Тропинка 4, 2005 г.
Юный пилигрим
Елена Чепилка
Как хорошо, что есть лето, да еще каникулы, а когда это все вместе, что может быть лучше в жизни ребят?!
Вадик и Наташа очень счастливы. В детской у самой двери стоят два пузатых рюкзака и пакет с фруктами. Завтра рано утром ребята уезжают в христианский лагерь. В их жизни это в первый раз, ведь их семья совсем недавно обратилась к Богу. На уроках воскресной школы учителя немного ознакомили своих воспитанников с подготовленной для лагеря программой. Сколько увлекательных конкурсов, поучительных игр ждет ребят!
Вадик и Наташа перед сном еще раз проверили собранные вещи и вместе помолились о предстоящей поездке.
Церковный автобус был уже почти полный, когда рано утром мама с папой привезли своих детей в условное место. Вадик и Наташа еще раз терпеливо выслушали мамины наставления и с радостью поспешили занять свои места в автобусе.
Лагерь расположился за городом, на лесной поляне, возле быстрой неглубокой речушки. По дороге туда ребята со своими наставниками пели любимые песни, разученные в воскресной школе, мечтали о хорошей погоде на предстоящую неделю.
Но вот уже последний поворот, и автобус въезжает на территорию лагеря. Ребята с восторгом осматривают приготовленное для них место. На большой поляне рядами стоят натянутые большие палатки. Как здорово! А возле реки под навесом стоят широкие деревянные столы и лавочки.Это столовая. У плиты хлопочут приветливые кухарки в цветастых фартуках. В больших котлах варится обед. А дальше подготовлено место для купания в реке. Вокруг палаток множество площадок для игр. Как хорошо потрудилась здесь молодежь! Ребята очень благодарны.
После вкусно обеда занялись распределением мест в палатках, где все будут спать на высоких деревянных нарах. В каждой палатке по 10 детей и одному вожатому. Вадик и Наташа – близнецы, они привыкли всегда быть вместе, поэтому были очень рады тому, что будут жить по соседству. Наташе досталось место возле маленького окна, затянутого капроновой сеткой от насекомых. Возле Наташи расположилась веселая, с рыжими кудряшками толстушка. Девочки сразу понравились друг другу и быстро подружились. С другими девочками тоже не было проблем. Наставница Юля сразу показалась всем давно знакомой и родной. Она собрала девочек вместе, и они в дружной молитве пригласили Иисуса быть с ними в предстоящие семь дней. Наташа еще раз поблагодарила Господа за возможность приехать в лагерь.
У Вадика в палатке было два соседа: добродушный очкарик и ворчливый долговязый мальчик. Вадик сразу решил, что матрас надо подвинуть поближе к очкарику, который приветливо подмигнул ему. Других ребят Вадик знал по воскресной школе. Наставник у мальчиков был очень хороший. И в этой палатке тоже звучала в тот день дружная молитва.
Вот так и началась жизнь в христианском лагере. Купанье в речке, походы, истории, рассказываемые по вечерам, песни и молитвы у костра – все это было в жизни Вадика и Наташи таким новым, таким интересным! Но вот однажды...
Рано утром наставник объявил ребятам, что сегодня будет необычный день. Юных христиан ожидает увлекательная игра: путешествие пилигрима. Восторгу ребят не было предела! После завтрака в палатке Вадика обсуждались правила игры. Ворчун Женя, сосед Вадика, как обычно, чем-то недоволен. То нее те призы, то хорошо бы лучше искупаться, то зачем подниматься в гору в "небесный град" – это слишком утомительно. Вадик очень жалел, что попал в одну команду с таким мальчиком.
Но вот уже начало игры. Отважные пилигримы один за другим отправились в путь в "небесный град", расположенный на ближайшем холме. Тот, кто его достигнет, удостоится награды, а кто отстанет в пути, должен возле вечернего костра выступить перед всеми со стишком или песней. Там их тоже ожидают призы. Так что огорченных быть не должно.
В самом начале пути стояли "узкие врата". Наставники каждому проходящему через них задавали вопросы о Христе: для чего Он пришел, где Он родился, что такое покаяние и т.д. Совсем мало ребят не прошли этот отрезок дороги, ведь обо всем этом уже говорили и в воскресной школе, и в лагере. Вадик поискал глазами сестренку. А вот и она, уже прошла через "узкие врата" и следует за своей подружкой. Возле самого подъема на холм дорога вдруг раздвоилась. Одна вела вверх и была очень узкой. Ее сузили капроновыми веревками. Другая, широкая, дорога вела вниз к реке. Возле этой дороги стояли скамеечки, а на них лежали жвачки и карамельки в красивых обертках. Несколько ребят на минуту присели, чтобы перевести дыхание, и тут же выбыли из игры. Возле узкой тропинки стояли наставники, которые убеждали проходящих вернуться.
Предупреждали какой трудный путь им предстоит. Пройдя и этот отрезок пути, пилигримы узнали, что они миновали "гору затруднения".
Вдруг с холма навстречу путешественникам спустились девушки-наставницы. Одна жаловалась на натертые ноги и говорила, что очень устала и была уже почти на вершине холма, но ведь дальше идти просто невозможно, лучше, пока не поздно, вернуться. Другая девушка убеждала ребят, что ризы, ожидающие победителей, самые обыкновенные. Стоит ли из-за них продолжать такой трудный путь? А капроновые веревки делали дорожку все уже и уже. Приходилось спускаться в разные овраги, переходить по узеньким мостикам, идти через заросли крапивы и даже пробираться сквозь густой кустарник. Несколько девочек, оценив обстановку и выслушав серьезные объяснения наставниц, спустились вниз. Чуть позже ребята узнали, что это была "долина смертной тени". Наставники объяснили ребятам, что через это проходят христиане, когда враг окутает их сомнениями и всевозможными препятствиями на пути следования за Христом.
Идти становилось все труднее. Иногда рядом с тропой, за веревкой, появлялись ребята, которые, как выяснилось потом, просто помогали наставникам. Они шли рядом, отделенные только веревкой от тропы, быстро, легко, свободно и звали пилигримов к себе.
"Быстрее достигнем вершины!" – убеждали они. Кто из идущих по тропе перешагивал к ним через веревку, тут же выбывал из игры. Все меньше и меньше пилигримов оставалось на тропе.
Но что это за шум впереди? На скамеечках, сделанных из досок, как на прилавках, лежали конфеты, печенье, стояли стаканчики с напитками. Наставники добродушно звали пилигримов перекусить. О, это была самая серьезная ловушка для идущих в "небесный град"! Много пилигримов осталось здесь попробовать лакомства. Лишь те, кто спешил достигнуть вершины холма, продвигались вперед. Оказывается, это была "ярмарка суеты". Потом наставники возле костра подробно объясняли всем ребятам, что это значит в христианской жизни. Вадик выдержал и это испытание. Он внимательно огляделся вокруг. А вон и Наташа машет рукой, тоже беспокоится о брате.
"Молодец Наташа, не отстает", – подумал довольный Вадик. Но путь еще продолжался. За поворотом их еще звали отдохнуть и расслабиться, но уже мало кто соглашался, ведь до цели осталось несколько шагов. И от табличка с нарисованным херувимом и наставник, встречающий победивших пилигримов.
Какие чудесные награды раздавал он ребятам! Это и книги с детскими рассказами, и коробки конфет, и фломастеры, и многое другое.
Как радовались пилигримы своей победе! Наташа подбежала к Вадику и показала ему свой приз, а он рассказал сестренке, как чуть было не остался на "ярмарке суеты". Среди победивших пилигримов оказался и ворчун еня. Это был единственный мальчик из команды Вадика, который тоже достиг вершины холма. Жен показал Вадику фонарик, полученный в награду. Ребята, довольные, спускались вниз. Там их еще ждали поздравления наставников и друзей, а также вкусный обед. Вадик и Женя шли рядом. Вдруг Женя протянул Вадику несколько конфет и сам с удовольствием набил рот вкусными леденцами.
–Откуда это, Жень? – спросил, жуя, Вадик.
–Какой ты несообразительный! Уметь надо! Это же с "ярмарки суеты", не видишь что ли? Сам на них, небось, засматривался.
–Тебя ребята угостили?
– Ты только смотри не разболтай, я их сам потихоньку взял. Просто выбрал подходящий момент. Да это ерунда, игра ведь"!
–Но ты же тогда нечестно свой фонарик получил. Как же так?! Верующим так нельзя, я точно знаю.
– Заладил тоже: "Нельзя, нельзя". Тебе нельзя, так не делай!
Вадик решительно протянул назад Жене оставшиеся конфеты.
–На, возьми. Я их есть не буду!
Но тут к мальчикам неожиданно подошел наставник, который только что раздавал призы победителям. Ребята его не заметили, ведь всюду были деревья. Конфеты находились как раз в протянутой к Жене руке Вадика.
– Подожди, дорогой, что это у тебя? Так это же конфеты с "ярмарки сует"! И ты еще осмелился прийти за призом? – удивился вожатый, глядя на Вадика.
– Это не мои конфеты, – пытался объяснить мальчик. – Скажи же, Женя!
Он ждал, что Женя во всем признается, но тот вдруг выпалил:
–А чьи? Видели, Игорь Петрович, как он и меня хотел ими угостить? Да только я не взял. Вы же видели, Игорь Петрович?
–Да, я все видел. Как тебя зовут, мальчик, из какой ты палатки и кто твой наставник?
Вадим заикаясь, от неожиданности, ответил на заданные вопросы. Он разжал руку с конфетами, и они, уже никому не нужные, упали в траву. В носу щипало, на глаза наворачивались слезы. Что же теперь будет?
В другой руке Вадик держал честно заслуженную в такой интересной игре книгу с рассказами. Ее он, помедлив, протянул наставнику:
–Вот, возьмите.
И мальчик побежал вниз с холма. Он почти не слышал, как его в числе других спускавшихся поздравляли столпившиеся возе "узких врат" ребята и наставники. Вадику вдруг стало очень плохо, и сильно захотелось домой. Как назло, он нигде не видел Наташи. Но вот кто-то положил ему руку на плечо. Перед ним стоял их наставник Сережа.
–Я уже все знаю, Вадик, Игорь Петрович мне рассказал. Очень жаль, что так получилось, но ты ведь недавно ходишь в церковь, поэтому еще не все понял о христианской жизни, да? Однако, ты не волнуйся, Вадик. Молодец, что вернул книгу! Хочешь, вместе помолимся Господу? Он обязательно простит! Главное – вовремя признать свой грех.
Грех! Какой грех?! В чем должен каяться Вадик? Он бы так никогда не поступил! Ему хотелось честно получить свой приз, честно! Слезы брызнули из мальчишеских глаз.
–Не бойся, Вадик. Об этом никто не узнает, – утешал его Сережа. – Главное для тебя сейчас наладить отношения с Богом. Ты согласен?
Не успел Вадик открыть рот для объяснения, как увидел самодовольное лицо Жени. Он что-то с ухмылкой рассказывал Антону, другому соседу и новому другу Вадика. Антон удивленно через очки смотрел на неудачливого пилигрима. А Сережа все ждал от Вадика ответ.
–Я хочу домой! Я не хочу оставаться в лагере, и в воскресную школу я больше ходить не буду. Это не я взял конфеты, не я! Это Женя мне их дал, понимаете, Женя!
Женя, услышав свое имя, поспешил вступить в разговор:
–Как бы не так! Не отпирайся! Игорь Петрович все видел собственными глазами. Целую жменю конфет мне предлагал.
–Ладно, Женя, иди! Мы сами разберемся.
Возмущенный Женька ушел. Было похоже, что он и сам верил в то, что говорил. Сережа предложил Вадику успокоиться, хорошо обо всем подумать и наедине пообщаться с Иисусом. Вадик отказался даже идти на обед. Он был рад остаться один. В палатке мальчик сквозь слезы молился, чтобы Господь обличил настоящего воришку и лгуна. Мальчик понимал, что Иисус тут ни при чем. Ему Самому больно, что так плохо поступают те, кто носит Его имя. Ведь так трудно жить с чужой виной, да еще и когда рядом нет друга! В палатку заглянула встревоженная Наташа. Рассказ о событии в лесу с Жениной помощью быстро разлетелся по лагерю во время обеда. Но девочка не верила этим разговорам и пришла во всем разобраться с братом сама. Она так внимательно выслушивала Вадика, так ха него переживала, что мальчику стало сразу легче на душе.
Оставшиеся два дня в лагере были для Вадика очень сложными. Что бы он делал без Наташи?! Его уже не интересовали разные мероприятия, появилась тоска по дому. Хуже всего было то, что ребята вокруг стали к нему относиться, как к провинившемуся, в ему было так неуютно среди них, так тяжело. Наташа все время молилась о брате. Она поговорила о нем с Игорем Петровичем, рассказала обо всем, но наставник лишь пожал плечами и добавил:
–Бог видит, что и как было. Не волнуйся, Наташа, со временем все встанет на свои места и просто забудется.
Но есть вещи, которые очень глубоко ранят человека, которые не забываются так просто. Там, в христианском лагере, хороший мальчик Вадик, любящий Господа всем сердцем, мечтал скорее уехать домой и больше никогда не ходить в свою церковь.
Наконец настал день отъезда. Ребята снова толпились возле приехавшего за ними церковного автобуса. Еще раз дружно поблагодарили Господа за чудесно проведенное время, попросили благословения на обратный путь и отправились домой. Вадик уже не пел вместе со всеми песни, не смеялся, вспоминая разные лагерные приключения. Наташа понимающе крепко сжимала руку. Дома брат и сестра весь вечер делились впечатлениями о лагере. Если бы не случай с Женей, все было бы просто замечательно. Родители, узнав обо всем, как могли утешали сына. На семейном совете было решение усиленно молиться Господу обо всей этой ситуации, а особенно о мальчике Жене, погибающем в грехе. Несколько последующих воскресений Вадик отказывался ходить в церковь, для него это было слишком тяжело. Но однажды в одно из таких воскресений в дверь позвонили. Вадик как раз читаю свою Детскую Библию. Мальчик открыл дверь. На пороге стоял их наставник Сережа.
– Можно войти, Вадик?
– Да, пожалуйста.
Мальчику вдруг вспомнились все пережитые неприятности, о которых совсем не хотелось говорить.
– Вадик, я пришел тебе сказать, что ребята очень ждут тебя в воскресной школе. Все они передают тебе сердечный привет, но главное, Господь сделал так, что все узнали о том, что ты не виновен.
–Как?!
–Очень просто. На "ярмарке суеты" одна девочка видела, как Женя потихоньку взял конфеты и засунул себе в карман. Она сказала об этом лишь здесь, в воскресной школе. Она только теперь узнала обо всем, что было в лагере. Потом и Женя во всем признался, но с ним мы уже разобрались. А ты не унывай, прости нас всех и меня прости, что не поверил тебе сразу. Видишь, ты действительно пилигрим и прошел через настоящую "топь уныния". Вспомни все, чему мы вас учили во время игры. Ты тогда заслужил свою награду в соревновании, но не забывай, что ты в жизни действительно пилигрим и впереди победителей ждут венцы славы из рук Самого Спасителя. Продолжай же свой путь, не сходи с узкой тропинки, ведущей к Небесному Отцу! Он ждет тебя и верит, что ты все преодолеешь.
По щекам Вадика текли слезы, но это были слезы радости. Нет, он не зря молился Богу, не зря молилась его семья! Сережа прав, Вадик обязательно продолжит свой начатый христианский путь.