+7 (905) 200-45-00
inforussia@lio.ru

Вера и Жизнь 2, 2000 г.

Медлительные сердцем

Федор Конторович

«Тогда Он сказал им: о несмысленные и медлительные сердцем, чтобы веровать всему, что предсказывали пророки! Не так ли надлежало пострадать Христу и войти в славу Свою?» Лк. 24:25–26

Я долго не решался взяться за поиск ответа на вопрос: почему ученики Иисуса, те, кто был постоянно с Ним, проявили такую слабость веры именно в третий день после Его смерти?

Вот двое из учеников Христа возвращаются в селение Эммаус. Они идут по дороге и беседуют о последних событиях. Лица их печальны. Вдруг они замечают, что рядом с ними идет человек. Они смотрят... и не узнают! А ведь это Иисус! Эти двое начинают рассказывать Ему о последних событиях. Вполне возможно, что в словах их звучало горе, а в глазах их стояли слезы. Слезы потери любимого Учителя, слезы огорчения, что их надежды и планы... рухнули. «А мы надеялись было, что Он есть Тот, Который должен избавить Израиль...» (Лк. 24:21). Совершенно очевидно, что ожидания практически всех учеников, включая и тех, кого Он поставил апостолами, ограничивались именно этим «...избавить Израиль...»

Наверное, у читателя возникнет сейчас чувство некоторого превосходства над учениками Христа. Однако оснований для этого у нас нет. Иисус охарактеризовал состояние веры учеников как «несмысленность и медлительность сердца». Эта характеристика для всех нас чрезвычайно важна.

Во-первых, истинная вера, как видим, есть не столько продукт разума, сколько продукт особого состояния сердца. Конечно же, трудно осознать, как это можно видеть и слышать сердцем. Однако множество людей с отличным зрением и тончайшим слухом являются глухими и слепыми, когда речь заходит о Боге.

Конечно, эти двое учеников Иисуса не относятся к категории слепых и глухих. Сердца их открылись для Слова, они поверили, что Он может, как и обещал, изменить жизнь Израиля. Но учение Иисуса во всей полноте еще не вместилось в их сердца, и они не увидели и не осознали сердцем, что Он есть полнота, обещанная всеми пророками Израиля.

Может быть, нам кажется, что те, которые не убежали, подобно этим двоим, идущим в Эммаус, находились в несколько лучшем состоянии. Так ли это? Конечно, быть вместе – лучше! Вероятно, они подбадривали друг друга, молились Яхве, просили удалить их страхи... но совершенно очевидно, что червь сомнения подточил их веру. Слова Иисуса, которые мы вынесли в заголовок, полностью характеризуют их состояние.

А вот и доказательство. Вспомним: когда Магдалина встретила воскресшего Иисуса, она помчалась сообщить эту радостную весть остальным. Как они отнеслись к этому сообщению? Мария Магдалина застала их «...плачущими и рыдающими; но они, услышав, что Он жив и она видела Его, – не поверили» (Мк. 16:10–11).

А теперь спросим себя: почему сегодня так легко стать номинальным христианином и почему ученикам верить было трудно?

Почему они не поверили сразу? Чего не хватало их вере?

Для ответа на эти очень важные и трудные вопросы нам следует хотя бы чуть-чуть отождествиться с теми, кто плачет и рыдает в горнице, и с теми, кто был зрителем во время осуждения и казни Иисуса, то есть с жителями и гостями Иерусалима, а также с оккупантами – римскими солдатами.

Однако сначала предлагаю вспомнить один чрезвычайно важный эпизод: как Иисус начал открывать ученикам все, что должно с Ним произойти, то есть что Он будет убит и на третий день воскреснет. Какова реакция учеников? Поняли они Его? Матфей описывает реакцию Петра. «И, отозвав Его, Петр начал прекословить Ему: будь милостив к Себе, Господи! Да не будет этого с Тобою! Он же, обратившись, сказал Петру: отойди от Меня, сатана! Ты Мне соблазн, потому что думаешь не о том, что Божие, но что человеческое» (Мф. 16:22–23).

Иисус знал и видел то, чего не знали и не видели евреи, окружавшие Его. Иисус видел врага душ человеческих, внушавшего Петру эти добрые в плотском понимании слова: «Да не будет этого с Тобою!» Ответ Иисуса обращен как бы к двум адресатам. «Отойди от Меня, сатана!» – приказ дьяволу. «Ты мне соблазн, потому что думаешь не о том, что Божие, но что человеческое» – это Петру для вразумления. Это и для нас проверка наших сердец, когда мы смотрим на Христа распятого...

Нам чрезвычайно трудно понять переживания учеников. Мы легко представляем их «застывшими» в святости мучениками веры. Но, может быть, мы лучше познаем наше собственное состояние веры, осознав их переживания до распятия, во время казни и во время «осиротелости» своей?

На праздник Пасхи римский правитель отпускает на свободу одного из приговоренных к смерти. И вот Пилат дает народу право выбора: отпустить Варавву или «Иисуса, называемого Христом» (Мф. 27:17).

В толпе стоят и ученики Иисуса (представим, что и мы с вами). Тут же шныряют прихвостни синедрионские, возбуждающие народ предать смерти Иисуса.

Голоса разделяются. Что же кричат ученики? Что кричим мы с вами? Требуем отпустить Иисуса? Что переживаем мы, стоя в толпе вместе с учениками? Вот Пилат явно хочет отпустить Иисуса, избавить Его от смерти. Слышите? Пилат говорит, что не повинен в крови Праведника, и умывает руки. Он нам нравится в этом акте, не правда ли? Я понимаю трудность этих вопросов, так как сам долго (не один год) носил в сердце своем тяжесть раздвоенности своего «я» – несмысленности и медлительности своего сердца.

Через две тысячи лет после тех событий, казалось бы, легко определить свою позицию. Увы! Вы с ужасом смотрите на окровавленного, оплеванного и избитого любимого Учителя, Сына Божьего, брата.

Вот римские воины прибивают Иисуса ко кресту и поднимают крест! Справа и слева распяты разбойники. Всем видно?

Вот кто-то из противников Иисуса приближается к Распятому и злорадно кричит: «Разрушающий храм и в три дня Созидающий! Спаси Себя Самого; если Ты Сын Божий, сойди с креста. Подобно и первосвященники с книжниками и старейшинами, и фарисеями, насмехаясь, говорили: «Других спасал, а Себя Самого не может спасти! Если Он Царь Израилев, пусть теперь сойдет с креста, и уверуем в Него. Уповал на Бога: пусть теперь избавит Его, если Он угоден Ему»» (Мф. 27:40–43).

Возможно, ученики, слушая эти слова, тоже ожидали, что сейчас Он докажет всем, что Он Царь, и сойдет с креста? Разве такие мысли кажутся невероятными после всех чудес, которые Иисус творил? Разве сердца учеников не горели болью?!

Друзья мои, вопросы эти – риторические! Сегодня выше наших сил выйти из плена плотских переживаний, из оков мыслей, охарактеризованных Христом: «Думаете о том, что человеческое, но не Божье».

О, как хорошо, что Бог – не человек! Как чудно, что Он знает наши немощи и слабость нашего духа! Если бы Слово, ставшее плотью, было подобно нам, то вряд ли бы прозвучали для нас эти многомилостивые слова Иисуса: «О несмысленные и медлительные сердцем, чтобы веровать всему, что предсказывали пророки! Не так ли надлежало пострадать Христу и войти в славу Свою?» (Лк. 24:25–26).

Поставив себя на место Его учеников того времени, мы получаем чудную возможность пережить позор нашего состояния по отношению к мукам и смерти Иисуса, принятым Им и за подзаконных, и за язычников.

Мы поймем главное: ученикам не хватало веры в то, что этот страшный акт смерти Иисуса и есть обещанное искупление Израиля и народов. Им не хватало веры именно в то, что ни в Израиле, ни в среде язычников нет ни одного праведника, что все являются грешниками, в том числе и каждый из них. Им не хватало веры в то, что каждый из них как грешник является причиной этой страшной смерти Иисуса. В переживаниях учеников, столь понятных каждому из нас сегодня, потерялись слова Христа, предсказывающего эти события, как и слова древних пророчеств. Плоть и плотские переживания превозмогли их слабый дух. Они были... невозрожденными! Им предстояло родиться свыше! Им еще предстояло в смерть Его креститься, то есть получить милость спасения.

Господь Иисус Христос не отдает Свою жатву дьяволу. Он не человек, чтобы обижаться на немощь других, на их слабость веры... Он есть Путь, Истина и Жизнь!

И вот Иисус идет рядом с учениками, возвращающимися в Эммаус. Может, и нам с вами не хватает реального представления об уровне любви Иисуса к нам? Ведь эти двое предали Иисуса! Они уходят от Него! Что же Он? Обиделся, что не узнали Его? А как узнать, если глаза сердца закрыты? Оказывается, вера не может быть слепой! Не может быть и глухой! И вот Иисус «...начав от Моисея, из всех пророков изъяснял им сказанное о Нем во всем Писании» (Лк. 24:27).

Иные толкователи Нового Завета представляют акт осуждения и казни Иисуса результатом «зловредности евреев». Это направление размышлений по сути разделяет мир на две части: евреев, причастных к смерти Иисуса, и другие народы, пастыри которых убеждают, что они «не замарали свои руки гнусным преступлением». А речь ведь идет не о руках, а о сердцах... Разве есть среди людей хоть один, кто не является преступником перед Распятым?

Божественный акт искупления невозможно осмыслить в полноте никому.

Евреи того времени совершили суд неправедный над Праведником, и этот суд есть суд спасительный. Ныне, в течение уже двух тысячелетий, многие судят евреев, как бы не соглашаясь с Божьим планом спасения человечества.

Бог через римского кесаря запретил евреям приводить смертные приговоры синедриона в исполнение и тем самым явил Свою милость язычникам, поскольку, казнив Иисуса, они стали причастны к Его смерти. Одни приговорили к смерти, «не замарав рук», другие (язычники) – убили («замарав руки»). Весь мир причастен к смерти Иисуса. А как же иначе? «Наказание мира нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились» (Ис. 53:5).

Иисус не оставил учеников, шедших в Эммаус, на дороге. Он все доводит до конца, то есть до спасения. Напомнив все, чему учил, Он входит с ними в дом. «И когда Он возлежал с ними, то, взяв хлеб, благословил, преломил и подал им. Тогда открылись у них глаза, и они узнали Его. Но Он стал невидим для них» (Лк. 24:30–31).

Иисус исчез из поля зрения их глаз, но... они признаются друг другу, что уже во время разговора по дороге у них начался «пожар» в сердцах их (Лк. 24:32).

Вспомним, что плачущие и рыдающие о смерти Иисуса ученики, находившиеся в горнице, не поверили ни Марии Магдалине, ни этим двум ученикам, возвратившимся из Эммауса в Иерусалим (Лк. 16:9–13).

Что же Иисус? Он в очередной раз являет Свою милость и любовь. «Наконец явился самим одиннадцати, возлежавшим на вечере, и упрекал их за неверие и жестокосердие, что видевшим Его воскресшего не поверили» (Мк. 16:14). Он Сам вдруг появляется посреди горницы, чем приводит в ужас и изумление учеников, а затем, еще через восемь дней, в присутствии Фомы Иисус показывает им раны.

Нам представляется, что демонстрация этих ран от гвоздей и раны от пики римского воина, пронзившего левый бок Христа, есть свидетельство, что это истинно Он. Да, это так. Однако этого мало, чтобы произошло недостающее преображение сердец учеников, чтобы исполнилось то, что говорил Иисус Никодиму однажды ночью: «Если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия... Должно вам родиться свыше... Рожденное от Духа есть дух» (Ин. 3).

Переживание внутренней сопричастности грешника к смерти Иисуса преображает сердце кающегося, очищает его кровью Христа. При этом исчезает несмысленность и медлительность сердца, открывается зрение, слух и разумение внутреннего нашего человека.

Явившись по воскресении к растерянным ученикам и показав им их маловерие, Иисус даровал обещанное: «Тогда отверз им ум к разумению Писаний. И сказал им: «Так написано, и так надлежало пострадать Христу и воскреснуть из мертвых в третий день, и проповедану быть во имя Его покаянию и прощению грехов во всех народах, начиная с Иерусалима. Вы же свидетели сему»» (Лк. 24:45–48).

Немощной, плотской веры и любви не хватило ученикам и на два с половиной дня ожидания. Явление воскресшего Иисуса, раны Его и вразумление о покаянии и прощении совершило пронзение их душ и рождение свыше.

Милость Бога и Христа дала им силы ожидать семь недель. Это уже было знамением для них (и для нас!). Теперь они уверенно ожидали исполнения обещанного: «И Я пошлю обетование Отца Моего на вас; вы же оставайтесь в городе Иерусалиме, доколе не облечетесь силою свыше» (Лк. 24:49).

Вместо ужаса и растерянности в них возрастала и укреплялась вера. При вознесении Своем Он благословил их. «Они поклонились Ему и возвратились в Иерусалим с великою радостью. И пребывали всегда в храме, прославляя и благословляя Бога» (Лк. 24:52–53).

Впереди их ожидал день, когда они исполнятся Духом Святым и облекутся силою свыше для проповеди евангелия спасения во Христе. Аминь.

Архив