Вера и Жизнь 6, 1995 г.
- Свет далёкой звезды
- "Вьюга стихла в ночь под рождество"
- Рождественская проповедь
- Прощение
- Спивайся до смерти!
- Из поэтических тетрадей
- Врачуя и душу
- В слезах найдя покой
- Единственники
- Несколько вопросов к читающим и изучающим Библию
- Единство церкви
- Пять "опасных" молитв
- На вопросы читателей отвечает
- Полный благости день Рождества
- Бог всегда со мной
- Разомкни свои руки
На вопросы читателей отвечает
Николай Водневский
О ПРОЩЕНИИ
«...Должен ли христианин прощать того, кто не просит прощения и не думает об этом? Моя невестка сделала мне много неприятностей, а теперь как ни в чем не бывало желает продолжать дружеские отношения. Я сказала ей: «После всего того, что ты сделала, тебе следовало бы сказать по крайней мере: «Я сожалею». Но она ответила: «Я никогда в моей жизни ни перед кем не извинялась и не говорила, что сожалею о том, что произошло».
Как Вы полагаете, что я должна была ответить на эти слова? Как должен поступать христианин в таком или подобном положении? Терпеть? Но до каких же пор?»
Нам прежде всего следует вспомнить слова Христа: «Если брат твой согрешил против тебя, прости ему». Сколько раз? Семь раз? Нет, но семь раз по семьдесять.
В вашем положении ничего другого не остается, как только прощать. Вы не должны носить в душе обиду на огорчающего вас человека. Вы можете реже с ней встречаться, стать более осторожными, но не должны требовать извинения. Вынужденное извинение ничего не стоит. Вам легче просто простить. Это хорошо прежде всего для вас.
Извинение – это не условие для прощения. Христианин, рожденный свыше, должен прежде всего пребывать в мире с Господом и с самим собою, а если христианин не имеет духа прощения, у него не может быть и умиротворения в сердце.
Подумайте о том человеке, который согрешил против вас, но не желает этого признать и извиниться. Вполне возможно, что он никогда не пережил возрождения или страдает заболеванием нервной системы, или жизненные потрясения ожесточили его сердце. Главное, чтобы ваше сердце не утратило мира с Богом.
Возможно, ваша невестка считает вас виновной. Принесите ей свои извинения. Если она не примет их – вы свободны перед Господом, и вам беспокоиться не о чем. Важно, чтобы вы имели в душе дух прощения.
Люди мира сего с таким положением вещей не считаются, но мы, христиане, знаем заповедь Христа о прощении брата, который согрешил против нас. Ну, а если он виноват? Вот именно того, кто виноват перед нами, мы и должны прощать, независимо от того, сознает он свой проступок или нет, просит он прощения или нет.
Вспомните, что перенес Иисус Христос, безгрешный Сын Божий. И Он молился о Своих распинателях и просил Отца простить их. Люди мира сего этого понять не в состоянии, но христианин – новое творение, и его отношение к обидчикам совершенно другое. На Христа плевали, над Ним насмехались, богохульствовали. Его били до крови и распяли. И Священное Писание учит нас смотреть на Христа и подражать Ему во всем, и особенно в прощении тех, кто виновен перед нами.
Вы скажете: «Но Христос прощает нас не раньше нашего покаяния».
Это верно. Но вы также должны понять, что, когда Христос молился со креста: «Отче, прости им, ибо не знают, что делают», Он не ожидал от распинателей покаяния. Это первое. Второе, вы должны понять, что если мы исповедуем перед Богом наши согрешения, приходим к Нему с покаянием, то только потому, что Бог, Отец Небесный, умилил наше сердце, дал нам духа покаяния. Христос сказал: «Никто не приходит ко Мне, если не привлечет Его Отец Небесный».
Мы просим прощение за соделанные грехи только потому, что Отец Небесный открыл нам глаза на самих себя, и мы во свете Писания увидели себя грешниками. Только в таком состоянии человек способен прийти ко Христу за прощением.
Конечно, мы не в состоянии пробудить сознание и совесть обидчиков и возбудить в них духа покаяния. Это не в наших силах. Но мы читаем в Библии: «Ибо что за похвала, если вы терпите, когда вас бьют за проступки? Но, если, делая добро и страдая, терпите, это угодно Богу. Ибо вы к тому призваны; потому что и Христос пострадал за нас, оставив нам пример, дабы мы шли по следам Его» (1 Пет. 2:20–21).
«...Несколько лет у меня с моими друзьями продолжается спор о рождественских елках, украшениях и т. п. По-моему, елки – проявление язычества, а мои друзья доказывают, что елка – это символ вечной жизни. Она, мол, вечнозеленая и потому очень уместна к празднику Рождества Христова.
Пошевелите мозгами и напишите свое мнение по этому вопросу. Заранее пишу, что я с Вами буду согласен, если Вы подкрепите ответ Словом Божьим».
Слово Божье ничего не говорит о рождественских елках, как ничего не говорит и о пасхальных куличах и сырных пасхах. Есть традиции, которые укоренились в среде христиан, и их соблюдают все. Вся суть – в нашем отношении к этим праздничным традициям. Если елка для нас – символ неувядания, свечки на ней говорят нам о том, что в мир пришел Свет – Христос, и подарки для деток под елкой напоминают о том, что Бог подарил нам Сына Своего, тогда все на своем месте.
Если же елка и подарки под нею – в центре нашего внимания, а Христос забыт и мы ничего не делаем для Него в этот день, тогда, пожалуй, и сама елка становится символом язычества.
Обычай наряжать елку в доме на Рождество пришел из Германии в начале XVI века, при жизни Мартина Лютера. Пятнадцать веков до этого христианство обходилось без них. Но обычай понравился и стал традицией. Многие в последнее время покупают живые елки, а потом сажают их возле домов, и дети любуются не мертвым, а живым деревом, от которого и воздух чище. Это лучше и для окружающей среды.
Кто уделяет слишком много времени Христовым яслям, пренебрегая Его крестом, тот никогда не наследует Его венца.