Тропинка 2, 2003 г.
Библия Белы
Бела, худощавый цыганский мальчик с чёрными волосами и сверкающими глазами, часто с тоской смотрел вслед деревенским детям, когда они вечерами спешили домой к ожидавшим их родителям, садились за накрытый стол. Конечно, было интересно странствовать по миру, а вечером ложиться спать в кибитке или под ней. Дикая, свободная жизнь была очень разнообразной. Но иногда Бела думал: «Я тоже хотел бы пожить в доме крестьянина». И вот в один прекрасный день он удивил своих родителей, объявив им о своём желании поработать в крестьянском хозяйстве.
- Бела, ты очень скоро пожалеешь об этом! -сказал отец. -Ты не можешь так работать, как они.
А мать подняла его на смех:
-Ты хочешь работать у этих глупых крестьян? Эта работа скоро наскучит тебе, и ты будешь рад снова вернуться к нам.
Белу рассердило, что родители вообще не считают его способным работать. Уж теперь-то он точно пойдёт и попробует. Его решение было твёрдым: «В первой же деревне, которая мне понравится, я останусь. И уже вскоре эта возможность ему представилась. Простившись с родителями, Бела выпрыгнул из кибитки и зашагал по улице в поисках работы.
Перед домом, который ему особенно понравился, он остановился. К дому вели ступеньки. Навстречу Беле с громким лаем выскочила собака, но он не испугался, а заговорил с ней. Собака перестала лаять и, виляя хвостом, пошла рядом с ним. Можно было подумать, что они были лучшими друзьями. Крестьянин вышел из дому и сильно удивился, увидев рядом с Нероном, так звали собаку, чужого мальчика. Бела поспешил сказать, что ищет работу.
- И что ты умеешь делать?- спросил крестьянин, недоверчиво разглядывая мальчика.
- О, я многое умею, а что не умею, тому быстро научусь, - с готовностью ответил Бела.
- Хорошо, заходи. Мы сначала пообедаем, а потом поговорим о работе, - сказал крестьянин.
Беле не нужно было повторять дважды. Он прошёл в просторную, красивую кухню. Там были жена крестьянина, взрослые дети, несколько работников и работниц. Все они сидели за большим столом и обедали. Подали обед и Беле. Мальчик внимательно наблюдал, как другие пользовались ножом и вилкой. Ведь он привык есть руками. Но теперь он попробовал ножом и вилкой, и у него получилось! После обеда глава семьи произнёс благодарственную молитву. Бела был очень удивлён, так как ещё никогда не слышал, как люди молятся.
Крестьянин поручал ему различную работу. Бела не ленился, старался работать так, чтобы хозяин был им доволен. Что Беле не нравилось, так это то, что работать приходилось целый день и каждый день. А по утрам и вечерам хозяин брал одну и ту же книгу и читал вслух. Бела толком не понимал, о чём он читает. Всё, что было написано в этой книге, казалось Беле странным. Хозяин да и все в доме были очень добры к нему, и Бела решил остаться работать и слушать, о чём читает глава семейства. Было как раз время жатвы, и крестьянин был рад помощи проворного Белы.
Прошло примерно дней восемь. Бела сидел с Нероном перед домом. Вдруг собака навострила уши, и Бела тоже прислушался. Да, действительно, издалека до них доносилась музыка - это была цыганская музыка. «Ах, они сидят сейчас у костра, папа играет на скрипке, и всем уютно», - подумал он, и сердце его заныло от тоски по дому.
Бела не выдержал, его сильно потянуло к своим. Он вошёл в кухню, но там никого не было, кому он мог бы сказать об уходе. В гостиной тоже никого не оказалось. Бела не хотел уходить просто так, не простившись, - ведь эти люди так хорошо относились к нему. И вдруг он увидел: вот она, эта книга, лежит, будто хочет сказать ему: «Возьми меня с собой». Так уж он привык: всё, что плохо лежит, нужно прихватить с собой. В этом деле Бела был настоящим специалистом. Он проворно схватил маленькую книжку, которую всегда читал хозяин, и быстро выбежал из дома. «Хоть бы мне теперь никто не встретился», - подумал он.
Бела бежал и бежал. По дороге он ел ягоды с кустов для утоления голода. Музыка становилась всё слышнее. Вскоре он добрался до табора. Вот было радости!
- Привет, я просто хотел увидеться с вами. Может быть, я скоро снова уйду.
Все были рады его видеть. Они сидели у костра.
- Я вам что-то принёс, -сказал Бела и вытащил маленькую книжку.
- О, это книга! Грегор, возьми её, ты умеешь читать.
Грегор взял книгу, открыл её и сказал:
- Это святая книга. Здесь написано: «Новый Завет Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа.
Об Иисусе некоторые цыгане уже слышали. Бабушка Белы знала, что Он был Сыном Божьим.
- Грегор, это хорошая книга, почитай нам, что там написано, - велела она. Грегор, пробежав глазами первые страницы, начал читать. Стало необычно тихо, все внимательно слушали, что читал им Грегор о Марии и Иосифе, о рождении Иисуса Христа, о мудрецах с Востока, о бегстве в Египет. Когда Грегор закрыл книгу, все с восторгом воскрикнули:
- Ты принёс нам очень хорошую книгу, Бела. Завтра Грегор будет нам читать дальше.
Теперь цыгане каждый вечер собирались у костра, и Грегор брал в руки книгу. Все внимательно слушали. Всё было так ново. Этот Иисус жил совсем иначе, чем цыгане, Он и говорил иначе. Они очень хорошо понимали, что это было связано с Богом, сказавшим: «Это Сын Мой возлюбленный, в Котором Моё благоволение». Интересно, имеет Бог благоволение в них, нравятся они Ему? В глубине души они знали, что такая жизнь, какую они ведут, не может нравиться Богу. Никогда ещё цыгане не проводили вечера в такой тишине, вслушиваясь в каждое слово Библии.
Однажды вечером Грегор прочитал им прекрасную историю о том, как Иисус призвал к Себе маленьких детей. История всем очень пoнравилась. Иисус, конечно, взял бы к Себе на колени и цыганских детей и обнял бы их. Затем там говорилось о человеке, спросившем
«Что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?» Все ещё внимательнее прислушались: вечная жизнь? Вообще-то они должны были признаться, что боялись смерти. Что же нужно делать, чтобы иметь вечную жизнь? Нужно соблюдать Божьи заповеди, говорилось в книге, и эти заповеди сразу перечислялись: «Не убивай, не прелюбодействуй, не кради!» Грегор, испуганно подняв взгляд, прекратил чтение. Все ошеломлённо посмотрели друг на друга. Затем Грегор медленно, едва слышно повторил: «Не кради». Среди цыган не было ни одного, кто бы не воровал. Воровство - просто часть их жизни. Отец Белы выразил сомнение:
- Может быть, это написано не для цыган?
Но ему не особенно поверили. Грегор сказал:
- Нам понравились все эти прекрасные истории, прекрасные слова. Иисус наверняка всех имел в виду, говоря «не кради». Это относится и к нам.
Грегор закрыл книгу, и все отравились на ночлег.
Но Бела не мог уснуть. Он ворочался с боку на бок, слова «не кради» не выходили у него из головы. На сердце у него было так тяжело: ведь он украл Библию. Да ещё у людей, которые были так добры к нему. Бела встал, взял книгу и отправился в ночной путь. Добирался он долго.
На этот раз он очень робко подошёл к дому. Хозяйка встретила его дружелюбно:
-Как хорошо, что ты снова пришёл! Мы были очень опечалены, что ты, не предупредив, ушёл в разгар жатвы. Мы очень нуждались в твоей помощи.
Ничего не ответив, Бела вынул книгу из сумки и протянул ей:
- Я принёс вам назад книгу.
- Ой, что я вижу! -воскликнул подошедший хозяин.
- А я всё думал: куда же она могла пропасть? Так, значит, ты взял её с собой? Разве ты умеешь читать?
- Нет, я не умею, но наш Грегор умеет, он читал нам её.
- Так почему же ты решил вернуть её нам? - спросил крестьянин.
Совсем смутившись, Бела ответил:
- Потому что Иисус в ней говорит: «Не кради».
- Я очень рад, что ты исполняешь то, что говорит Иисус. Знаешь, Бела, Иисус как раз дал мне понять, что я должен подарить тебе эту Библию. Хотите ли вы чтить её, читать и учиться по ней?
-О да, очень! Спасибо за Библию.
Белу пригасили пообедать, а потом он с радостью отправился в обратный путь в цыганский табор.
Цыгане обрадовались ему. Радость их увеличилась, когда они узнали, что Бела был у крестьянина и тот подарил ему Библию. Всем табором они продолжали усердно читать Священное Писание, всё глубже познавая Иисуса и понимая, что Иисус может дать им то, чего они так желают: мир и вечную жизнь. Они узнали, что Иисус умер за них на кресте. Они научились доверять Иисусу.
Это было началом пробуждения среди цыган Болгарии. С тех пор многие цыАвтогане приняли Иисуса Христа в своё сердце, и их жизнь наполнилась радостью.
Автор неизвестен