Тропинка 3, 2012 г.
Церковь и государство: кто кого?
Сергей Санников
К VI веку христианство настолько привыкло к царственному положению, что уже не мыслило себя вне связи с государством. Великая Римская империя как государство к этому времени распалась. Из-за внутренней слабости империя не смогла противостоять нашествию варваров – диких или полудиких, но очень воинственных племён гуннов, готов, франков, англов, германцев и других. Эти кочевые племена жили, в основном, военной добычей и грабежом. Ещё в IV веке они начали нашествие на Западную Европу и расселились там, много раз захватывая и грабя сам Рим.
В 476 году западная часть Римской империи официально перестала существовать, и на её месте появилось много мелких феодальных государств с неустойчивыми границами. В этих условиях единственной силой, которая сохраняла мораль, культуру, цивилизацию и даже экономику, была церковь. Поэтому епископы, руководители церковных общин, пользовались большим уважением и властью в своей местности. Но особенно большой авторитет появился к тому времени у епископа Рима, которого часто называли Папой. Многим епископам, особенно епископу Рима, приходилось заниматься хозяйственными, политическими и даже военными вопросами.
В 590 году епископом, или Папой, Рима избрали Григория. До своего избрания Григорий, который происходил из знатной и богатой семьи, занимал должность мэра Рима. Но при первой же возможности он отказался от неё и занялся организацией помощи бедным, проводя с ними время в молитвах, размышлениях над библейскими текстами, проповедуя о благочестивой жизни. Когда в 590 году в Риме вспыхнула эпидемия чумы, Григорий объявил трёхдневный пост и молитву для всего Рима. И когда чума отступила, народ избрал его Папой Римским. С этого времени весь свой организаторский талант Григорий посвятил церкви и народу Рима. Например, когда город был окружён неприятельским войском лангобардов, Григорий, который позже получил титул «Великий», сумел провести переговоры и добиться снятия осады Рима. Он выплачивал жалование римскому гарнизону из церковной казны, и его авторитет как единственного защитника Рима был необыкновенно высок в народе. Папы, которые избирались после Григория, также были фактическими правителями Рима и старались занять начальствующее положение не только над другими епископами, но и над царями в Европе.
В Константинополе, столице восточной части империи, которая стала называться Византийской империей, епископы занимали другое положение. Они не могли управлять императором, в руках которого была армия, финансы и власть, поэтому им приходилось повиноваться императорской воле. Например, один из лучших императоров Византии – Юстиниан I, именуемый также «Великим», не только провёл реформы в экономике и законодательстве, но и активно управлял церковными делами. Он снимал и назначал епископов Константинополя, которых к тому времени стали называть патриархами. Юстиниан I писал богословские работы, желая восстановить единство церкви, а всех не согласных с его взглядами жестоко карал. Он приказывал убивать тысячами тех, кого считал еретиками, только потому, что они понимали Библию не так, как он. Но самое удивительное – епископы, которые окружали Юстиниана, никогда не перечили ему, даже когда он был не прав в религиозных вопросах или вмешивался в церковные дела.
Таким образом, христианство оказалось втянутым в государственные дела, хотя и по-разному. На Востоке, в Византии, императоры управляли церковью и использовали её, а на Западе папы римские как руководители церкви старались управлять императорами и европейскими государствами.