+7 (905) 200-45-00
inforussia@lio.ru

Вера и Жизнь 6, 1995 г.

Единственники

ВИЛЬЯМ БРЕНХЕМ – ПРОРОК-САМОЗВАНЕЦ ПОСЛЕДНЕГО ВРЕМЕНИ

«Около двух лет назад члены нашей церкви стали уходить в группу, которая только что образовалась. Мы не знаем, как они себя называют. Они считают себя Церковью Христа. Возникла группа так: один член нашей церкви тайно перекрестился сам во имя Иисуса Христа, затем его жена и еще две бабушки, утверждая, что крещение во имя Отца и Сына и Святого Духа от сатаны. Когда это обнаружилось, его отлучили от церкви, потому что он все сделал втайне и тайно распространял буклеты, призывающие к выходу из «сатанинских церквей», к которым якобы относятся баптисты, пятидесятники и др. После их отлучения еще часть членов нашей и других соседних церквей присоединилась к ним, и теперь они составляют группу из 30 человек. Они утверждают, что Троица – это языческое понятие, пришедшее в христианство. Бог, по их мнению, один (не в трех лицах), имя Ему Иисус. Когда Иисус был на земле, на небе никого другого (то есть Отца) не было. Отец, Сын, Святой Дух – это титулы Бога. Все крещенные во имя Отца, Сына и Святого Духа принадлежат к церкви сатаны и являются козлами, которых Господь отделит от овец (овцы – это они). Еще во многих других вопросах они искажают Библию (все не перечислишь).

Дорогая редакция! Мы обращаемся к вам за разъяснением: что это за вероучение? Ответьте, пожалуйста, через журнал «Вера и жизнь».

Горшковы, Тульская обл.»

Ответить на это письмо мы попросили сотрудника миссии «Свет на Востоке» пастора А. НОВАКА.

ОСНОВОПОЛОЖНИКИ УЧЕНИЯ

В.Бренхем (W.Branham,1909 - 1965) был известен как евангелист-целитель. Однако на закате своей земной жизни (1961 г.) он якобы получил откровение от Бога стать «пророком последнего времени». С того дня он должен был «путешествовать по городам и селам, уча всему, что касается церкви».

Еще ребенком В. Бренхем «имел небесные видения». Ему являлись ангелы и сообщали, как он должен себя вести в связи со своим призванием. Видения он получал неоднократно.

Когда Бренхем, будучи молодым баптистским пастором с пятидесятническими наклонностями, после своей первой евангелизации 11 июня 1933 года преподавал крещение 500 уверовавшим в реке Огайо, то он и почти 4 000 присутствующих увидели над собой яркий свет. Из него прозвучал голос: «Так же, как Иоанн был послан до первого пришествия Христа, и ты посылаешься с вестью, предшествующей второму пришествию Христа!» Решающим оказалось видение, которое он якобы имел 7 мая 1946 года. Ангел сказал ему: «Если ты будешь честен и сможешь заставить народ верить тебе, то против твоих молитв ничего не сможет устоять, даже рак». В тот час он якобы получил дар ставить правильный диагноз и лечить болезни, а также дар читать мысли и видеть события из прошлого других людей.1

Свои первые походы он предпринял по городам Америки. Вскоре он ступил и на другие континенты. После изложения Слова Божия он принимался за «исцеление». Он ставил диагноз и исцелял больного. Некоторых он приглашал выйти вперед, чтобы помолиться с ними. Нередко он обещал выздоровление всем присутствующим больным. В Хьюстоне якобы покаялось около 3 000 человек. В Дурбане (Южная Африка) из 100 000 человек «было исцелено» около 3 500. Сообщается даже о воскресении мертвых.2

После того, как он получил новое поручение стать «помазанником последнего времени», число его «целительных» выступлений сократилось. Как «помазанник последнего времени» он выносил христианству лишь уничтожающие приговоры. Еще в 1933 году он имел видение об «эпохах семи церквей». В одной из проповедей (1963 г.) он сообщает:

«В зал, в котором находилось 300 – 400 человек, спустился ангел Божий в образе света и собственноручно изобразил на стене эти эпохи церквей. Мы все стояли и смотрели...».3

Эти «эпохи» в принципе очень похожи на историческое изложение семи посланий из Откр. 2 и 3, которое можно найти и у других толкователей, например: у адвентистов седьмого дня. Новое заключается в том, что Господь в каждом отдельном периоде имел Своих посланников или свидетелей. В 1906 году наступила седьмая эпоха, время лаодикийцев, которая должна была завершиться в 1977 году. Тогда якобы Иисус должен был прийти вновь и положить конец «духу Вавилона». Ясно, что Бренхем видел себя посланником этого периода, то есть периода последнего времени.

Это учение, как и «исцеляющие» мероприятия, подвергалось многими резкой критике. Даже пятидесятники, которые имели связь с Бренхемом, старались отмежеваться от него. Однако находились и такие, которые продолжали почитать его и после внезапной смерти своего кумира рассчитывали на его воскресение. Воскресение должно было произойти 25 января 1966 года, ибо на этот день было запланировано большое «исцеляющее собрание». Так как воскресение в тот день не состоялось, то событие было перенесено на Пасху 1966 г.4

Интересно, что Э. Франк в своей книге «Откровение» (1994 г.), объясняя зарождение этого учения, описывает его совсем иначе, чем Бренхем: «Церковные историки подробно изучали эти семь особых эпох. Известнейшим среди исследователей был доктор Клэренс Ларкин... Человек Божий Вильям Бренхем, говоря о семи эпохах церкви, просто использовал материалы его исследования...»(стр. 17).

Ангел, видение и изображение, которое видели столько людей... Ни слова об этом. Взамен самое обыкновенное объяснение. Почему?

Работу Вильяма Бренхема в Америке продолжил его сын, в Германии – Эвальд Франк. В Индии это учение распространял Пауласер Лавре. Читая доклады, он собирал сторонников, которые затем вместе с ним отправились в Индию, чтобы ждать там второго пришествия Христа. Когда в 1977 году это событие не состоялось, многие вернулись назад.

Э. Франк пишет о В. Бренхеме: «Евангелисты, словно подхваченные штормовой волной, начали свои собственные походы. В эпоху технического прогресса, как никогда прежде, прокатилась волна пробуждения. Она положила начало самым разным направлениям. Своими корнями, прямо или косвенно, уходят в это время и Союз международных предпринимателей полного Евангелия, и харизматическое движение...»5

СУЩНОСТЬ УЧЕНИЯ

1. Несмотря на то, что некоторые общины пятидесятников носили его на руках, Бренхем утверждал, что и сатана может говорить на «языках» и якобы соблазнил эти общины: «Самый страшный соблазн Вавилона находится в их среде, называют они его Святым Духом».6

Исцеления, видения, визит и присутствие ангела были для Бренхема нормальным явлением. Как известно, видения «шлифуются» до тех пор, пока они не будут соответствовать задуманному. Бренхем не является исключением из правил. В 1955 году, в двадцатилетнем возрасте, Э. Франк познакомился с В. Бренхемом, а в 1962 году имел видение, в котором ему был предсказан большой голод. И он, Франк, будет якобы стоять среди народа и раздавать еду. За толкованием этого видения он полетел к Бренхему и получил в тот же миг ответ: «Пища, которую ты будешь раздавать, – это кассеты, на которых записано предназначенное для этого времени слово Господа».

Различные видения, описанные в упомянутых трудах, никогда не осуществились.

2. Учение об эпохах семи церквей, на первый взгляд, не лишено логики. Но если сравнить его с другими толкованиями, которые также, как утверждают авторы, инспирированы Богом, то в глаза бросаются многочисленные противоречия. Кроме того, Библия не знает такой своевольной трактовки.

В Откровении, 2 и 3, речь идет о реальных поместных церквах. Любое другое объяснение – человеческое толкование, даже если оно и звучит подкупающе. Именно из таких примеров становится ясно, как происходит «подгонка» видений.

3. Предсказанное на 1977 год второе пришествие Христа не состоялось. Ничего удивительного, если вспомнить слова Иисуса: «О дне же том и часе никто не знает, ни ангелы небесные, а только Отец Мой один» (Мф. 24:36). «Итак, бодрствуйте, потому что не знаете, в который час Господь ваш приидет» (Мф. 24:42). «Он же сказал им: не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти» (Деян. 1:7).

4. Четвертую главу из Бытия Бренхем толковал весьма своеобразно. Он утверждал, что Каин и Авель – близнецы, однако зачатие произошло в результате двух разных половых актов. Сатана использовал змея, чтобы внедрить в человечество свое «семя». Так появился на свет Каин. Авель же является сыном Адама. Уже здесь якобы начинается религиозное смешение, которое повлияло на развитие всей дальнейшей истории церкви.7

Однако тому, кто внимательно прочтет историческое описание в первых главах Бытия, станет ясно, что это толкование Бренхема – выдумка чистейшей воды. Во всей Библии нет упоминания о том, что один из братьев был зачат змеем или что Авель и Каин – близнецы.

5. Бренхем преподавал крещение под открытым небом во имя Иисуса Христа. Он, как и большинство церквей пятидесятников того времени, был ярым противником учения о триединстве. По его мнению, существуют не три разные личности, а три разные деятельности одного и того же лица.8 Существование Сына началось с Его рождением на Земле. По сути же Своей Он равен Отцу.9

Всякий, кто принял водное крещение по вере, должен был у Бренхема принять еще одно крещение во имя Иисуса Христа. У Франка это еще и сегодня практикуется. Тот же, кто принял крещение во имя Отца и Сына и Святого Духа, будет, согласно одному из его видений, восхищен лишь до потолка. Действительно, слово «триединство» в Библии не встречается, но о сути его говорится. Иисус Христос и Святой Дух описываются в Библии равными Отцу, они так же божественны, как и Отец. Не менее важно и то, что они так же вечны, как и Сам Бог.

«Иисус сказал им: истинно, истинно говорю вам: прежде, нежели был Авраам, Я есмь» (Ин. 8:58). «Который есть образ Бога невидимого, рожденный прежде всякой твари» (Кол. 1:15). «Не бойся; Я есмь Первый и Последний, и живый; и был мертв, и се, жив во веки веков» (Откр. 1:17–18).

Если бы существование Сына Божия началось с рождения Иисуса в Вифлееме, Его никогда не назвали бы Первым и Последним.

6. И Бренхем, и Франк рассматривают крещение Духом наряду с рождением свыше как обязательное переживание.10

Их заблуждение основано на неверном изложении всего новозаветного текста о покаянии и рождении свыше, в основном, однако, второго стиха из девятнадцатой главы Деяний апостолов. Перевод, которым они пользуются, к сожалению, неверен: «сказал им: приняли ли вы Святого Духа после того, как уверовали?» (Кинг Джеймс, Менге...).

Правильный перевод звучит так: «сказал им: приняли ли вы Святого Духа, уверовав?» (Лютер, Шлаттер, Ланге...). Словосочетание «крещение Духом Святым» встречается в Библии семь раз (в немец. перев.): * Иоанн Креститель об Иисусе. Пророчество сбылось в день Пятидесятницы (Мф. 3:11, Мк. 1:8, Лк. 3:16, Ин. 1:33). * Иисус Христос об Иоанне Крестителе (Деян. 1:5). * Петр об Иоанне Крестителе (Деян. 11:16). * Павел о покаянии (1 Кор. 12:13).

Первые шесть мест указывают на Пятидесятницу, последнее – на покаяние каждого отдельного человека. После этого стиха во всем Новом Завете крещение Духом Святым не упоминается.

Даже «плотским» церквам, упоминаемым в Откровении, 2 и 3, крещение Святым Духом не рекомендуется в качестве панацеи от всех бед.

То, что символизирует водное крещение (смерть и воскресение со Христом), происходит на самом деле во время крещения Святым Духом в сердце человека. В этот момент он рождается свыше. В Послании к римлянам, 6:3–7, описывается водное крещение. Но оно не может похоронить нашего ветхого Адама и уж ни в коем случае не возродить к новой жизни. «Соединиться с Ним» мы можем только во время крещения Духом, которое совершается во время возрождения, ибо оно:

– означает смерть во Христе и тем самым прощение и оправдание;

– помогает жить новой жизнью с Иисусом и в Иисусе Христе;

– означает, что крещаемый вливается в Церковь Христа.

РАСПРОСТРАНЕНИЕ УЧЕНИЯ

Германия в настоящее время несколько успокоилась. Молодые члены пятидесятнических церквей и харизматы никогда ничего не слышали о В. Бренхеме. На его место пришли другие. Людей, имевших видения, не убывает, массовые исцеления идут полным ходом. Результат всего этого не отличается от имевшего место в былые времена.

Эвальд Франк продолжает свою работу. В 132 странах якобы существуют его приверженцы и молитвенные кружки. 114 из них Франк уже посетил. После политического кризиса в Восточной Европе он наведывается и в эти страны. В 1995 году он был в Румынии. Около1 600 человек приходило на собрания с его участием. К слову, в Румынии насчитывается самое большое число последователей единственников во всей Европе. По словам Франка, ведется успешная работа в России, на Украине и в Казахстане. Брошюры и трактаты издаются на самых разных языках мира.

Однако Слово Иисуса относится ко всей церкви последнего времени: «Ибо восстанут лжехристы и лжепророки и дадут великие знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных. Вот, Я наперед сказал вам» (Мф. 24:24–25).

Источники:

1. Г. Линдзей, В. Бренхем «Человек, посланный Богом», стр. 16, 62.

2. К. Гуттен, Зейер, Грюблер «Энтузиасты»; Г. Линдзей, В. Бренхем «Человек, посланный Богом», стр. 19.

3. Э. Франк «Слово, сказанное через В. Бренхема» из «Вестника последнего времени», стр. 7.

4. В. И. Холленвегер «Восторженное христианство» из «Движения пятидесяников. История и современность», стр. 399. Издательство «Брокхаус и Цвингли, Цюрих», 1969.

5. Э. Франк «Христианство вчера и сегодня», Крефельд, 1985, стр. 27.

6. «Эпоха общины», стр. 133.

7. Э. Франк «Традиционное христианство», издательство Свободная народная миссия, Крефельд е.V.,1992 г., стр.117–119.

8. Э. Франк «Слово Божие будет жить в веках», № 7.

9. Э. Франк «Традиционное христианство», стр. 65, 72, 73, 77, 138.

10. Э. Франк «Традиционное христианство», гл. 24 «Крещение Святым Духом».

Не прибавляй к словам Его, чтобы Он не обличил тебя.

Притч. 30:6

Архив