Тропинка 4, 2016 г.
Перекати-поле
Жанна Вакульская
– Всё, мама, больше я в церковь не пойду!
– Это почему же?
– Каждый раз одно и то же – читайте Библию, да читайте Библию... Надоело! Сейчас это уже не модно. Вот ребята книжку про Гарри Поттера читают – это класс! Или там про пиратов, про сокровища разные и битвы... А в церкви – только про Бога. Скучно!
Тамара Сергеевна на несколько минут задумалась, а потом подошла к книжному шкафу и взяла с полки большой, красиво иллюстрированный атлас «Моя планета». Она села на диван и пригласила сына устроиться рядом:
– Серёжа, я хочу тебе что-то показать, – и она раскрыла книгу на странице, где рассказывалось о степях; на фотографиях была запечатлена бескрайняя равнина, покрытая буйными травами. – Ты, наверное, знаешь из уроков природоведения, что на юге Украины расположены обширные степные просторы. Когда-то давно, когда я ещё была студенткой, мы там работали в стройотряде.
– В каком отряде?
– В строительном отряде. Раньше студенты ездили работать во время летних каникул, это называлось стройотрядом. Но я хотела тебе рассказать не об этом. Поскольку мы жили неподалёку от заповедника Аскания Нова, то на выходные решили съездить туда на экскурсию. Экскурсия была увлекательной и поучительной. На обратном пути все с удовольствием делились впечатлениями, шутили, пели задорные студенческие песни. Через некоторое время, проезжая мимо большой бахчи, – это поле, где растут арбузы и дыни, – мы решили остановиться и попросить у бахчевода несколько арбузов, очень уж аппетитно они выглядели. Бахчевод, старик с мудрыми глазами и приветливой улыбкой, не только позволил нам сорвать несколько арбузов, но и сам выбрал два покрупнее и поспелее. Нарезал их, потом принёс из своего шалаша буханку свежего чёрного хлеба, тоже нарезал, разложил на расстеленной на траве клеёнке и пригласил нас к столу.
– Поэтому ты любишь есть арбузы с чёрным хлебом?
– Да, сынок, поэтому. Очень уж вкусным это тогда показалось. Но слушай дальше. Студентов долго упрашивать не надо: мы расселись вокруг устроенного стола и за обе щеки принялись уплетать нехитрое угощение. Сначала было шумно: все шутили, смеялись. А потом как-то затихли, поглощённые едой.
Вдруг мимо нас с лёгким шорохом прокатились, подгоняемые ветром, какие-то непонятные шары. «Ой, что это?» – воскликнула одна из девчонок. «Это перекати-поле. Растение такое. Оно, когда вырастает, высыхает и отрывается от корня. Вот ветер и гоняет его по степи», – обстоятельно ответил старик. «Какое умное растение! Вместо того чтобы просто стоять на одном месте и скучать, знай себе путешествует, мир познаёт», – громко произнёс ктото из нас. «Ага, ага! Такой же бродяга, как мы, студенты», – поддержал его другой, и все рассмеялись. «А вы действительно считаете, что без корня жить интереснее?» – с хитрым прищуром спросил бахчевод. «Да, считаем! Корень не даёт двигаться, а движение – это жизнь», – многозначительно произнёс кто-то из парней. «Так, значит... Тогда придётся мне вам одну сказку рассказать. Давно, чай, сказки-то не слушали?!» – «Да вышли мы уже из детского возраста, чтобы сказки слушать!» – «А это иногда и в старости не помешает! Уважьте уж старика, я не задержу вас надолго». – «Ладно, слушаем!» – нестройным хором ответили мы.
Старик устроился поудобнее и начал рассказывать.
Однажды весной в степи навстречу ласковому солнышку пробились из земли два росточка. Были они очень похожи друг на друга: оба молодые, зелёные и любопытные... Неудивительно, что они сразу подружились.
Днём, питаясь взятыми из земли полезными веществами, они наблюдали за бегущими по небу пушистыми облаками и болтали с птицами и жучками, которые во множестве обитали вокруг.
А вечерами, глядя, как огненный шар солнца медленно скатывается за горизонт, друзья делились своими впечатлениями от прошедшего дня и планами на будущее. Всё, что находилось вокруг них, они уже хорошо изучили, но прилетающие и приползающие отовсюду букашки и птицы рассказывали удивительные истории про неведомые далёкие края, про загадочных животных и людей, которые жили гдето там, за линией горизонта. И эти рассказы очень волновали наших друзей. Они мечтали, что когданибудь, когда достаточно подрастут, они тоже смогут увидеть этот удивительный мир.
Дни сменялись днями, но, хотя ростки и подросли, для них всё оставалось попрежнему: то же солнце, то же небо, те же соседи. Однажды вечером, когда они любовались вспыхивавшими вдали зарницами, один из них сказал другому: «Мне надоело! Каждый день одно и то же, никакого разнообразия! Мы привязаны корнем к этому месту, а я хочу жить полной жизнью: хочу всё увидеть, всё попробовать». – «А что поделать?!» – произнёс второй. «Нужно оторваться от корня!» – предложил первый. – «Что ты! Что ты! – замахал листьями его друг. – Без корня мы засохнем!»
– «Ну и что! Зато я буду свободен! Смогу наконец отправиться куда хочу и делать что душе угодно...» – заявил первый росток.
Сказано – сделано. И вот уже то растение, которое решило насладиться свободой, оторвалось от корня и, увлекаемое ветром, большим ажурным шаром покатилось по степи.
Катилось оно всё дальше и дальше от родных мест, и люди, провожая его взглядом, дали ему название «перекати-поле», которое ему очень понравилось. «Смотрите все: это я – перекати-поле! Я качусь куда хочу, делаю что хочу... Свобода!»
Но на самом деле катилось перекати-поле не куда хотело, а куда нёс его сильный степной ветер. Не могло оно ни остановиться, ни продолжать двигаться по своему желанию, так как не могло противостоять ветру.
Оно либо быстро проносилось мимо того, что ему было интересно и хотелось рассмотреть получше, либо, если ветер почему-то утихал, по нескольку дней было вынуждено лежать где-нибудь на дне ямы, не имея возможности даже поговорить с кем-то.
Не могло перекати-поле ни с кем и подружиться, ведь чтобы стать друзьями, необходимо время, а времени-то у этого растения никогда и не было: оно всё катилось и катилось по степи...
В один из вечеров, когда высохшую под палящими солнечными лучами степь освещало зарево зарниц, сильный ветер подхватил перекати-поле и понёс по степи прямо туда, где сияли зарницы, которые вблизи оказались молниями, только грома и дождя не было.
Вдруг одна из таких молний ударила в засохший куст терновника, который сразу же вспыхнул ярким пламенем. Ветер нёс перекати-поле прямо на это пламя. Перекати-поле испугалось: «Не хочу, не хочу! Не надо! Ветер, остановись!»
Но когда вольный степной ветер слушал какое-то там растение?! Если бы у перекати-поля был корень, то оно могло бы посильнее ухватиться за землю и спастись. Но корня у него не было, поэтому ветер швырнул его прямо в огонь, и через секунду перекати-поля не стало.
А из второго ростка выросло высокое дерево с густой кроной. В ветвях его гнездились птицы, под корой находили убежище букашки. Дерево крепко держалось за землю, поэтому даже самый сильный ветер не мог ему навредить. Через корни оно получало из земли полезные соки.
И выросло дерево таким высоким, что теперь могло хорошо рассмотреть всё происходящее вокруг. У него было много друзей – и птицы, и букашки, и весёлые цветочки, ведь дерево никуда не спешило, всегда было на месте и помогало другим. А о перекати-поле больше никто и не вспомнил».
Старик ненадолго замолчал, а потом добавил: «В жизни у человека всегда должен быть корень: родная земля, свой народ, семья, близкие люди... Корень – это то, что придаёт смысл нашей жизни, то, что подпитывает наши силы».
Тамара Сергеевна ещё раз посмотрела на сына, который, свернувшись калачиком на диване, внимательно слушал её, и продолжила:
– В автобусе, на обратном пути, мы все молчали – каждый размышлял об услышанном. И сейчас время от времени я вспоминаю рассказ старика-бахчевода. И знаешь, что поняла? Для христиан главным корнем, который удерживает нас от зла и даёт пищу для жизни, является Слово Божье – Библия, а церковь я бы сравнила с чудесным садом, где у каждого своё предназначение, но где все помогают друг другу.
Подумай об этом, Серёжа.