Вера и Жизнь 6, 1995 г.
- Свет далёкой звезды
- "Вьюга стихла в ночь под рождество"
- Рождественская проповедь
- Прощение
- Спивайся до смерти!
- Из поэтических тетрадей
- Врачуя и душу
- В слезах найдя покой
- Единственники
- Несколько вопросов к читающим и изучающим Библию
- Единство церкви
- Пять "опасных" молитв
- На вопросы читателей отвечает
- Полный благости день Рождества
- Бог всегда со мной
- Разомкни свои руки
Прощение
Д. Пасхальнов
Я ПРОЩАЮ ТЕБЕ, ПОТОМУ ЧТО ЭТО НЕОБХОДИМО МНЕ
У каждого из нас есть прошлое – большой запас светлых и мрачных воспоминаний, которые могут влиять на нашу сегодняшнюю жизнь. Несмотря на то, что у меня были чудесные родители, мне пришлось пережить в детстве и нерадостное. Хорошо было бы, если б можно было щелкнуть пальцами, и эти горестные воспоминания стерлись из памяти. Но это сделать невозможно.
Что бы ни произошло в вашей судьбе до сих пор, Бог намеревается помочь вам в том, чтобы негативные события прошлого не влияли на ваше настоящее и будущее.
Многие глубокие душевные раны не появляются сами собой, они наносятся другими людьми. И не существует другого метода духовного исцеления, как только прощение. Чтобы действительно освободиться от проблем и излечиться от ран прошлого, от их последствий, которые все еще мучают и удручают нас, существует лишь один-единственный путь: нам нужно простить!
Два стиха из Нагорной проповеди (Мф. 6:14–15) удивительны: каждый раз, читая их, меня поражает великая важность этих слов, исходящих из самого сердца нашего Господа. В начале Нагорной проповеди мы читаем: «Увидев народ, Он взошел на гору; и когда сел, приступили к Нему ученики Его. И Он, отверзши уста Свои, учил их, говоря...» (Мф. 5:1–2). К кому относились эти в высшей степени важные слова Иисуса? К Его ученикам! Они были сказаны в адрес не неверующих, а людей, знающих Христа. Это нам следует учесть, если мы хотим правильно понять цитату: «Ибо, если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный» (Мф. 6:14).
Какое чудесное обетование! Если мы прощаем, Бог прощает нам. А после этого обетования сразу предупреждение: «А если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших». Я не знаю, как вы, но я хочу, чтобы Бог прощал мне. Я грешу, поступаю неправильно, иногда моя точка зрения не соответствует тому, что от меня хочет Бог. Вновь и вновь я нуждаюсь в Его прощении. А если я не прощаю, то и Он не простит мне моих грехов: Господь предупреждает о губительных последствиях непрощения. Этого я хочу избежать во что бы то ни стало.
Во время моих поездок я часто слышу такие высказывания: «О, я простил, это для меня не проблема!» Некоторые, неясно представляя себе серьезность прощения и забывая о значении, которое придается этому вопросу в Слове Божьем, считают его пустяковым делом. Но Бог придает прощению важнейшее значение!
ЧЕМ ПРОЩЕНИЕ НЕ ЯВЛЯЕТСЯ
1. Прощение не является чувством
Если вы ожидаете, что вами овладеет некое сентиментальное чувство, то вам, скорее всего, придется долго ждать, может быть, всю жизнь. За все долгие годы моей деятельности в качестве духовного наставника мне еще ни разу не встретился человек, который действительно «чувствовал», что он должен простить. Пытаться забыть свои обиды, не вспоминать о них – это еще не значит, что мы действительно простили обидчика. Конечно, со временем воспоминания о случившемся тускнеют, но время не излечивает. Лишь Бог в состоянии излечить больное сердце.
2. Простить не значит сделать вид, что ничего не произошло
Не делайте вида, что ничего не случилось, что вы не почувствовали обиды, что происшедшее вас даже не затронуло. «Создать впечатление» не равнозначно прощению.
3. Простить не значит оправдать поступок обидчика
Иногда, прощая кому-то, мы думаем, что должны оправдать этого человека. Мы как будто говорим: «Он ведь и не так далек от истины. Вероятно, я сам был в чем-то виноват...»
Представьте себе, что я подойду к вам и ударю вас, а потом извинюсь перед вами. Что вы мне ответите: «Ничего страшного, все в порядке»? Если вы ответите так, то тем самым позволите мне ударить вас еще раз. Вы же сказали мне: «Все в порядке».
Что в порядке? Что я ударил вас? Нет, это абсолютно не в порядке! Если кто-нибудь подойдет к вам и скажет: «Прости, я поступил нехорошо», а вы ответите ему: «Все в порядке», – то вы, по моему мнению, тем самым позволяете этому человеку обижать вас дальше, вы разрешаете ему грешить. Я думаю: мы не имеем права одобрять согрешения. Правильным ответом на просьбу о прощении является: «Я прощаю тебя».
4. Простить не значит, что мы должны заново доверять обидчику
Недавно ко мне пришла молодая девушка. Она нервничала и чего-то боялась, так что прошло целых двадцать минут, пока она смогла рассказать о себе. Она доверила мне то, о чем она еще никому не осмелилась рассказать: отец насиловал ее.
Вы думаете, что я посоветовал девушке простить отца и вновь ему доверять? Нет! В этот момент он не заслуживал ее доверия. Этим я не хочу сказать, что девушка никогда больше не сможет доверять ему.
Мы, христиане, должны всем нашим обидчикам по крайней мере дать возможность почувствовать, что они снова могут заслужить наше доверие. Но прощение и доверие – это разные вещи. Я думаю, что можно простить человека и, несмотря на это, не доверять ему.
Я доверяю Богу – Его Личность достойна моего доверия! Мы можем довериться человеку лишь в том случае, если он окажется достойным нашего доверия. Но если кто-то серьезно огорчил вас, то вы, вероятно, отреагируете на это досадой, обидой и недоверием.
Вам не удастся простить, если вы знаете, что вам придется склониться под произволом обидчика, который вправе вновь и вновь обижать вас. Но если вы поймете, что простить и доверять – разные вещи, то вы увидите, что прощение возможно.
5. Прощение не значит освобождение от ответственности
Мы часто рассуждаем так: «Этот человек горько обидел меня! И если я теперь его прощу, то уберегу от наказания. Его даже не привлекут к ответственности!»
Мы думаем, что если мы простим человека, то он легко отделается, избегнув наказания. Но Бог всегда в состоянии потребовать с него отчет. Мы никого не можем освободить от ответственности – это не в наших силах. Только Бог по Своей милости может очистить от вины.
Принимая перед Богом ответственность за свою превратную точку зрения – за непрощение в собственном сердце, вы тем самым предоставляете Ему привилегию еще действеннее, чем когда-либо, работать над сердцем того, кого простить вы не в состоянии. Этим я не хочу сказать, что Бог до сих пор не действовал, но ваше прощение даст Ему простор для обновления жизни вашего обидчика.
ЧТО ЗНАЧИТ ПРОЩЕНИЕ
Прощение – это мое решение повиноваться Богу и не допустить, чтобы поведение и отношение ко мне других людей определяли мое поведение и мою точку зрения.
1. Прощение – в первую очередь сознательное решение
Несмотря на то, что нам иногда трудно принять какое-либо решение, Бог наделил нас этой способностью. Если даже все в нас сопротивляется и наши чувства кричат «нет!», мы все равно в состоянии простить. Это неправда, если кто-то утверждает, что он не может простить. Правильнее будет сказать: «Я не хочу простить».
Как уже было сказано, простить надо решиться. Это, признаться, трудное решение, принятия которого хотелось бы избежать. Мы можем простить, несмотря на то что мы этого прощения в себе не чувствуем. Прощение не относится к чувствам, оно – акт воли.
2. Прощение – это личное решение
Кто принимает решение простить? Мы сами. Даже Бог не может сделать это за нас. Только мы можем решиться простить от сердца. Если же мы этого не сделаем, то вынуждены будем испытать страшные последствия своей непримирости.
3. Прощение – это наша решимость повиноваться Богу
Нам не советуют простить, а приказывают. Бог не говорит нам: «Было бы неплохо, если бы ты наконец собрался с силами и начал прощать». Нет! Он говорит: «Ты должен прощать!» Когда мы принимаем решение простить, то мы тем самым повинуемся Богу. Это решение каждый из нас может и должен принять собственным разумом.
Даже если вы испытываете чувства гнева и озлобления к человеку, которого уже нет в живых, то и в этом случае прощение возможно и необходимо. Вы заметите, что вместе с прощением в вашу жизнь придет свобода.
4. Прощение – это значит жить в мире с Богом
Я думаю, что мы должны начать разговор с обидчиком не раньше, чем наше сердце полностью примирилось с Богом. Лишь после этого мы можем, действуя по Его указаниям, сделать первый шаг, предложив другому прощение и примирение.
НЕПРОЩЕНИЕ ВЕДЕТ К ДУХОВНОМУ ЗАСТОЮ
Вопрос в том, готовы ли мы делать то, чего Бог от нас ожидает. Что является противоположностью послушания? Непослушание. Если мы не повинуемся, мы непослушны. А что такое непослушание? Грех. Абсолютно логично, не правда ли? Если мы выбираем непрощение, то мы выбираем грех. Писание говорит: «Если бы я видел беззаконие в сердце моем, то не услышал бы меня Господь» (Пс. 65:18). Хотите ли вы, чтобы Господь вас слышал?
Мой отец, бывший более 45 лет пастором и духовным наставником, незадолго до своей смерти сказал мне чрезвычайно важные слова: «Сын мой, я уверен, что многие христиане перестали расти в вере и вынуждены бороться с одними и теми же проблемами в своей жизни потому, что не хотят прощать». Из моего опыта духовного наставника я могу подтвердить, что непримиримость приводит духовную жизнь к застою.
Прощение является великолепной возможностью освободиться от бремени. Разве вы не хотели бы сбросить ту ношу, которая отягощает вас? Начните прощать, и вы заметите, что тяжелый груз непримиримости, лежащий на вас, исчезнет, и вы почувствуете облегчение.
НЕПРИМИРИМОСТЬ ЯВЛЯЕТСЯ ПРЕПЯТСТВИЕМ
Прощение не должно быть разовым явлением. Противоположностью прощения является непримиримость, которая стоит близко к озлоблению и огорчению. Если в нас есть чувство злобы против какого-либо человека, то нами овладевает желание ему отомстить. «Он мне никогда не звонит, значит, и я ему не позвоню! Она мне не пишет, значит, я этого тоже не сделаю!» Так можно оказаться в тупике – в тупике озлобления. Если кто-нибудь переступает порог вашего дома и от одного только его присутствия у вас повышается давление, то это уличает вас в том, что втайне вы питаете к этому человеку чувство неприязни.
Если кто-то называет в вашем присутствии определенное имя и вы чувствуете внутреннее сопротивление, то тут, очевидно, что-то не так. Каждое воспоминание об определенном человеке или событии, которое доставляет вам неприятность, уличает вас в том, что в вашем прошлом еще не все приведено в порядок. Может быть, Бог путем этих мыслей и чувств напоминает вам, что вы когда-то не простили.
Обычно мы даже не осознаем того, что в нашем сердце засела непримиримость к какому-либо человеку, за исключением случаев, когда эти мысли не дают нам покоя. Но главное не то, как часто мы думаем об обидчике, а то, что в нас происходит, когда мы о нем думаем. Как вы чувствуете себя, когда вспоминаете определенную ситуацию? Что творится в вашем сердце?
Может быть, вы вспоминаете обо всем лишь раз в году, но если уж вспомнили – все в вас начинает кипеть? Это не что иное, как ожесточение, которое рано или поздно погубит вас – духовно и телесно.
ПРОЩЕНИЕ КАК СТИЛЬ ЖИЗНИ
Невозможно один раз простить, а затем сказать: «С проблемой прощения покончено!» В прощении нам нужно упражняться. Никто не может гарантировать, что после того, как вы простили, вас больше никогда не обидят. Простить – не значит сказать: «Я прощу, но только один раз!» Прощение должно стать стилем нашей жизни, когда мы утверждены в Боге и к обидчикам относимся по принципу: «Жаль, что ты так обо мне думаешь, но я не отплачу тебе той же монетой». Занимая такую позицию, мы сознательно отдаем себя и наше духовное состояние в руки Божьи, вместо того чтобы дать обидчику возможность и право управлять нашим духовным состоянием и господствовать над ним.
Я знаю, что это нелегко, но это осуществимо. Это единственная возможность стоять над конфликтами, которые неизбежно возникают в отношениях между людьми. Прощая, мы не даем места греху, не уподобляемся обидчику. Неверная реакция, собственно, нисколько не лучше неправильного поступка. Поэтому если кто-то причиняет вам боль, а вы неправильно на нее реагируете, то вы, как и ваш обидчик, тоже не правы.
В принципе можно сказать так: если вы не хотите простить, то это в конечном итоге значит, что вам больше хочется обижаться, чем духовно расти. Да, это так! Об этом нам говорит и Слово Божие: отказывая кому-либо в прощении, мы перестаем духовно расти, и это не изменится до тех пор, пока мы не будем в состоянии простить.