Вера и Жизнь 6, 1995 г.
- Свет далёкой звезды
- "Вьюга стихла в ночь под рождество"
- Рождественская проповедь
- Прощение
- Спивайся до смерти!
- Из поэтических тетрадей
- Врачуя и душу
- В слезах найдя покой
- Единственники
- Несколько вопросов к читающим и изучающим Библию
- Единство церкви
- Пять "опасных" молитв
- На вопросы читателей отвечает
- Полный благости день Рождества
- Бог всегда со мной
- Разомкни свои руки
Врачуя и душу
О враче-христианине Артеме Александровиче Дудине, сотруднике научно-исследовательского института имени И. В. Сеченова, я слышала давно и в свой последний приезд в Ялту встретилась с ним и попросила рассказать его о себе и о своей работе.
– Артем Александрович, расскажите, пожалуйста, о себе, о том, как Вы пришли к Богу и как Вы, врач-христианин, помогаете своим пациентам в наше время разочарований, в том числе в возможностях медицины?
– Я родился во Владикавказе, в семье, несколько поколений которой, как с отцовской, так и с материнской стороны, были верующими людьми. В семье я никогда не знал насилия над собой. Родители не заставляли меня читать Библию, молиться и ходить на собрания, а убеждали добрым словом и добрым примером. Они просто предлагали: «Не встанешь ли ты с нами на молитву? Не хочешь ли пойти сегодня на собрание? Может, почитаешь Библию?»
Позже будучи студентом мединститута в какой-то момент решил жить без Бога. Меня охватывали сомнения, протест против строгого духовного уклада христианской жизни, запрещающего вседозволенность, раздражала «святость» верующих. И свои сомнения, раздражение и даже насмешки над верующими я обрушивал на голову своей матери, которая с любовью, терпением и кротостью останавливала меня. Я не хотел быть ни чистым, ни целомудренным, ни, тем более, святым, а хотел быть похожим на своих друзей, ничем не отличаться от сверстников той среды, в которую попал, не быть в ней белой вороной... Атеизм не уживался со святостью. Душа моя раздваивалась и страдала. Вероятно, поэтому меня отталкивали пошлость друзей, их двусмысленные анекдоты, вольное, нечистоплотное отношение к женщине. Слушая очередные рассказы друзей о веселых похождениях и легких победах, невольно задавал себе вопрос: «А если бы на месте обманутой и обиженной ими девушки оказалась моя сестра, дочь, любимая девушка, жена?» И становилось гадко, неприятно. Хотел смыть с себя грязь от общения с этими похотливыми и лицемерными людьми и бежать... бежать в святость, в общение с теми, кого не любил и осмеивал: к маме, к молитве, к Богу. И я пришел к Богу. Пришел к покаянию, уже окончив институт и став хирургом. Когда уже наделал множество ошибок. В 1990 году принял крещение, свернув с пути греха, падений, ошибок, горя.
Я всегда стремился стать очень хорошим хирургом, и не меньше. Хирург, он должен быть очень хорошим или никаким. И Бог помогал мне. Ни одну операцию я не начинал без молитвы. На каждую операцию, какой бы легкой она ни казалась, я прошу благословения у Господа. И Он благословляет.
– Артем Александрович, были ли в Вашей практике, кроме операций, моменты, когда Вы ощущали присутствие Бога? Когда помощь от Него приходила незамедлительно?
– Присутствие Бога я ощущаю всегда. В моей практике много примеров, когда помощь от Господа приходила сразу.
Как-то во время ночного дежурства в травматологический пункт наряд милиции привез на освидетельствование водителя в нетрезвом состоянии, что было видно с первого взгляда. Но нужно было зафиксировать это документально. Были взяты необходимые анализы. После этого милиция увезла его, и мы отправились немного отдохнуть. Вдруг раздался громкий, настойчивый стук в дверь. Я подумал, что кого-то опять привезла «скорая помощь», и пошел открывать. Было три часа ночи. Распахнул дверь – на пороге, покачиваясь, стоял тот пьяный водитель-кавказец со своими друзьями.
– Доктор! – обратился он ко мне, – сделайте, пожалуйста, так, чтобы анализ ничего не показал, а я заплачу вам большие деньги.
– Нет, ребята (они были моего возраста), такого я сделать не могу.
– Как не можешь?! Мы же тебе деньги даем! Много заплатим!
– Нет, друзья, это грех – покрывать пьяного водителя.
– Какой грех?! Перестань морочить нам голову всякими грехами, тебе деньги дают, давай делай, что говорят! – перебил пьяный кавказец. А его друзья, угрожающе сжимая кулаки, уже обступили меня плотным кольцом:
– Если по-доброму не сделаешь, мы тебе устроим! Тебе что, так уж надо человека в тюрьму засадить?!
– Не могу этого сделать по двум причинам, – тихо, но твердо сказал я. – Первая причина – та, что я христианин.
– Ну так что, – недоуменно пожал плечами один из них. – Я тоже христианин, – и показал золотой крестик, болтавшийся на его шее.
– Понимаешь, я другой христианин. Я молюсь Богу и стараюсь соблюдать все то, что сказал Иисус Христос.
– А чем же ты отличаешься от нас?
– Чем? Вот вы в нетрезвом состоянии, а я никогда не выпиваю, потому что Господу это неугодно.
Я стал свидетельствовать о Христе. Рассказал, как Христос пострадал на кресте.
– Каждый должен будет перед Богом дать ответ за свои дела. Это хорошо, что вы тоже считаете себя христианами. Значит, вы знаете и понимаете, что Христос нашу беседу с вами видит и слышит. Вы ведь верите, что Бог нас сейчас слышит? Бог слышит те мерзости, которые вы сейчас мне предлагаете. Бог слышит и ваши угрозы по отношению ко мне. И Бог не оставит вас без Своего возмездия. И дело даже не во мне. Вы погубите свои души. В таком состоянии ваш друг мог сбить и ребенка! Тогда бы смерть ребенка была на нем. И ваш друг должен иметь мужество ответить перед законом, Богом и своей совестью за то, что совершил и мог бы совершить еще.
Я беседовал с ними долго. Говорил о Христе. Потому что никакие другие доводы не смогли бы их остановить и образумить. Назвал им адрес молитвенного дома и пригласил на богослужение:
– Господь любит вас и хочет, чтобы вы искренне покаялись.
...Кулаки разжались, руки опустились. Неловко пробормотав извинения, они тихо направились к двери и ушли.
– А бывает так, что в беседе со своим пациентом становишься «проповедником»?
– Еще как бывает, – улыбается мой собеседник. – Проповедь Слова Божьего подчас пациенту очень нужна – проповедь с глазу на глаз, говорим мы. Проповедью из уст в уста называет ее апостол Павел.
И Артем Александрович рассказывает еще одну удивительную историю. В 1991 году к нему на прием приехала молодая супружеская пара с больной дочерью. У нее очень сильно болели суставы, она была фактически обречена на инвалидность. Девочка с большим трудом передвигалась на костылях. Ей уже вводили препараты внутрисуставно. Она была обречена не только на инвалидность, но и на пожизненное лечение. И кроме того, если бы ей длительное время вводили гормональные средства, они, естественно, отрицательно сказались бы на ее развитии.
– Когда я ее обследовал, – продолжает Артем Александрович, – то увидел, что причина заболевания кроется в том, что в организме девочки токсин серьезнейшего венерического заболевания. Откуда этот токсин? Девочка этой болезнью никогда не страдала. Я стал осторожно расспрашивать мать ребенка. Осторожно, чтобы не обидеть, не вызвать каких-либо недоразумений в семье. С ее стороны не было установлено никаких тревожных факторов. Тогда я обследовал отца. И обнаружилось, что он перенес тяжелое венерическое заболевание. Он лечился стационарно, имел все справки о выздоровлении, даже реакция Вассермана была отрицательной. Он настолько был уверен в своем выздоровлении, в том, что никаких последствий не осталось, что далеко не сразу признался. Сделал он это только тогда, когда я объяснил ему, что, исследуя организм, можно видеть и последствия тех заболеваний, которые человек перенес в раннем детстве. Что остаются следы перенесенных болезней в виде токсинов. Он не заразил свою жену, но последствия греха сказались на его ребенке. Это поразило его.
– Что же делать, доктор? – растерянно спросил он.
– Благодари Бога за то, что мы нашли причину болезни и за то, что есть средство, которое может спасти ее. За возможность устранить последствия твоего греха.
Ей назначили лечение по методу доктора Сарчука. Девочка принимала лекарство, изготовленное доктором, и быстро поправлялась. А через два месяца она вбежала в мой кабинет без всякой посторонней помощи. И без костылей. Радости родителей не было конца. Особенно был доволен благополучным исходом отец девочки. Наши частые и продолжительные беседы о Боге заставили его серьезно задуматься над теми страшными последствиями греха, которые чуть не погубили его ребенка.
– И я молюсь о том, – говорит Артем Александрович, – чтобы этот человек не только задумался над последствиями своей греховной жизни, а чтобы он принял Христа, Который омоет Своею Кровью его сердце.
– Артем Александрович, многие больные обращаются за помощью к экстрасенсам. Что Вы как врач-христианин скажете по этому поводу?
– Когда несколько лет назад мы увидели так называемых целителей на экранах телевизоров, немногие смогли нам объяснить этот феномен. Прельщала их форма обращения к массам. Вспомните Кашпировского с Библией в руках. «Смотрите! – утверждали неискушенные люди, – он же Библию читает, он же верующий».
И почти никто не понял, что, декларируя перед экраном библейские истины, он передергивал и искажал их, вкладывал в них совершенно иной смысл, чуждый Богу и выгодный ему. Многих смутила приятная музыка, которая во время сеанса убаюкивала настороженных и недоверчивых. Произносились высокопарные фразы об исцелении безнадежно больных.
Та прямая атака на христиан и христианство, которую вел сатана во времена коммунистического атеизма, не удалась. Но враг душ человеческих остается тем же. Просто изменилась его тактика. Сейчас главной своей мишенью он избирает то, что для людей является самым ценным в жизни, – здоровье. Чего только не делают люди ради сохранения здоровья! На что только не идут! Куда только не едут!
Причина возникновения ажиотажа вокруг экстрасенсорики кроется еще и в том, что люди оказались подхваченными волной всевозможных религиозных течений, о которых они раньше и не слышали. О которых и не помышляли. И человек, не вооруженный Словом Божиим, неискушенный в духовной борьбе, в вопросах духовной жизни, оказался не готовым отделить зерна от плевел, истину от лжи. А сатана использует ложь не в чистом виде, он добавляет к ней примесь правды, и от этого ложь становится еще коварней. Положение обостряется и тем, что люди разочарованы в эффективности медицины. Нельзя умолчать и о дефиците многих лекарств. Но самое главное – это дефицит духовности. Люди, не знакомые со Словом Божьим, не имеют духовных ориентиров.
Печально, что, не вникая в Слово Божие, теряет духовные ориентиры и среда врачей – образованных людей. Поэтому научная и народная медицина, знахарство, колдовство, магия и суеверия оказались сейчас настолько переплетенными, настолько смешанными в сознании врачей, что они сами подчас решить не могут, где заканчивается одно и начинается другое. Отсюда и множество заблуждений.
– Артем Александрович, каковы критерии подхода к христианской оценке подобных явлений?
– Начнем с самого главного. С того, кто выступает в роли врачевателя. Если врачеватель говорит: «Я исцелю, я вылечу», то на основании Слова Божия мы можем твердо сказать, что от такого врачевателя нужно держаться подальше. Какие бы блага он ни предлагал. Почему? Потому что он либо заблуждается, либо сознательно идет против истины. Еще в прошлом веке богобоязненные врачи говорили, что медицина не исцеляет, она лишь помогает, а исцеляет только Бог. Хирурги могут сделать блестящую операцию, академики могут разработать новые медикаменты и эффективные методы лечения. Врач с мировым именем будет бороться за вашу жизнь... Но если вам пришло время уйти из жизни, вы уйдете, несмотря на опыт, знания и старания всех светил медицины. Слово Божие говорит так: «Исцели меня, Господи, и исцелен буду; спаси меня, и спасен буду...» (Иер. 17:14). Исцеление и спасение – это прерогатива Божья.
Итак, если врачеватель своим методом, своими действиями домогается славы себе, то это должно настораживать. Иисус Христос, исцелявший больных и увечных, говорит в Евангелии от Иоанна: «Говорящий сам от себя ищет славы себе; а Кто ищет славы Пославшему Его, Тот истинен, и нет неправды в Нем» (7:18).
Врачеватель должен знать: как бы успешно ни проходило лечение больного, он прежде всего должен благодарить за это Бога. Христос дал нам важный и простой принцип, которым мы все должны руководствоваться. Это записано в нескольких Евангелиях, в частности, от Луки. «Всякое дерево познается по плоду своему, потому не собирают смокв с терновника и не снимают винограда с кустарника» (Лк. 6:44).
Это гениальный по своей простоте и надежности принцип. Если вы не уверены в правильности суждений о каком-либо новом методе диагностики или лечения, подождите плодов. Не торопитесь. Господь обязательно даст через какое-то время ясность в ответ на ваш запрос-молитву к Нему.
В отношении экстрасенсорики в свое время было написано много хвалебных статей. Но христиане, искушенные, духовно испытанные люди, отвергли этот метод лечения с самого начала. Вспомните бум вокруг имени Кашпировского. И те плачевные, а подчас и трагические результаты, которыми этот бум оборвался.
Объяснение экстрасенсом своих методов диагностики и лечения лживо. Он утверждает, что берет энергию из космоса, что связывается с энергоинформационным полем, которое находится над землей, что лечебное действие его методов обусловлено его необыкновенной силой. Впрочем, чего экстрасенсы только не говорят. На деле же так называемое лечебное действие экстрасенсов заключается не в их воздействии на человека, а в отношении человека к этому воздействию.
В одном из московских научных центров был проведен такой опыт. Испытуемым завязывали глаза. Они не могли видеть манипуляций экстрасенса, не могли видеть его глаз, они не могли следить за движениями его рук. К различным участкам тела испытуемых прикреплялись датчики, которые регистрировали изменения в организме человека, наступающие в результате действий экстрасенса. И что же? Датчики «молчали». Не было зафиксировано никаких изменений. Но когда эти люди наблюдали за действиями экстрасенса, датчики фиксировали изменения в сердцебиении, температуре и пр. Причем было замерено биополе у многих ведущих экстрасенсов, и оно абсолютно не отличалось от биополя самого обыкновенного человека. Повторяю, все дело в том, как пациент реагирует на действия этого, так называемого, целителя.
Экстрасенсы считают себя необыкновенными, более одаренными, экстра. У них особая чувствительность, особое восприятие – все особенное. Они превозносятся над другими, ими овладевает чувство превосходства. А сатана этого и хочет! Он льстит, а лесть в сердце человека порождает гордыню. Гордыня же ведет к падению.
Не будьте беспечны. Беспечность наносит огромный ущерб и вашему здоровью, и вашей духовности. Если человек не исследует с Библией в руках методы лечения, а кидается на них, как мотылек на пламя, то он и сгорит в нем.
Пусть Господь благословит всех нас, чтобы мы подходили ко всяким методам диагностики и лечения прежде всего с духовной стороны, основываясь на Слове Божьем. Чтобы мы могли отличить истину от заблуждения, чтобы мы могли помогать людям. Чтобы мы, врачи, видели в пациенте не только больную печень, больной кишечник, больное сердце, больные легкие, но и душу. Душу человеческую.
Я знаю удивительных врачей и среди моих коллег, которые очень много сделали для людей. Но поскольку они не пришли еще к Богу, их личная жизнь, их семейные отношения, их труд – все связано с такими тяжелыми проблемами, с такими сложными метаниями, с такими мучительными исканиями, что порой кажется: хорошее настроение никогда не посещает их. Они не имеют покоя, мира, удовлетворения от своего труда. Успехи ввергают их в духовную гордыню, и они все больше удаляются от Бога, забывая, что все самое лучшее в них от Него. Поэтому всех своих коллег я призываю к тому, чтобы они приняли в свое сердце Иисуса Христа.
Ну, а всех своих сегодняшних и будущих пациентов, всех тех, кто страдает каким-нибудь недугом, предупреждаю от имени всех врачей-христиан: не обращайтесь ни к каким знахарям, заклинателям, чревовещателям, колдунам и экстрасенсам. Прежде всего придите в дом Божий. Найдите служителей, найдите тех людей, которые являются истинными, благословенными детьми Божьими. Побеседуйте с ними, почитайте Слово Божие. И Господь вам откроет, через кого на земле придет к вам помощь. Да благословит вас всех Господь.
...Артем Александрович проживает по-прежнему в Крыму, Гаспре, относящейся к Большой Ялте.
Он несет дьяконское служение в Гаспринской церкви, проповедует, ведет разбор Слова Божьего.
А еще он частенько отправляется с молодежью в горы, в долгие походы, чтобы там наедине с природой, созданной нашим Творцом, раскрыв Библию, разобраться самому и помочь разобраться молодежи в Слове Божьем, чтобы почувствовать свое единение с Тем, Кто нас так любит, – с нашим Господом Иисусом Христом.
Беседу вела
Е. Вавринюк-Солдатова