+7 (905) 200-45-00
inforussia@lio.ru

Вера и Жизнь 2, 2000 г.

Первая благовестница

Николай Водневский

В Евангелии от Иоанна довольно подробно повествуется о явлении воскресшего Христа Марии, а потом Своим ученикам. Но почему после воскресения Христос явился не Иоанну, ученику, которого любил особой любовью (Ин. 13:23), не своей, убитой горем, матери, а именно Марии (Ин. 20:1–18)?

Чтобы ответить на этот вопрос, вспомним о событиях последней недели земной жизни Иисуса. Мария пришла в Иерусалим вместе с другими женщинами и учениками из Галилеи. Она, как и все, надеялась, что в Иерусалиме Христос взойдет на трон и освободит народ от римского ига.

Надежда Марии начала сбываться, когда Иисус вошел в Иерусалим как Царь-Победитель. Она слышала ликующее пение народа: «Осанна в вышних! Благословен Грядущий во имя Господне!» Радость наполняла сердце Марии. Она ликовала.

Но прошло четыре дня, и Мария видит Христа, распятого между двумя разбойниками, избитого Его врагами до неузнаваемости. Она стоит невдалеке от креста с другими женщинами и матерью Иисуса и всматривается в Его измученное, изможденное лицо. Вряд ли она знала, что в тот час сбылось пророческое слово об Иисусе, сказанное Исаией: «Как многие изумлялись, смотря на Тебя, – столько был обезображен паче всякого человека лик Его, и вид Его – паче сынов человеческих!» (Ис. 52:14).

Те руки, которые благословляли народ и накормили пятью хлебами несколько тысяч человек, теперь прибиты гвоздями ко кресту. Ноги, которые Мария омыла слезами, отерла волосами головы своей и мазала миром, также прибиты гвоздями ко древу. Те уста, которые возвещали людям глаголы вечной жизни и принесли сердцу Марии мир и радость, запеклись от жажды, и никто не освежил их водой.

Мария видела, что глаза Иисуса были залиты кровью из ран на голове, а Его сердце, полное любви ко всем людям, пронзили копьем.

Эту ужасную картину Мария видела два дня назад на Голгофе. Она слышала вопль Иисуса, обращенный к Небесному Отцу: «Элои! Элои! Ламма савахфани?» – что означает: «Боже мой! Боже мой! Для чего Ты Меня оставил?».

Шесть часов висел Иисус Христос на кресте, мучимый болью, жаждой. Мария видела, как после смерти Иисуса Иосиф с Никодимом с трудом вытащили гвозди из Его рук, сняли тело с креста, помазали Его душистой смирной, обвили плащаницей и положили в гробницу, высеченную в скале. Мария видела, как к гробнице был привален большой камень, а позднее солдаты приложили к нему печать.

Надежда Марии, как и других друзей Иисуса, рухнула. Мария не могла спать. Она страдала от человеческой несправедливости и жестокости. Она ждала рассвета, окончания субботнего дня и, не дождавшись, «когда было еще темно», поспешно пошла к гробнице, чтобы помазать тело Иисуса миром. В пути ее беспокоила одна мысль: «Кто отвалит камень?» Но когда подошла ко гробу, она увидела, что камень уже отвален. Она вошла в гробницу. Учителя там не оказалось. Значит, украли Его тело!..

Мария прибежала к ученикам с вестью: «Унесли Господа из гроба!» Петр и Иоанн, услышав эту весть, побежали ко гробу. И Мария с ними. Ученики убедились, что гробница пуста, и ушли.

Но Мария не ушла. «А Мария стояла у гроба и плакала», как плачут у могилы горячо любимого и близкого человека. Кто может ее утешить в таком горе? Мария решила еще раз заглянуть в гробницу, где был похоронен Учитель. Она наклонилась и увидела двух ангелов. «Они говорят ей: «Жена! Что ты плачешь?» – «Унесли Господа моего, и не знаю, где положили Его»».

Блаженна ты, Мария, что назвала Христа своим Господом. И Господь, видя глубокую скорбь этой женщины, Сам пришел ее утешить.

Марии показалось, что кто-то стоит возле нее. Она оглянулась. На самом деле, стоит человек. Она думала, что это садовник. «Иисус говорит ей: «Жена! Что ты плачешь? Кого ищешь?»» Мария говорит: «Господин! Если ты вынес Его, скажи мне, где ты положил Его, и я возьму Его».

Обратите внимание на эти слова: «Я возьму Его»... Мертвого возьму, несмотря на еврейский закон не прикасаться к мертвому и хоронить его как можно скорее, даже если он родной и близкий. А Мария готова взять тело того Человека, Который умер еще в пятницу.

Так могут говорить только люди, сердце которых полно великой любви.

И Мария тут же услышала голос Иисуса, назвавшего ее по имени: «Мария!..»

Кто может представить себе радость Марии? Она увидела Господа не мертвого, а живого. Все ее существо трепетало от восторга.

С какой радостью она бежала к ученикам, чтобы сообщить им великую весть: «Учитель жив. Я Его видела! Он говорил со мной!»

Мария стала первой благовестницей радостного воскресения. Она удостоилась услышать великие слова из уст воскресшего Христа, что отныне Его Небесный Отец является и нашим Отцом (Ин.17).

Петр и Иоанн не видели даже ангелов, а Мария удостоилась увидеть воскресшего Христа.

Чем это объяснить?

Любовь любви открывается. Бог ценит больше всего нашу любовь к Нему. Любовь Марии к Господу была наивысшей пробы.

Вспомним слова Христа, сказанные Им после того, как Мария омыла Его ноги слезами и помазала миром: «Прощаются грехи ее многие за то, что она возлюбила много, а кому мало прощается, тот мало любит». Эти слова Иисус сказал фарисею Симону. Марии же сказал: «Прощаются тебе грехи» (Лк. 7:47–48).

Вспомним встречу Петра с воскресшим Христом на берегу Тивериадского моря (Ин. 21). Христос не спросил Петра: «Веришь ли теперь, что Я Мессия?» Христос трижды спросил его: «Симон Ионин! Любишь ли ты Меня?»

Верить – это одно, любить – другое. Любовь к Господу ничто не может заменить. Только после того, как Петр ответил: «Ты знаешь, что я люблю Тебя», Христос поручил ему великое дело: «Паси овец Моих».

Быть истинным пастырем сопряжено с великой жертвой, и если не будет истинной любви к Господу и Его делу, благословения не будет. Выше подвигов и дел Господь ценит любовь к Себе со стороны искупленных детей.

Об этом говорят и первые пять стихов второй главы книги Откровения Иоанна: «Ангелу Ефесской церкви напиши: так говорит Держащий семь звезд в деснице Своей, Ходящий посреди семи золотых светильников: знаю дела твои, и труд твой, и терпение твое, и то, что ты не можешь сносить развратных, и испытал тех, которые называют себя апостолами, а они не таковы, и нашел, что они лжецы; ты много переносил и имеешь терпение, и для имени Моего трудился и не изнемогал. Но имею против тебя то, что ты оставил первую любовь твою. Итак, вспомни, откуда ты ниспал, и покайся, и твори прежние дела; а если не так, скоро приду к тебе и сдвину светильник твой с места его, если не покаешься». Бог знает, как ставить на колени тех, кто должен покаяться.


КАМЕНЬ ОТВАЛЕН

Голгофа к ночи опустела,
Синел в долине едкий дым.
Христа безжизненное тело
Взял сердобольный Никодим.
Всю ночь проплакала Мария,
И думала она не раз:
«Он мой Спаситель, Он Мессия,
Но почему Себя не спас?»
Дрожь пробегала до озноба,
И страх овладевал душой,
И женщины пошли ко гробу
С одною думою большой:
«Кто нам отвалит камень этот,
Тяжелый камень в сто пудов?»
Струилось зарево рассвета
Под звуки птичьих голосов.
Они пришли. Но что за диво:
Отвален камень, стражи нет!
Знать, не могла держать могила
Того, Кто Жизнь, Любовь и Свет.

Архив