Тропинка 4, 2010 г.
Кто я?
Ольга Мартынова
Внешне мы похожи на змей. Мы плаваем и даже ползаем подобно змеям. И всё же мы – рыбы. Да, да – рыбы, а не змеи! Дышим мы жабрами. Наше тело покрывает мелкая, погруженная в кожу чешуя. Оно скользкое, покрыто слизью. Недаром люди говорят: «Скользкий, как…» Глаза у нас маленькие, а зубы многочисленные. Мы можем достигать двух метров в длину и набирать массу до шести килограммов! Хотя обычно мы вырастаем до 30–70 см, а наш средний вес составляет 500–800 граммов. Охотимся мы ночью – на моллюсков, червей и мальков рыб. А днём отдыхаем, зарывшись в ил.
С давних пор мы представляем для людей загадку. Чего только про нас не говорили! Дело в том, что мы водимся в реках бассейнов всех европейских морей, а выловить малька или взрослую особь с икринками людям долгое время не удавалось. Представляете, даже сам учёный-философ Аристотель говорил про нас, что мы самозарождаемся в иле! Конечно же, это не так. В 1856 году было найдено плоское прозрачное морское животное, которое назвали лептоцефалом (Leptocephalus brevirostris).
И лишь через 40 лет учёные догадались посадить эту мелкую морскую рыбёшку в аквариум… Она росла, росла… и превратилась в меня! Да, это звучит невероятно, но мои мальки обитают в море. Уже потом учёные узнали, что мы мечем свою икру в глубоководной части Саргассового моря, юго-восточнее Бермудских островов.
В это трудно поверить! Но это правда. Мы живём по 5–7 лет в реках, каналах и прудах Европы, а потом идём на нерест в Саргассово море, пересекаем океан, проделывая путь от 4 до 7 тысяч километров! Наши североамериканские родственники тоже нерестятся в Саргассовом море, только ближе к побережью. Однако наши личинки не смешиваются, а плывут каждый на родину своих предков. Личиночный период длится около трёх лет, пока тёплое течение (Гольфстрим) несёт мальков к берегам Европы. По дороге мои мелкие собратья изменяются, становятся прозрачными, иногда их ещё называют «стеклянными». Стайками, «поездами» (так в Англии величают наше передвижение), против течения мы поднимаемся вверх по рекам, достигая отдалённых прудов и ручейков, чтобы жить там, потом вернуться назад в море и оставить потомство.
Вы удивлены? Как мы находим ту единственную дорогу в просторах океана и рукавах рек? Всё очень просто и в то же время сложно. Мы знаем путь Господа. Наш Создатель прокладывает для нас маршрут и направляет наши плавники. А нам лишь остаётся доверять своему могущественному заботливому Путеводителю.
Итак, позвольте представиться: УГОРЬ обыкновенный (Anguilla anguilla).