Тропинка 5, 2003 г.
Колосок
Людмила Шторк
Крепкое и сильное зёрнышко лежало вместе с другими в сухом и уютном амбаре.
Однажды пришёл человек и сказал: — Пора зерну в землю, чтобы оно могло дать жизнь колосьям, которые спят внутри него.
— Я не хочу: там темно и сыро и меня там никто не увидит. А здесь каждый, кто входит в амбар, любуется мной и хвалит меня, — попыталось возразить одно зёрнышко.
Но человек его не мог слышать. Он взял его и вместе с другими такими же зёрнышками посеял и засыпал землёй.
Зёрнышку было очень неприятно, холодно и темно. Вокруг себя оно слышало ворчание, стон и плач других зёрнышек, которые не хотели смириться со своей судьбой. Но мужественное зёрнышко и многие его товарищи терпели молча. Они хотели быть полезными и принести плод.
Дождь поливал зёрнышки, солнце согревало их, и они стали прорастать.
Но, о ужас, сами зёрнышки почернели и почувствовали, что умирают! Наше зёрнышко тоже почувствовало, что потеряло прежнюю красоту и силу — смерть подкрадывалась неслышными шагами.
— Я становлюсь таким некрасивым и таким слабым, я боюсь, что скоро умру! — жаловалось зёрнышко.
Как-то на поле пришёл человек, посеявший зерно. С ним был его маленький сынишка, который спросил:
— А что происходит с зёрнышками в земле?
— Они умирают, чтобы дать жизнь новым росточкам. Если им жаль будет расстаться со своей красотой и силой, то их ростки не будут достаточно сильными и погибнут. Но зёрнышки умрут всё равно, только чуть позже.
«Если нет другого выхода, пусть будет так» , подумало зёрнышко.
Росток питался соком зёрнышка и, пробиваясь - сквозь слой земли, тянулся к солнышку. Маленькие корешки уже самостоятельно брали воду из земли. Наконец росток выглянул из земли и радостно потянулся к солнцу. Он рос сильным и красивым. К этому времени зёрнышко стало чёрным и некрасивым.
Однажды из-под одного ростка из земли выглянуло старое, почти пустое, сгнившее зерно. Все росточки стали смеяться.
— Это и есть то зерно, из которого ты вырос?! Ну и уродина! — насмешливо сказал один росток.
— Моё зерно было сильным и красивым! — бросил другой.
Маленький росток, над которым смеялись, не обращая внимания на окружающих, обратился к своему зерну:
- Я так рад, что ты можешь увидеть солнышко, оно такое ласковое!
Наш росток испугался: а вдруг из земли покажется зерно, из которого он вырос, ведь оно такое же некрасивое и старое. Но ему сразу же стало стыдно: ведь ради него, росточка, зерно стало таким некрасивым и старым. Ему отдало оно всю свою силу и красоту!
- Как вам не стыдно! Зёрна отдали нам всё, стали старыми и некрасивыми, и мы должны быть благодарны им. Ведь если бы они остались красивыми и молодыми, не было бы нас.
Ростки притихли и задумались. Пошёл дождик, и все принялись за работу, забыв о разногласиях. Все росли, дружно тянулись к солнышку.
Наш росточек стал большим пшеничным колоском. Он гордо поднял голову, любуясь своей красотой и силой. Но снизу, из земли, раздался тихий голос умирающего зерна:
- Забудь о себе, не стремись к внешней красоте, трудись, иначе к жатве так и останешься пустым.
Колосок встрепенулся и принялся за работу. Теперь все соки из земли, всю силу солнышка он стал отдавать новым зёрнышкам, наливавшимся в нём. Его высоко поднятая голова постепенно склонялась, но ему не было грустно. Ну и пусть теперь его мало кто замечает - важно то, что внутри растёт целых тридцать зёрен! Много нужно труда, чтобы они были полными и сильными.
Наступила осень. Колосок был рад, что вырастил так много зёрнышек. Он был уверен, что каждое из них положат в амбар на самое видное место. А может быть, отнесут на праздник жатвы, чтобы мой труд увидели все люди...» - размечтался колосок. Но человек сжал все колоски: и те, которые принесли всего шесть-семь зёрнышек; и те, которые принесли много; и даже гордые, пустые колоски. Колосок жил теперь в зёрнах, в каждом зёрнышке жила его любовь, его память. Человек вымолотил зёрна из колосьев, все до единого, и тщательно просушил их. Затем он часть зерна, в которую попали и несколько зёрнышек от трудолюбивого колоска, оставил в амбаре для посева на следующий год.
Остальное зерно он отвёз на мельницу. Из свежей муки хозяйка замесила тесто и испекла прекрасный каравай хлеба. Взрослые и дети наслаждались вкусом свежего, душистого хлеба. А всю солому человек собрал и сжёг на поле, разбросав золу от костра для удобрения. Вместе с соломой бесславно закончилась и жизнь гордых, пустых колосьев. А жизнь трудолюбивого колоска принесла много хорошего плода.