Вера и Жизнь 5, 1992 г.
- Умиротворение
- Обращения благочестивого
- Из поэтических тетрадей
- В далёком Туркестане
- Стихи
- Читая Евангелие
- Несколько вопросов к читающим Библию
- Ответ на письмо случайного радиослушателя
- Книга о твоём спасении
- Я узнала правду
- Письма читателей
- Из поэтических тетрадей
- Анечка пришла во время
- Молитесь о них
Обращения благочестивого
А. Новак
«В Кесарии был некоторый муж, именем Корнилий, сотник из полка, называемого Италийским, благочестивый и боящийся Бога со всем домом своим, творивший много милостыни народу и всегда молившийся Богу. Он в видении ясно видел около девятого часа дня Ангела Божия, который вошел к нему и сказал ему: Корнилий! Он же, взглянув на него и испугавшись, сказал: что, Господи? Ангел отвечал ему: молитвы твои и милостыни твои пришли на память пред Богом. Итак пошли людей в Иоппию и призови Симона, называемого Петром. Он гостит у некоего Симона кожевника, которого дом находится при море; он скажет тебе слова, которыми спасешься ты и весь дом твой. Когда Ангел, говоривший с Корнилием, отошел, то он, призвав двоих из своих слуг и благочестивого воина из находившихся при нем и, рассказав им все, послал их в Иоппию… Когда Петр еще продолжал эту речь. Дух Святый сошел на всех, слушавших слово. И верующие из обрезанных, пришедшие с Петром, изумились, что дар Святаго Духа излился и на язычников, ибо слышали их говорящих языками и величающих Бога. Тогда Петр сказал: кто может запретить креститься водою тем, которые, как и мы, получили Святаго Духа? И велел им креститься во имя Иисуса Христа. Потом они просили его пробыть у них несколько дней». Деян. 10:1-8; 44-48.
На вопрос хирургу Сэмпсону, открывшему и применившему хлороформ, какое из его открытий он считает самым важным, он ответил: «Величайшим моим открытием было то, что я большой грешник и Иисус мой великий Спаситель». Думаю, что такое открытие сделал и сотник Корнилий. Насколько важным для него оказалось это открытие, мы видим из того, что Лука в «Деяниях апостолов» трижды сообщает об этом, и мы можем сказать, что во всей книге «Деяния апостолов» никакая другая история не излагается так подробно и обстоятельно, как обращение этого сотника. Примечательно то, что перед нами благочестивый язычник. Может быть, кто-то возразит: «Этого быть не может! Благочестивый человек - уже не язычник». Ничего подобного! Есть немало язычников среди благочестивых христиан. Но этот Корнилий не был христианином, а лишь благочестивым язычником. Он жил в Кесарии, где римские воины, оккупировавшие Израиль, поддерживали великодержавный имперский порядок. Об этом сотнике, имевшем в своем подчинении сотню воинов, сообщается, что он был благочестив. Это слово выражает характерную особенность личности сотника Корнилия. Мы читаем, что он был богобоязненным, то есть, что этот человек был открыт для еврейской религии, и, хотя он не был израильтянином, он посещал богослужения в синагоге, и, как мы видим из описания жизни этого человека, он стремился, как мог, по совести делать добро, исполнять закон, предписанный евреям.
Благочестивость этого человека побуждает к подражанию ему, особенно близких, потому что не было в нем лицемерия, которое члены его семьи сразу бы заметили. Для Корнилия посещение Петра было делом первостепенной важности. И он уверен, что Петр, которого он просил прийти, непременно исполнит просьбу, несмотря на то, что по еврейским законам Петру было запрещено входить в дом язычника. Такой поступок был чреват последствиями: совершив его, еврей считался нечистым, а очищение было связано со сложными и трудными церемониями. Тем не менее, Корнилий не терял веру.
Примечательно, что в Новом Завете не раз упоминается о воинах и военачальниках, и все они показаны безупречно положительными личностями. Я внимательно прочел о шестерых: царедворец из Капернаума - муж веры; у креста Иисуса стоит сотник и говорит: «Истинно Человек Сей был Сын Божий»; другой очень трезво удостоверяет смерть Христа; один из военачальников велит прекратить избиение апостола Павла. Следующий - препятствует покушению на Павла, и последний во время кораблекрушения предотвращает убиение Павла, а вместе с ним и пленных. И мы могли бы от них кое-чему научиться. Библейские воины - необязательно убийцы, и плохое о них не скажешь. Библия говорит о них даже очень уважительно.
Но вернемся к Корнилию. Этот муж, благочестивый язычник, высвечен в высшей степени положительно. Он богобоязнен, благочестив не только на словах; он дает милостыни, делает добро, он верный молитвенник, хотя и до мозга костей военный, иначе он не был бы назначен на должность сотника. Он мужествен, смел, дисциплинирован, деятелен; с другой стороны, его религиозность и благочестивость - действительно прекрасная черта. Можно было бы назвать его идеальным членом церкви. Каждая община хотела бы иметь такого члена. Но Корнилию приходится кое-чему научиться. Богу нужно нечто большее, чем благочестивость. Однажды во время послеобеденной молитвы Корнилию является Ангел Божий и говорит: «Молитвы твои и милостыни твои пришли на память пред Богом». Но тебе еще кое-чего недостает. Позови-ка Симона из Иоппии, и «он скажет тебе слова, которыми спасешься ты и весь дом твой». Корнилий, не теряя времени, тут же посылает своих слуг в Иоппию, которая находится километрах в пятидесяти от Кесарии, на берегу Средиземного моря. Одновременно Дух Божий действует на Петра, и на третий день он приходит, выслушивает Корнилия и передает ему все повеления Бога. Это событие поучительно и для нас. Во-первых, Бог видит каждого отдельного человека среди миллиардов других. Это для нас весьма утешительно. Ведь мы, люди, обычно полагаемся на массу. Бог же учитывает не массу, а отдельного человека, в его отчаянии, безнадежности, в его упоении жизнью. Многим из нас это может дать новую надежду и утешение. Бог видит тебя там, где люди тебя не замечают, где тебя отодвигают на задний план.
Во-вторых, этот сотник, несомненно, был ищущим человеком. Он искал не своей выгоды, а Бога. Он был ищущим, хотя и язычником. Но и в душе язычника бывает тоска по Богу, желание постигнуть смысл жизни. Евреи считали себя самыми благочестивыми среди верующих. Они себе и вообразить не могли верующего язычника, ибо последние были для евреев идолопоклонниками, совращенными людьми. Бедные язычники - с тоской в душе по внутреннему миру!
Мы знаем слово из Библии «Приблизьтесь к Богу, и приблизится к вам» (Иак. 4:8). Корнилий так и поступает. И, в-третьих, что особенно важно для нас: Бог никого не оставляет на полпути. Не бывает так, чтобы Бог не сдержал Своего слова. Это Он дарует человеку тоску по Нему, и Сам ее утоляет. Он зовет человека, и Сам идет ему навстречу.
Благочестивый язычник. Да, язычник, потому что он не знает ни Христа, ни Евангелия - Благой Вести. Он в своей благочестивости ничего не знал о прощении грехов, о вечной жизни. Он думал лишь о морали, исполнял закон Божий. Неплохо! Но и только. Его благочестивость опиралась на собственные силы и соответственно этому были и его успехи. Именно это не нравится Богу в благочестии язычника. Бог его ни в чем не упрекает, нет. Бог ему говорит: запомни, истинная вера, истинная религия - это не религия или этика, опирающаяся на собственную силу. Позови Симона, он тебе все объяснит. Что Петр-Симон и сделал. Благочестивый язычник Корнилий осознал, что Иисус Христос - исполнение его чаяний.
Петр приходит в дом язычника. Это, я бы сказал, событие всемирно-исторического значения. Происходящее здесь входило в Божий план спасения человечества, о чем было предсказано уже в Ветхом Завете. В Новом Завете Иисус говорит ученикам: «Не отлучайтесь из Иерусалима… вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли». Здесь, в Кесарии, в доме сотника, начинается исполнение этого слова Христа: Евангелие приходит в дом язычника - впервые в истории. И сотник принимает Благую Весть об Иисусе Христе. Тем самым была открыта дверь веры для язычников, и это сделал Петр, которому Христос сказал: «…дам тебе ключи Царства Небесного». Богу пришлось уговаривать Петра, разъяснять ему необходимость того, что ему, еврею, нужно войти в дом язычника. Бог подготовил Петра, и, когда он получил поручение Божие, он беспрекословно и немедля отправляется в путь.
Войдя в дом, Петр видит собравшихся людей и напоминает им, что по закону еврею нельзя переступать порог дома язычника, что иудею возбранено сообщаться или сближаться с иноплеменником, но Бог ему открыл, что Он и язычников принимает. И Петр проповедует им Евангелие. Бог через Петра делает нечто необычайное, небывалое: он ломает невидимые преграды. Прежде всего Петр свидетельствует, о спасении через Иисуса Христа, о Его миссии, жизни, чудесах, которые Иисус сотворил, о Его смерти на кресте. И Петр говорит не только о спасении, но и о суде. Речь его кратка и понятна. Он напоминает, что уже в Ветхом Завете черным по белому написано, что люди, поверившие в Бога, получают от Него прощение грехов. И это подтверждается в Новом Завете: «И Он повелел нам проповедовать людям и свидетельствовать, что Он есть определенный от Бога Судия живых и мертвых. О Нем все пророки свидетельствуют, что всякий верующий в Него получит прощение грехов именем Его» (Деян. 10:42-43). Тем самым Петр ясно говорит об условии, поставленном Богом, - о спасающей вере. И язычники могут верить, и им есть в Кого поверить, потому что Иисус Христос умер и для них.
Но затем случается непредвиденное: «Когда Петр еще продолжал эту речь, Дух Святый сошел на всех, слушавших слово». Дух Святой облегчил миссию Петра, помог язычникам верою принять Иисуса Христа.
Таким образом Бог совершил дело спасения в жизни язычника.
Корнилий и домочадцы его принимают крещение, и опять совершается то, что раньше и представить себе невозможно было: Петр остается у этих язычников на несколько дней. По всей вероятности, он излагает им евангельские истины.
По несколько устаревшим статистическим данным (1989 г.), в США за сутки совершается 950 попыток к самоубийству. За одни сутки находят 40 умерших от употребления героина и 27 скончавшихся от алкоголизма людей, регистрируется около 4 000 нервных шоков, задерживается около 6 000 пьяниц, дебоширов. Ясно, что единственный выход для людей - это обращение к Богу. И не только они, но и такие благочестивые, как Корнилий, должны и могут обратиться. В этом нуждаются не только погибающие от наркотиков и алкоголя, воры и дебоширы, но и такие благочестивцы, как сотник Корнилий.
Благочестие само по себе не имеет спасающей силы. Оно, конечно, гуманно, и, действительно, лучше уж благочестивый человек, чем преступник, тунеядец или бродяга, думаем мы. Но, когда речь идет о Царстве Божием, о спасении, тогда одного благочестия недостаточно.
Есть религиозные люди, с детства хорошо воспитанные, вежливые, честные, добрые. Но это не спасает! С такими людьми удобно жить, приятно общаться здесь, на Земле. Их общение хорошо лишь для этой жизни. Может быть, благочестивый богатый помогает бедному, делает много добрых дел, но когда-нибудь мы будем стоять перед вечностью. А для того, чтобы наследовать вечную жизнь, этого недостаточно. Перед Богом это очень мало, если не сказать - ничто. Для будущего, для вечности благочестие ничего не даст. Благочестивые люди тоже должны обратиться к Богу, и они могут это сделать. Это и есть Евангелие. Бог принимает каждого.
Не менее важно и то, что у этого Корнилия душа миссионерская. Ему Ангелом сказано: «Призови Симона!», и сотник это делает. Симон приходит и находит полон дом людей. Корнилий, наверное, решил, что Божья Весть необходима не только ему одному, но и другим, и потому собрал в свой дом всех друзей, сослуживцев, родных и знакомых. И они пришли, чтобы услышать, что скажет Бог. Корнилий думает не только о себе, но и о ближнем. Он считает, что то, что Бог хочет сказать ему, касается и других. Если Бог хочет облагодетельствовать его, то этого Он хочет и для других. И если Бог хочет его спасти, то Корнилий хочет, чтобы и другой был спасен. Мы все живы любовью Божией.
И еще один важный момент. По-моему, действия Бога здесь, с первого взгляда, непонятны, и не только в этой истории. Ангел является Корнилию и говорит ему, чтобы он позвал Симона. Подумать только: троим гонцам в жаркий день нужно проделать длинный путь туда и обратно, и еще неизвестно, придет ли этот еврей к язычникам. Зачем так обременять людей? Почему Ангел не мог сказать Корнилию, что ему делать? Разве он не мог передать ему Благую Весть? Почему именно Симону нужно было прийти? Казалось бы, к чему такие сложности? Ответ ясен: «Немудрое Божие премудрее человеков» (1Кор. 1:25). Не Ангелы являются проповедниками Благой Вести, а человек, потому что Бог хочет, чтобы Евангелие проповедовали лишь те, которые сами познали и приняли Его. С Ангелами этого не происходило. Евангелие нужно засвидетельствовать другим, и хорошо, когда это делают люди, принявшие Христа, которые знают, что значит вина, прощение, и уверены в том, что Бог их принял. И вот люди, такие, какими их Бог сотворил, стоят и свидетельствуют о Божьем спасении, о возрождении человека, о том, что и благочестивые не могут спастись собственными силами, а лишь силой Божьей.
И мы должны принимать участие в благовестии. Для этого необязательно быть очень образованным евангелистом. Даже самых слабых проповедников Бог благословляет и обращает через них грешников. Ты и я - мы призваны нести Благую Весть дальше, потому что наш Бог Тот же, Который был у Петра и Корнилия. Он услышит нас и обратит еще многих слушающих к вере. Будем же свидетелями Евангелия во всей нашей немощи, и Бог пошлет нам силу и успех. Ведь нам есть о чем говорить - это смерть и воскресение Христа. Да благословит Господь каждого, слушающего эту весть, чтобы он принял Христа, Который за него, за его вину, умер на кресте. Бог принимает каждого, кто к Нему обращается.
Перевод с немецкого Л. Герман