Вера и Жизнь 2, 2000 г.
- Первая благовестница
- «Моляся в синагогах городских...»
- Медицинское заключение о распятии
- Медлительные сердцем
- Отмена смертного приговора
- Телевизор в доме: друг или враг
- Встретились два письма: последний раз о телевизоре
- Почему я верю
- Несколько вопросов к читателю
- От смерти в жизнь
- Свобода
- Из поэтических тетрадей
- По страницам христианской печати
- Есть выход!
- Письма читателей
От смерти в жизнь
Павел Гараджа
Тогда вошел и другой ученик, прежде пришедший ко гробу, и увидел, и уверовал (Ин. 20:8).
Великие события, происшедшие на земле, о которых повествует нам Евангелие, были описаны пророком Исаией в Библии за 700 лет до них. Бог наделил Исаию сверхъестественным даром провидения, и это всякий раз пора-жает меня, когда я берусь за его книгу. То, в чем апостол Иоанн воочию убедился, прибежав в первое в истории человечества ВОСКРЕСНОЕ утро ко гробу Господнему, Исаия, несомненно, тоже увидел духовным взором. Бог открыл ему глубокий смысл предстоящих страданий и смерти, искупительной жертвы Спасителя. Не случайно Исаию называют евангелистом Ветхого Завета. „Он был презрен и умален пред людьми, муж скорбей и изведавший болезни... Но Он взял на себя наши немощи и понес наши болезни, а мы думали, что Он был поражаем, наказуем и уничижен Богом. Но Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились...“
Это известные слова из знаменитой 53-й главы, которую атеисты представляли миру как позднейшую вставку, написанную уже после смерти Иисуса. Впрочем, так же они пытались объяснить и другие великие и в большинстве своем сбывшиеся пророчества Библии, чтобы тем самым поставить ее в ряд хотя и значительных, но просто книг, которую, как все книги в мире, написали люди. Библия действительно написана людьми, но вдохновлена свыше Духом Святым. Иначе невозможно, не впав в интеллектуальное извращенчество, объяснить феномены, подобные пророчеству Исаии, которыми полна Библия.
Написано: „Я бодрствую над словом Моим, чтоб оно скоро исполнилось“ (Иер. 1:12).
Надо сказать, что у Бога всегда находились сильные аргументы в защиту Своего слова. Так и в случае с 53-й главой. В 1947 году было сделано сенсационное открытие: найдены кумранские (по названию местности) свитки, среди которых обнаружился полный текст книги пророка Исаии, которая, как установили ученые,была переписана с еще более древнего оригинала, причем гораздо раньше прихода на землю Иисуса Христа. Очередной миф о недостоверности Библии был развеян. И сегодня, на переломе тысячелетий, Библия никем не опровергнута, она незыблема, ее великие пророчества об Иисусе Христе, Израиле и многие другие исполнились с Божественной точностью. Богодухновенность Библии слишком очевидна для верующего сердца. Поэтому мы можем с полным основанием утверждать, что христианство – это не вера слепых фанатиков, оно зиждется на прочном фундаменте Божественного откровения, данного людям в Библии и Иисусе Христе.
Сегодня благую, то есть радостную, добрую, весть, которая суть Евангелие, можно пересказать в нескольких фразах: Святой Бог, Творец вселенной, движимый любовью к миру, послал на землю Своего единородного Сына, чтобы Он, Иисус Христос, иначе Мессия, принес Себя за грехи всех людей в искупительную жертву, так как по закону Божественного правосудия наказанием за грех может быть только смерть, а все, без исключения, люди – грешники. И теперь те, кто раскаялся и отдал себя Христу, получат от Него и в Нем великий дар – вечную жизнь. Несколько фраз абсолютной истины, но для того, чтобы они стали возможны и действовали подобно духовному мечу, рассекая до основания любую нашу неправду, Богу понадобилось несколько тысяч лет.
Эта формула спасения была дописана в то первое воскресное утро, когда Иоанн, услышав от Марии ошеломляющую весть об исчезновении тела Господа и опередив Петра, прибежал к гробнице, где был похоронен, но и воскрес Учитель, „и увидел, и уверовал“. Что увидел Иоанн? Пустую гробницу и на том месте, где должно было лежать тело Иисуса, – пелены, которыми обматывали покойника, и плат, „особо свитый“. Это „кокон“, из которого невозможно было выбраться, не размотав его, даже живому, а тут эту оболочку покинул мертвый! Как это могло случиться?! Надо полагать, что все эти мысли мгновенно пронеслись в возбужденном мозгу Иоанна, и представшая перед ним картина – пустая гробница, невероятным образом оставленный „кокон“, – позволила ему увидеть воскресение Христа. И он уверовал!
Это удивительно, ведь в следующем, девятом, стихе мы читаем, что ученики „еще не знали из Писания, что Ему надлежало воскреснуть из мертвых“. Поэтому Мария Магдалина, например, плакала о том, что садовник унес тело. Ей пришло на ум такое простое, незатейливое объяснение, пусть даже не согласующееся с фактами: как могли унести тело при наличии стражи, бдительность которой не вызывала сомнений, поскольку потеря ее наказывалась смертью? Кто дерзнул бы сломать римскую государственную печать, которой была опечатана гробница, что также сулило жестокую кару? Кто отбросил, наконец, в сторону неподъемную каменную глыбу, закрывавшую вход в гробницу? Ведь Мария сама беспокоилась о том, кто отвалит для нее этот камень, ибо женщине это было не под силу. Ошеломленная происшествием, под влиянием охвативших ее чувств, Мария обо всем этом забыла, объяснила для себя исчезновение тела по-житейски просто и плакала. Святая наивность!
С Иоанном же вышло по-другому. Не имея никаких твердых доказательств, не зная даже из Писания, что «Ему надлежало воскреснуть», а лишь осененный моментальной догадкой, интуитивно почувствовав, что произошло нечто из ряда вон выходящее, что он стал свидетелем грандиозного события, он увидел и уверовал! В сердце его произошла та разительная перемена, которая озаряет окружающий мир, позволяет увидеть все в новом свете очами веры. У него открылось духовное зрение, и он уверовал. Слава Богу!
Мы говорим о тайне. Тайне возникновения веры, о том удивительном и неуловимом моменте в жизни человека, когда он переходит из обычного, обыденного состояния в совершенно иное. Как это происходит? Почему при равных условиях одни получают этот великий дар от Бога сразу, при первом проблеске истины в их сознании, а другим нужно проделать еще немалый путь? В параллельном нашему отрывку месте Евангелия от Луки говорится, что женщины, услышавшие у гроба от ангелов весть о воскресении Иисуса Христа, передали ее одиннадцати. Но... „и показались им слова их пустыми, и не поверили им“ (Лк. 24:11). Евангелист Марк, в свою очередь, несколько раз подчеркивает вопиющее неверие учеников: „Она пошла и возвестила бывшим с Ним, плачущим и рыдающим; но они, услышав, что Он жив и она видела Его, – не поверили. После сего явился в ином образе двум из них на дороге, когда они шли в селение. И те, возвратившись, возвестили прочим; но и им не поверили. Наконец явился самим одиннадцати, возлежавшим на вечере, и упрекал их за неверие и жестокосердие, что видевшим Его воскресшего не поверили“ (Мк. 16:10).
Может быть, нам станет понятнее, почему Иоанн был любимым учеником Иисуса, если мы обратим внимание на слова: „и увидел, и уверовал“. Сердце юного Иоанна было нежным и чувствительным, оно раньше холодного рассудка увидело воскресение Господа. Он уверовал, и Господь оценил это.
Может быть, мы лучше поймем, почему Петр, который даже отрекался от Господа, был все же так близок Ему, если мы именно под таким углом зрения посмотрим на следующую цитату у Луки: „И показались им слова их пустыми, и не поверили им, но Петр, встав, побежал ко гробу...“ (24:11–12). Горячее сердце Петра откликнулось на столь необычное сообщение и потребовало действовать, а не возлежать равнодушно. Сегодня слишком много равнодушных, праздно возлежащих, а всего-то и надо – побежать к гробнице, увидеть, что она опустела, а «кокон» из пелен еще сохраняет форму тела, увидеть апостолов, идущих на лютую смерть ради Христа, ибо их веру после встречи с Воскресшим уже ничто не могло поколебать! Увидеть и уверовать!
И все же есть в этих словах нечто такое, что заставляет еще и еще раз возвращаться к ним. Ведь это странно, что по отношению к Иоанну сказано: „и увидел, и уверовал“. Разве он был неверующим, этот иудейский юноша, с детства впитавший веру в единого Бога как основу жизни, воспитывавшийся в народе, который всегда помнил о своей богоизбранности для великих целей, выросший в атмосфере ожидания Мессии? Разве он не пошел за Ним? Иоанн не мог быть неверующим. И все же Писание говорит: „и уверовал“.
Нет сомнений в том, что речь здесь идет о воскресении Иисуса Христа. Здесь, и только здесь, проходит водораздел между мертвой и живой верой, скучной обязанностью исполнять определенные обряды и взрывной, овободительной верой, дающей человеку осознание своего спасения в Иисусе Христе и являющейся неиссякаемым источником радости и обновления. Здесь кульминация христианства, его высокий ликующий апофеоз и смысл.
До воскресения можно говорить о Боге как о великом вселенском разуме, рассуждать о том, что Он един и проявляет Себя в разных религиях, можно считать себя верующим в Бога как в великую творческую силу, давшую начало всему и направляющую все сущее к определенной цели. Это неизведанный, невообразимо далекий от человека Бог, Который в таком образе никогда и не будет познан им. Более того, такая вера ничего не дает человеку: ни спасения для жизни вечной, ни сил для жизни земной. Ибо сказано: „А если Христос не воскрес, то и вера ваша тщетна: вы еще во грехах ваших“ (1 Кор. 15:17).
И только тот, кто увидит воскресение Иисуса Христа, уверует спасительной, живой верой. Для того Бог станет реальным и близким, познаваемым в той необходимой нам мере, в какой Он открылся людям в Иисусе Христе и Слове Своем – Библии. Здесь живительный источник христианства, источник возрождения, к которому может прийти каждый, как пришли к нему Иоанн, другие апостолы и миллионы людей на земле. Здесь, у гроба Господнего, человек сердцем может понять две простые вещи, что каким бы хорошим он себе ни представлялся, он есть погибший грешник, и только Христос, не только умерший во искупление грехов всех людей, но и воскресший, может спасти его. Всего один шаг веры от смерти Иисуса Христа к Его воскресению, от признания Его исторической личностью, что и веры не требует, потому что является установленным научным фактом, ко Христу-Спасителю, Господу и Богу нашему.
Тогда мы увидим и уверуем! Ибо Он пришел именно для того, чтобы отпустить измученных грехом людей на свободу, чтобы мы перешли от смерти в жизнь (Ин. 5:24). Бог сделал все для того, чтобы сегодня мы на любом месте могли прийти к Нему в покаянии, совоскреснуть с Ним, оставив свое ветхое ничтожество, этот кокон прошлого, и взлететь к сияющим Небесам, родиться для жизни новой, свободной и вечной! За нами шаг веры. Аминь!