватил Дэна:
- Нам нужно было предупредить Джерода!
- Подожди. Может, выход отсюда есть где-нибудь там, наверху.
Неописуемый ужас, казалось, проник даже в ладони Дэна, и он стал тереть ими ноги, чтобы как-то унять это чувство.
- Что нам делать?
Терранс изучал нависшую над ними скалу.
- Похоже, что единственный путь вниз лежит через верх, - всё ещё неуверенно сказал он.
- Но меня трясёт, я не могу лезть.
- Тогда подожди!
Терранс начал медленно обследовать поверхность скалы во всех направлениях. Не раз ему казалось, что правильный путь найден, но он тотчас же натыкался на какой-нибудь выступ, через который невозможно было перелезть, и приходилось начинать всё сначала. Дэн следовал за Террансом, повторяя все его движения. Так они карабкались с одного выступа на другой, плотно прижимаясь к скале и медленно продвигаясь вперёд.
- Мы прошли только половину! - воскликнул Дэн.
Взобравшись наконец на гребень скалы, он свалился в изнеможении. Его била дрожь.
- Здесь ещё хуже, - неуверенно сказал Терранс. - Надо поискать другой путь.
Сердце Дэна стучало, оглушительно отдаваясь в висках. Во рту пересохло. Пот градом катился по спине.
- Мы пропали, Терранс, - чуть слышно прошептал он.
- Я знаю.
- Никто не спасёт нас.
- Даже вертолет...
- Мы можем только броситься в океан.
- Прямо со скалы? - спросил Терранс. - Ну уж нет! Даже если мы и попадём в воду, нам всё равно никогда не доплыть до «Тетиса».
- К сожалению, ты прав, - ответил Дэн с лёгкой усмешкой. - Пловец из меня никудышный.
Какое-то время ребята лежали молча. Дэн попытался сосредоточить своё внимание на картине, открывшейся перед ними. Всё было окрашено в неестественно яркие цвета, как на детском рисунке мелками, в котором перемешаны изумрудная зелень, яркая синева и красный цвет раскалённого металла. Вдали можно было разглядеть коричневые пятна других островов, разбросанных по поверхности океана, блестящей и гладкой, как стекло. Было видно, как под водой стаями проплывали морские выдры. С высоты они казались похожими на крохотные щепки, образующие тонкие извивающиеся полоски в океане. Далёкие горы выглядели, как конусообразные порции шоколадного мороженого, украшенного зефиром.
- Наверное, хорошо умереть в такой день.
- Согласен с тобой.
- Знаешь, Терранс, я готов предстать пред Богом. А ты как?
Терранс обменялся взглядом с Дэном:
- А я покаялся в грехах и вручил свою жизнь в Его руки ещё месяц назад.
Ребята продолжали свой путь наверх, одолевая поверхность скалы дюйм за дюймом, как при замедленной съёмке. Дэн уцепился дрожащей рукой за узкую косую расщелину в скале и попытался всунуть ногу в её нижний край. Вдруг он почувствовал, что рука соскальзывает:
- Всё, Терранс! Я падаю!..
Дэн лихорадочно начал искать ещё какую-нибудь щель, за которую можно было бы ухватиться, но вытянул руку слишком далеко и ощутил, что его усилия тщетны. Тело его качнулось в сторону от скалы, и тогда он воззвал к Богу:
- Боже, от Тебя зависит, буду я жить или нет, потому что моя жизнь в Твоих руках!
И вдруг Дэн ощутил какое-то прикосновение к спине, будто чья-то широкая ладонь плотно прижала его к скале. С трудом ловя воздух открытым ртом, Дэн сумел восстановить равновесие. Всё его существо неожиданно наполнилось каким-то особым спокойствием, и дрожь сама собой прекратилась. Вскоре он догнал Терранса, а затем и обогнал его.
Наконец Дэн добрался до большого пологого выступа, достаточно широкого, чтобы встать на него и передохнуть. Он влез на выступ и прижался к зубчатому краю скалы у самого её гребня. Через час Дэн уже достиг вершины. Погрузив правую руку по локоть в густой мох и ухватившись левой за карликовое деревце, он издал торжествующий клич:
- Я победитель!
Подтянувшись в последний раз, Дэн взобрался на вершину и вытянулся на мягкой подстилке из мха.
- Благодарю Тебя, Господи! - прокричал он охрипшим голосом, купаясь в солнечных лучах, приятно согревавших его лицо. - Я думаю, Ты хочешь, чтобы я ещё пожил!
Немного спустя Дэн увидел руку Терранса, ухватившуюся за то же самое деревце, и поспешил на помощь другу. Наконец и Терранс оказался на вершине.
- Ну, брат, сегодня твой день! - воскликнул он, со смехом хлопая Дэна по плечу.
- Но больше я с тобой ни на какие скалы не полезу!
Терранс упал на мох и уткнулся в него лицом со словами:
- Никогда не думал, что жизнь так дорога.
- Сердце моё бьётся только потому, что Бог этого хочет, - ответил Дэн.
Несколько часов ребята лежали под ласковыми лучами солнца и без конца говорили о том, какой бесценный урок каждый из них извлёк из этого испытания. Отдохнув и окончательно успокоившись, они обследовали окрестности и обнаружили русло ручья, стекавшего по противоположному склону горы. Вдоль него друзья благополучно спустились к воде, нашли свой ялик и вернулись на борт «Тетиса». Но какая-то частица прежнего Дэна навсегда осталась там, на вершине этой злополучной горы.