Тропинка 1, 2017 г.
Полосатый ослик
Пауль Уайт
– Дауди, – сказал Тали, – мы не знаем, что делать. Мы всем людям в округе говорим, чтобы они приходили делать прививки. Многие из них отвечают, что, может быть, придут…
– Но есть такие, – добавил Кали, – которые всё время откладывают это важное дело на завтра. Они не могут решиться...
– И я даже знаю, что с ними в итоге будет, – грустно заметил Дауди, помощник доктора. – Мы поговорим об этом сегодня вечером.
В тот вечер Гулу и Лисо добрались до баобаба верхом на послушном ослике. Когда Дауди помог детям слезть с ослика, животное вдруг подняло голову и закричало.
– Ого! – засмеялся Тембо. – Он кричит, как зебра!
– Ну, конечно, – согласился Дауди, – они же близкие родственники. Вы ещё не слышали сказку о том, как зебра получила свои полосы? Эта сказка очень старая.
Маленький ослик Пунда был очень грустным. Его шерсть была невзрачного, чёрного цвета. С завистью смотрел он на других животных, собравшихся возле баобаба.
«Ты вот счастливчик, Твига, – сказал ослик жирафу. – Шерсть у тебя золотистая, с тёмными пятнышками – как солнечный свет и тень под колючим кустом. А у меня – просто чёрная. Посмотри-ка на льва! У него шерсть золотисто-коричневого цвета, как у полевой травы. А коричневый цвет маленькой антилопы делает её благородно красивой! Я же – просто чёрный».
Ослик глубоко вздохнул и обнажил свои большие зубы. Гиппопотам Буху, который лежал в пруду, высунув на поверхность одну лишь голову, передёрнулся.
«Ну у тебя и зубы, Пунда! – сказал Буху. – У меня от них мурашки по коже побежали. И что тебе не нравится в твоей чёрной шерсти? По-моему, это очень практичный цвет, не маркий».
Буху издал странный звук, напоминавший смех. От неожиданности антилопа Дик-Дик чуть не упала. А вот ослик Пунда, тоскливо опустив уши и хвост, по-прежнему выглядел недовольным. Он хотел всем показать, какой он несчастный: «И-а! Вы удивляетесь тому, что я хочу иметь яркую окраску? Как бы я хотел...» Гиппопотам Буху пустил пузыри из ноздрей.
«Гм, моя тётя рассказывала мне, – промолвил он, – что в горах есть пещера, где в таких случаях можно поменять цвет шерсти».
Ослик приподнял уши: «Там можно изменить цвет?»
Буху в задумчивости жевал листья кувшинок. Ослик сверкнул зубами и произнёс с угрозой: «Если не расскажешь, я тебя лягну!» Буху покачал головой: «Ох, не делай этого. Мою тётю однажды укусил осёл. Это было ужасно. Говорят, она...» Ослик топнул ногой: «Так что с той пещерой?» – «Она тёмная и грохочущая... Тётя сказала... но я не уверен, что это правда...»
Ослик был готов идти туда. Но Буху продолжал: «Тётя говорила, что нужно пройти через щель в скале возле водопада и идти в глубь пещеры до тех пор, пока свет не станет слабым, как светлячок. Затем нужно громко закричать. Но, Пунда, в этой пещере очень сильное эхо. На твоём месте я бы...» – «Что она сказала, Буху? Ну?! Что нужно сделать?» – «Ах, да, ты должен пожелать...»
«Что пожелать?» – не терпелось узнать ослику. Буху задумался: «Ты должен пожелать быть не чёрным, а...» Однако Пунда уже исчез. Он думал только о своём желании.
Ослик пробежал возле водоёма, не заметив крокодила. Торопясь, поднялся по склону горы, не обратив внимания на гиену Мбизи и шакала Слинки. У водопада он остановился в поисках входа в пещеру. Увидев отверстие, Пунда тут же заглянул в него. «И-а!» – крикнул он и тут же услышал эхо в ответ. Что-то чёрное коснулось его мордочки. Пунда отпрянул назад. Но, увидев, что это была летучая мышь Буди, облегчённо вздохнул. У ослика от страха даже живот скрутило. Он медленно вошёл в пещеру и шёл до тех пор, пока вход стал едва заметным.
Тяжело дыша, Пунда быстро проговорил: «Пожалуйста, хочу стать белым». – «Белым... белым... белым...» – отозвалось эхо. Для большей уверенности он крикнул ещё раз. Эхо и на этот раз отозвалось: «Белым... белым... белым...» Пунда поспешил назад, и чем ближе он подходил к выходу, тем сильнее билось его сердце.
«Стану ли я белым?» – подумал ослик. Он шёл дальше, и вокруг тем временем всё становилось светлее, а когда он выбрался из пещеры, солнце ослепило его так, что Пунда чихнул. Он посмотрел вниз, на свои ноги: сначала на левую, потом на правую. Они стали белыми! Ослик обернулся. Его хвост тоже был белым! Мечта ослика сбылась. Он стал белым. От радости Пунда закричал: «И-а!» Ослик вернулся в джунгли, светясь от счастья. Он стал белым и блестящим!
Пунда остановился у реки, чтобы в воде увидеть своё отражение. «Гм, значит, ты всё-таки ходил в то место?» – спросил Буху. «Да», – гордо ответил Пунда. Вдруг появился шакал: «Да вы только посмотрите! Белый осёл. Это, наверное, шутка!»
Пунда в изумлении смотрел на своё отражение в воде. То, что он видел, радовало его. Но тут послышался голос крокодила: «Ты поступил неразумно! Чёрный цвет тебе больше идёт».
Пунда продолжал любоваться собой, не обращая внимания на замечания в свой адрес. В этот момент из-за кустов вышла гиена. Джунгли заполнились её смехом: «Ха-ха-ха! Ты так глуп!»
«Неправда, – возразила антилопа ДикДик, – ты очень красивый, Пунда!» Буху медленно стал подниматься из воды: «Гм, по-моему, ты выглядишь очень даже неплохо».
Случайно ступив в лужу, гиппопотам обрызгал стоявшего рядом ослика с ног до головы грязью. Буху остановился, рассматривая ослика, и хмыкнул: «Гм, я должен сказать, что белый цвет не очень-то практичен для тебя. Смотри, как теперь видна на тебе грязь».
Пунда задумался. Он был сбит с толку. Ослик хотел спокойно всё обдумать, поэтому развернулся и ушёл в лес. Он слышал, как гиена Мбизи крикнула ему вслед: «А ноги твои теперь всегда будут грязными!»
Пунда посмотрел вниз, на свои ноги. Они были серыми от грязи. Задумавшись, он остановился в тени дерева: «А может, лучше бы было всё так, как раньше?»
В этот момент к нему подошёл гиппопотам Буху: «А ты не хочешь почистить шерсть? Я мог бы тебе помочь, гм...» Пунда почувствовал облегчение.
Довольный, он начал валяться в песке, чтобы избавиться от грязи. Это немного помогло, но тёмные пятна всё равно остались. Буху наблюдал за осликом со стороны.
«Почему бы тебе не попробовать смыть грязь водой? Она обычно...» Однако Пунда уже поскакал к реке и нырнул в воду. Выйдя на берег, ослик стряхнул с себя воду.
Пролетавший мимо коршун, увидев ослика, прокричал: «Пятнистый осёл!» Шакал, как эхо, подхватил: «Пятнистый осёл!»
И гиена злобно поддержала: «А раньше, грязнуля, на тебе не видно было грязи!»
Дик-Дик подошла к ослику и ободряюще заметила: «Не переживай, Пунда! Ведь грязь всегда можно смыть». Но ослик был совсем сбит с толку и пропустил ободрение Дик-Дик мимо ушей.
Антилопа оглядела его со всех сторон и весело сказала: «По-моему, этот цвет тебе очень даже идёт. Мне нравится!»
Не слушая её, Пунда, тяжело вздыхая, снова пошёл к пещере. «Я должен был знать, что ничего не получится... Не стоило мне вовсе ходить в эту пещеру». Дик-Дик молча шла за ним. Пунда остановился и посмотрел на неё большими печальными глазами: «Ах, если бы я знал, что мне делать...»
– «Пойдём со мной назад, – уговаривала ослика антилопа. – Ты ведь такой красивый!» Пунда стоял в нерешительности. Перед ними были горы. А за своей спиной ослик слышал смех гиены. Грустно взглянув на свои испачканные ноги, Пунда зашагал вперёд. Дик-Дик не отступала, пытаясь убедить его в том, что белый цвет очень красив. Но единственным ответом на все её доводы был цокот ослиных копыт. Когда они подошли к пещере, антилопа попыталась удержать ослика от входа в пещеру. Но Пунда мягко оттолкнул Дик-Дик в сторону и протиснулся внутрь. Темнота в пещере пугала ослика. Он подумал, что всё-таки довольно много доводов в пользу света и того, чтобы остаться белым. Однако тем не менее Пунда шёл всё глубже в пещеру. Всё вокруг него было чёрным. «Чёрный!» – пробормотал ослик. «Чёрный... чёрный... чёрный…» – повторило эхо. Тогда Пунда крикнул громче и отчётливей: «Хочу быть чёрным!» Эхо снова повторило: «Чёрным... чёрным... чёрным...» Но, даже слыша это слово, Пунда знал, что хотел бы быть белым. Он вернулся к выходу из пещеры. Снаружи ярко светило солнце, слепя глаза. Пунда посмотрел на свои передние ноги. Они были чёрными. Также и хвост. Дик-Дик с изумлением смотрела на ослика. Солнце медленно садилось на западе. Пунда сел и беспомощно простонал: «И-а…» Он действительно не знал, чего хотел.
Дни шли своим чередом. В джунглях только и говорили об ослике. Одни считали, что чёрный цвет лучше белого. Другие отдавали преимущество белому. Пунда хотел знать мнение каждого. Но чем больше он расспрашивал других, тем непонятнее становилась ситуация для него самого. Полный отчаяния, Пунда бежал однажды через джунгли, не зная, на что решиться. Вдруг он понял, что оказался возле той самой пещеры. Он снова протиснулся внутрь, не обращая внимания на грохот внутри, и крикнул изо всех сил: «Хочу быть чёрным! Нет – белым!» «Чёрным – белым... чёрным – белым... чёрным – белым...» – ответило эхо. И тут раздался ужасный грохот. Огромный камень упал прямо перед осликом, а другой, поменьше, – ему на спину. Пунда развернулся и что было силы помчался к выходу. Протискиваясь сквозь отверстие в пещеру, он чувствовал, как содрогаются стены и падают огромные камни. Ослик выскочил на поляну, а пещера тем временем завалилась, и вход в неё навсегда закрылся. На некотором расстоянии от неё Пунда остановился и посмотрел на себя: сначала – на одну ногу, потом – на другую. В ужасе он взглянул и на свой хвост. «О, нет! Этого не может быть! – пробормотал Пунда. – Я ведь стал чёрно-белым!»
Элизабет захлопала в ладоши:
– Так он стал зеброй, потому что никак не мог принять решение!
– Это только в сказке. На самом деле зебру полосатой создал Бог, – сказал Дауди. – Но запомните: в этой истории говорится о том, что в какой-то момент решение тем не менее было принято. Это решение Пунда больше не мог изменить, у него не было выбора. Поэтому в следующий раз, когда увидите зебру, вспомните сказку о полосатом ослике и подумайте о Слове Божьем. Кто не может решиться принять Христа в своё сердце или пытается быть другом и Христу, и миру, похож на зебру.
Полезный совет
Прими решение следовать за Христом и будь последовательным.