+7 (905) 200-45-00
inforussia@lio.ru

Вера и Жизнь 2, 1996 г.

Несколько строк о стихах и поэзии

Николай Водневский

Много лет назад пресвитер русской церкви в Чикаго Даниил Шейда сказал мне:

– Я люблю поэзию. В молодости я полюбил девушку, писал ей письма стихами, но с той поры, как она стала моей женой, я не написал ни одного стихотворения. А стихи я люблю. Если хотите, я вам прочитаю одно из тех стихотворений. И он, прикрыв на несколько мгновений глаза, вдохновенно прочитал мне свое послание любимой девушке. В нем светилась красота его чистых сердечных чувств. Любовь рождает в душе особый поэтический настрой. Не потому ли среди верующих евангельского исповедания мы встречаем много поэтов? Редакция журнала часто получает стихи с просьбой напечатать их. Авторы имеют благие намерения прославить Господа и выразить свою любовь к Нему в стихах. И как горестно бывает редактору откладывать эти стихи из-за их поэтической незрелости или даже безграмотности.

В связи с этим Бог положил мне на сердце написать несколько строк о стихах и поэзии.

У читателя может возникнуть вопрос: разве стихи и поэзия – не одно и то же? Попытаюсь ответить на этот вопрос, как я его понимаю.

Тяготение к стихосложению у меня зародилось с раннего детства, но истинное прикосновение к поэзии я прочувствовал только тогда, когда всем сердцем поверил в неизреченную любовь Божью ко мне. Мое сердце переполняла радость. Я искал слова, чтобы выразить это чувство, и не находил. И вдруг эти слова как бы прилетели ко мне с высоты, и я воскликнул:

О, Боже, хочу и могу я
Всем сердцем пропеть
„Аллилуйя!»

Я осознал, что поэзия требует полной обнаженности сердца. Без этого главного фактора стихи могут оказаться непоэтичными.

Можно и в зрелом возрасте овладеть поэтической техникой: писать стихи, как пекут блины, но не быть поэтом.

Истинная поэзия – это выражение полноты сердца, это убежденность, это искусство образно выражать словами то, чем наполнено сердце.

А стихосложение – это система построения рифмованной речи с определенным ритмом (в большинстве стихов, которые нам присылают, и этого нет).

Можно написать стихотворение с выдержанными рифмами и ритмом, но если в нем нет поэтического образа – это еще не поэзия.

К сожалению, это стало мне известно с большим опозданием, и я увидел, что во многих моих ранних стихах поэзия даже «не ночевала».

Я знал одного одаренного поэта. Он написал только одно стихотворение, но умел чутьем улавливать движение души других поэтов. Однажды, послушав мое стихотворение, он сказал:

– Мне кажется, что в этой строке вы слукавили...

Я ответил:

– Вы угадали. Эту строку я «притащил за уши» ради редкостной и точной рифмы.

Вот так многие поэты портят настоящую поэзию.

Хорошо и метко сказал об этом покойный Ярослав Смеляков.

...Среди земель и океанов
Шагать на поиски строки
Не для того, чтоб, хищно глянув,
Перемигнулись знатоки,
А для того, чтоб кто-то где-то –
Наивный пусть, безвестный пусть –
Ее, строку, как нитку света,
Ловил и помнил наизусть.

В поэзии, как и в живописи: одно дело – рисовать, марать бумагу, другое дело – изображать, показывать. Одно дело – петь, другое дело – быть певцом.

Рассказывают о случае, который произошел с Ф. И. Шаляпиным. Извозчик вез его на репетицию. Разговорились. Извозчик спрашивает:

– А вы, добрый барин, что работаете?

– Я пою, – ответил великий певец.

– Гм... – промычал извозчик. – Пою... И я тоже пою, а что вы работаете?

Поэзию мы находим там, где, кроме красивой формы, свежих рифм и богатства образов, есть жизненная правда, есть сама жизнь. Без этого стихотворение будет похоже на скелет или, вернее, на восковую фигуру, в которой все есть, кроме дыхания жизни.

Настоящий поэт в первую очередь должен обладать талантом – даром свыше, сочетающимся с духовным ростом поэта, отточенной техникой стихосложения и кропотливой работой над совершенствованием своих произведений. Поэт должен также знать, что он хочет выразить в своем произведении. Если в стихе отсутствует главная мысль (идея), то получается путаница: прочтешь стихотворение, закроешь книгу и думаешь: что хотел сказать поэт? Плохо, если и сам автор не знает ответа.

Бывает еще хуже: человек берется за стихи, не зная элементарных правил грамматики. И это было бы полбеды: пиши себе помаленьку, ублажай самого себя. Так нет же, он хочет, чтобы его стихи обязательно напечатали, и, конечно, без редакторских поправок.

Поэзия, по словам Пушкина, должна «глаголом жечь сердца лю-дей», но...

«Чтобы глаголом жечь сердца людей, Необходимо твердо знать глаголы», – добавляет другой поэт.

Архив