Вера и Жизнь 6, 2000 г.
- Ветер в лицо
- В эту ночь торжественно и чутко
- Божья операция «Спасение»
- Амстердам-2000.Спасительная весть для погибающего мира
- Амстердам-2000. Впечатления
- Творчество читателей
- Дух времени и ветры учений.
- Несколько вопросов к читающим Библию
- Проба пера
- Взойди на гору!
- Из книги Петериса Криевса «Кап кална» («взбирайся на гору»)
- Жизнь под маской
- Письма декабриста Кондратия Рылеева к жене
- Смерть игрока
- Иисус Христос – надежда мира
- Освящение центра в Киеве
- Письма читателей
Амстердам-2000. Впечатления
Павел Минаев
ВДОХНОВЛЕННЫЕ СЛОВОМ
Впервые увидел Европу воочию – это моя первая зарубежная поездка. Вид из окошка самолета – нарезанные правильными квадратиками поля, черепичные крыши домов, почерневшие шпили церквей. Вены дорог, потоки машин. Европа – маленькая и тесная, каждый клочок земли ухожен. Все правильно и продумано – рационализм у европейцев в крови. Нас иногда от этой правильности подташнивает…
Прилетели днем. Огромный аэропорт, город в городе, крик современных технологий. Металл, пластик, бетон, зеркальное стекло – мелодия геометрии. Наш украинский Борисполь по сравнению с Хипполом – забегаловка. Все стильно и красиво, но красота какая-то холодная.
Встретили нас братья с бейджами (символами) конгресса, улыбаются, проводили до автобуса. Разнокожие делегаты со всего мира, приподнятое настроение, предощущение значимого и важного. Везде плакаты конгресса. Чувствуешь, что ты важен и нужен, а вместе с тем, Господи, недостоин я всего этого…
Зеркальные стены аэропорта отражают огромные чаши с цветущими подсолнухами, высотой в человеческий рост! Любят здесь цветы, особенно национальный цветок – подсолнух. Он везде – в витринах магазинов, на сувенирах, у цветочниц, на плакатах и рекламе. Понял, почему Ван Гог любил писать подсолнухи. Голландия – его родина.
«Из грязи в князи». Это обо мне. Дело в том, что на конгресс я попал прямиком из украинского села Здовбица, что под Ровно. Бедного, грязного, запущенного, Богом забытого. Там стояла наша палатка благовестия. Прошел дождь, и плохо одетые люди медленно шли в палатку, меся грязь.
А тут – сверкающая Европа. Перевариваю контрасты – не по себе мне. Больно за страну свою, жалко народ. Господи, доколе?
В панораме города – соборы и церкви тянутся в небо, как всплески кардиограммы. Причудливы и разнообразны фасады домов. Мосты, каналы, лодки, катера, баржи… Амстердам – северная Венеция. Множество флагов на домах и лодках. Какой-то культ флагов – любят голландцы свою родину.
Мощеным мостовым лет по пятьсот. По этим мостовым ходили Рембрандт и Эразм Роттердамский. Туристы топчут ногами историю Старого света.
Параллельно спокойной и теплой, строгой и величественной средневековой архитектуре Амстердама существует другой мир. В городе много скульптур и композиций в стиле модерна, хай-тека и концептуализма. Завязанные в узел стальные трубы, гранитные брусья, сложенные в колодец, коммуникации зданий, специально выведенные наружу хитросплетениями труб, воздуховодов и кабелей. Бесформенное нагромождение огромных металлических фигур, расколотые сферы, вывернутые наружу предметы. Разрушается форма, объем, образ, цельность классического искусства. Борьба – кто кого. Классика проигрывает наглости и настырности модерна и сюрреализма. Агония гармонии.
Скульптура у королевского театра в Утрехте, городе близ Амстердама, – маску человека разрывают грубые руки. Немой крик. Разрушение образа человека, судороги современного мира. Крах личности, морали, этических норм. Визуализация души Европы. При этом не покидает странное ощущение, что в этом есть какой-то дикий, страшный, дьявольский шарм.
Кафедральный собор в Утрехте потрясающе красив. Музыка готики, арки и шпили кричат небу на высокой ноте. Господи, как здорово! Внутри – изысканные интерьеры, витражи играют радугой... Красота такая, что дух захватывает.
Но церкви пугающе пусты, люди ушли из храмов. Это страшная правда – Европа становится постхристианской. В соборах музеи и магазины. Только в середине молчаливых залов группа сиротливых скамеечек перед алтарем. Сжимается, как шагреневая кожа.
Странные методы самовыражения у молодых людей. Безобразно одетые, на телах татуировки, особенно у девушек. Серьги в ушах, носу, губах, бровях, на языке и животе. Доразвивались до первобытности.
Сильное впечатление – видеть, как на конгрессе 10 тысяч человек обедают в одном зале. Ожило Евангелие, впечатлила стройная организация. Вижу: по распоряжению Учителя апостолы рассадили на траве приблизительно столько же людей, рядами по пятьдесят. И чудо: был хлеб, и была рыба, и всем хватило. И даже осталось.
Мировое христианство стремительно «темнеет», становится желто-смугло-черным. Белых на конгрессе было гораздо меньше. Тенденция, однако.
Африка постоянно плачет о своей бедности, но поразил один факт. Вышли в город делегаты, глазеют на богатые витрины магазинов. Впереди лавина африканцев, за ними кучка наших из Украины. Африканцы скупают все подряд, тащат за собой огромные коробки с видео- и телеаппаратурой.
Украинцы не могут позволить себе купить чашечку кофе. Тенденция, однако.
Кроме хорошей интеллектуальной пищи, конгресс порадовал сильными и яркими эмоциями. Запомнилось выступление хора мальчиков и девочек из Африки. Какие ритмы, какие голоса! Они завели зал! А в заключение хор студентов пел «Мессию» Генделя. И как пел! Все от восторга встали – такого я еще не слышал. Наши русские сидели отмороженные, как дубы. И страшно косились на тех, вроде меня, когда мы выражали свои эмоции.
Анна Грэм-Лотц достойна великого отца. Безукоризненная логика, горячее сердце и буря эмоций. Слова как вбитые гвозди. Вот ее тезисы.
Основная проблема человечества – грех! Основное решение – вера в Иисуса! Наша проповедь – не видео, не инсценировка, а Слово Божие! Вначале было не видео. Вначале было СЛОВО!!!
Когда трагедия, когда боль, когда проблемы – проповедник, смотри вверх! И ты, как Исаия, увидишь Господа, Высокого, Превознесенного! Господь царствует! Он контролирует ситуацию.
Вот тебе и женщина. Жаль, что Вы, Анна Грэм-Лотц, – не мужчина.
На трибуне – пламенный «пулемет Захария». Так назвали Рави Захариаса переводчики, они просто не успевают его переводить! Вулкан энергии, жажда Бога, сила влияния на массы.
Он говорил о барьерах разума и жажде сердца современного мира, которому нужен Христос, но люди не знают об этом! Это те, кто видит ушами и слышит глазами. Адекватный ответ такому миру – Слово Божие! Сильное, живое, пламенное, убедительное. Евангелие не передать картинками. Миру нужно Слово, и наша измененная жизнь – это смысл Евангелия. Я в восторге, Захария был великолепен. И еще он любит поэзию, часто цитировал ее удачно и к месту, и внешность у него «пророческая».
Один украинский пастор на конгрессе говорил мне проникновенно: «Павел, посмотри, какие разные люди и как нации по-разному славят Бога. Как Бог расширяет здесь сердца!» «Не беспокойтесь, – отвечаю. – Приедем домой, сердца вновь сузятся. Никаких эмоций, никаких чувств, никаких аплодисментов. Каменные лица – символ нашей доморощенной духовности и святости». Сказал, а в ответ – тишина.
На улицах Амстердама неоднократно видел рекламный щит: обнаженный торс молоденькой девушки и надпись: «Я люблю свое тело». Я не думаю, что свое тело нужно ненавидеть. Его можно любить. Оно создано Богом, и оно прекрасно. Но насколько важнее серьезно относиться к своей душе! Она, в отличие от тела, бессмертна.
Конгресс созван американцами, финансируется американцами, проводится американцами. Звучат американские песни, льются американские мелодии. Торжество страны и их методов евангелизации и понимания христианства. Американцы живут в отелях, перемещаются на комфортабельных такси и автобусах. Обедают в ресторанах. Остальной мир конгресса живет в огромном, продуваемом сквозняком ангаре, давится в электричках и жует сухие пайки.
Смутное ощущение обиды.
Очень понравилось выступление Джона Стотта. Это всемирно известный ученый-богослов, евангельский христианин. Я впитывал его речь как губка. Страстно и с наслаждением! Просто, прозрачно, но видна сила интеллекта и глубина познания Писания и Бога. Заметки из его выступления: «Если бы Бог не открылся нам, то на всех церквах мира можно было бы написать: «Неведомому Богу». Суть Евангелия – в личности Христа. Нам важно искать в Писании Господа. Блаженный Иероним: «Неведения Писания – неведения Христа». Мы не Библии поклоняемся, а Христу Библии. За что люди ненавидят Евангелие?
1. За его уникальность! Евангелие оскорбляет плюрализм современного общества.
2. За то, что Евангелие предлагает спасение даром! Гордость человеческая оскорбляется этим. Как так? Крест должен нас унизить!
3. Евангелие многого требует. Людям нравятся греховные удовольствия.
Люди мира ищут свободы. Им не нравится власть, мир восстал против власти – церкви, семьи, государства. Но иго Божие дает нам покой! Не нужно искать в Библии ответы на третьестепенные вопросы. Бог не обязан отвечать нам на все вопросы! Слово Божие нужно истолковывать! Никакое Слово Бог не сказал в вакууме, в отрыве от культурного и исторического контекста. Нам нужно покаяться в евангельской лени, нужно искать, исследовать, смиряться, быть трудолюбивыми.
Смысл благовестия – это Слово Отца о смерти и воскресении Сына в силе Святого Духа!»
А были еще Луис Паллау и Билли Ким, Франклин Грэм и Джерри Галимор, Джеймс Паркер и Ульрих Парцани. Это был фейерверк библейского Слова и евангельской мысли. Это дало потрясающее вдохновение на труд, открыв наши недоработки, это подвело нас к смиренной проверке служения и жизни, исповеданию грехов, сделанных и несделанных.
Прости, Господи, и спасибо Тебе за этих людей, за Твое Слово, которое Ты доверил им!
СПАСАТЕЛЬНЫЙ ЖИЛЕТ
Йоханн Маттис,
миссия «Свет на Востоке»
В очередной раз вернувшись в Западную Европу, я снова и снова поражаюсь обилию красок и света, благосостоянию и оптимизму, порядку и возможностям.
Почти сто лет назад британский евангелист Джон Гарпер отправился с дочкой в завораживающий воображение город Чикаго. Он приглашен благовествовать в церкви известного проповедника Дуайта Муди. Все великолепие рекордного океанского лайнера с амбициозным именем «Титаник» в его восприятии не в состоянии стереть различие между внешним блеском и вечно ценным. Когда в ту ночь обаяние и свет «сверхкорабля» начинают безысходно меркнуть, свет, горящий внутри Джона, сияет все ярче. Отправив дочку на спасающую шлюпку, он громким голосом ищет попутчика, чья «душа не спасена». Найдя такого погибающего безбожника, он… отдает ему свой спасательный жилет. Из более чем 1500 человек, оказавшихся без каких-либо плавсредств в черных водах холодной смерти, удается спасти только шестерых. Один из них свидетельствовал о том, как Джон Гарпер до последней минуты жизни плыл от одного утопающего к другому, рассказывая им о жертве Иисуса Христа, позволяющей без заслуг получить прощение грехов и вечную жизнь с Богом. «Я последний из тех, кто нашел Господа через Джона Гарпера!»…
Видеоклип закончился. Вместе с десятью тысячами делегатов из более чем двухсот стран я весь в слезах. Мы и окружающий нас мир нуждаемся не в фонтанах риторики и увлекательных размышлениях. Мы жаждем увидеть яркие примеры людей, живущих однозначно, посвященно и с чистым сердцем перед Богом своим. На амстердамском конгрессе именно такие люди передавали друг другу микрофон. Мне показалось, что, лично зная этих людей, служение которых имело чрезвычайное благословение в самых разных частях света, Билли Грэм собирает как можно больше служителей и дает им возможность послушать, познать Бога ближе, Его Слово, Его Церковь и то, что Он, Господь, делает в наши дни. Я был потрясен услышанным из Ливана и Руанды, ободрен происходящим в Румынии и Аргентине. Но я также ближе узнал апостола Павла, молился со всеми вместе за наши страны и весь мир и больше полюбил моего Господа, отвечающего на молитвы Своих детей.
Я размышлял о предстоящем уходе Билли Грэма со сцены и кафедры. Мне трудно представить человека или даже ассоциацию, которые были бы в состоянии провести такую масштабную встречу, с таким видением Бога и мира, с таким ясным призывом все подчинить Господу Иисусу и служению провозглашения истины, как Билли Грэм.
И я знаком с позициями критиков, критиков как самого евангелиста Билли Грэма, так и конгрессов, подобных «Амстердаму-2000». Но, пользуясь возможностью, я хочу поблагодарить этого человека и попросить благословения для него, моего брата, через которого Бог обратился ко мне так, как, быть может, никогда раньше.
Я КАЯЛСЯ
Василий Давидюк,
руководитель МО «Світло на сході»,
пастор, Киев
В первый же день конгресса я покаялся перед Богом в том, что не хотел ехать в Амстердам: мало ли было в моей жизни разных христианских общений, хотя, конечно, помолиться вместе с братьями и не мешало бы... Но ждала гора неотложных дел, оторваться от которых на 10 дней казалось невозможным. Я каялся, потому что присутствие Господа на конгрессе было столь очевидным, а действие Святого Духа таким сильным, что Он просто перевернул меня. Я был сметен, сражен – не знаю, как еще выразить свое состояние. И каялся еще не раз, потому что было полное понимание и ощущение того, что ты предстоишь перед Богом в Его свете и открыт перед Ним до конца, что Он освещает каждый уголок твоего сердца и ничто перед Ним не сокрыто!..
Братья плакали, переживая истинное обновление в Духе (об этом говорили мне потом многие). И уже было не важно, кто ты, каким титулом или званием обременен, потому что для Него это не имеет никакого значения! Не зря тысячи церквей молились об этом форуме в течение нескольких лет! Это было похоже на преддверие Царства Божия, ведь весь мир был представлен на конгрессе людьми, которых объединил Господь наш!
Самое главное, что дал мне конгресс, – это духовное обновление, ощущение пребывания в присутствии Божием. Позже, когда я просматривал свои записи, сделанные на конгрессе, я удивился: в принципе не говорилось ничего необычного. Только Евангелие. Но проповедано оно было с такой силой, которая обличала, вела.
Так же просты были и идеи конгресса. Но то, как они были представлены, заставило по-новому воспринять многое, ставшее привычным, и главное – великое поручение Господа верующим в Него. Люди должны услышать Евангелие в полном объеме, и это – задача Церкви! Если только Евангелие спасает, то какая ответственность ложится на нас! Как Бог обличил меня! Да, что-то мы делаем: церкви растут, люди каются, обретают спасение. Но этого так мало! Так мало! Как часто мы расходуем силы, тратим время на разное «не то». Подвержены разобщенности.
Жизнь евангелиста. Когда на конгрессе зашла об этом речь, мы опускали глаза, мы каялись. Мы должны жить так, как проповедуем, ни в чем не отступать от истины! Отношения в наших семьях, с близкими – каковы они? Могут ли они пройти проверку светом Божьей правды?..
Не могу забыть выступления Антуана Рутазира из Руанды. Многим название этой африканской страны напомнит о том, что происходило там недавно, – о геноциде, безжалостном истреблении одного племени другим. У Антуана в этой резне погибли родственники, но Бог сказал ему: «Прости убийц!» «Не могу, Господи!» – взмолился он. – «Но ради Моего имени!» – «Так, Господи, я прощаю их». – «А теперь благослови их!..» – «Но я видел, как они убивали, Господи!..» – «Ради Моего святого имени!..» – «Так, Господи!..» – «А теперь иди в тюрьму и благовествуй им...»
Нам показали документальный фильм. Кадры более чем страшны: по реке плывут, как яблоки, сотни трупов, они попадают в водовороты, их уносит к водопаду... На это невозможно смотреть. Но Антуан видел больше. Он видел, как по-садистски убивали людей, его родных, те, к кому он был послан с благой вестью... И он пошел, потому что, наверное, только ему могли поверить те, у кого руки по локоть были в крови, что Бог может простить их. И Бог прощал...
Нельзя хотя бы в нескольких словах не вспомнить о выступлении доктора Рави Захариаса, который буквально покорил зал. Он говорил о проповеди Евангелия в ХХI веке, о том, какие барьеры на этом пути нам предстоит преодолеть. Мы должны понимать, как воспринимают мир, в каком измерении живут современные люди, тогда они поймут нас. Постмодернизм, под влиянием которого сформировалось нынешнее поколение, отрицает определенность, истину. Все размыто. Если Бога нет, то нет и ориентиров.
Современная молодежь «слушает» глазами и «думает» ощущениями. Как проповедовать новому поколению? Это не праздный вопрос. Телевидение удивительным образом извращает действительность, заставляет людей верить тому, чего нет. Оно нападает на человека и порабощает его. Мы должны учитывать и понимать это и другие особенности современности, чтобы самим быть понятыми.
В заключение несколько фраз из моего амстердамского блокнота:
«В начале было слово, а не видео».
«Ежедневно в интернет входят два миллиона человек, и это число растет, в то время как посещаемость церквей падает».
«О чем молятся наши церкви?»
«О Дух Святой, зажги опять наши сердца!»
УВИДЕТЬ МИР ГЛАЗАМИ ХРИСТА
Андрей Бондаренко,
руководитель миссии
»Свет на Востоке» в США
Мне доводилось быть на разных христианских форумах: и на Филиппинах (в Маниле), Южной Корее и других, но конгресс в Амстердаме запомнится особо. Более десяти тысяч участников этого грандиозного христианского форума испытали незабываемое – явное присутствие Духа Святого.
Для меня как евангелиста, отдавшего 20 лет жизни проповеди благой вести, ключевым моментом было выступление Луиса Паллау с его яркими, эмоциональными примерами, который расширил мое видение мира. Простая мысль о том, что нас должны беспокоить не известность служения нашей церкви или миссии, а известность Господа, стала для меня особенно значимой.
Конгресс достиг своей цели: люди разных национальностей, конфессий, культур, разного духовного опыта были объединены в страстном желании спасти мир. Мы как бы увидели побелевшие нивы, о которых говорит в Евангелии Христос, увидели мир глазами Иисуса. Это пронизывало каждое выступление: видеть мир глазами Спасителя, любить, как Он, плакать, как Он... Ведь для Господа не было ни границ, ни сословий, ни национальностей.
Вторая важная мысль, которая очень значимо прозвучала на конгрессе и отозвалась в сердцах, в том числе и моем, – о личной жизни христианина, роли евангелиста в семье, обществе, о примере, который он являет собою. О той высокой ответственности работника на Божьей ниве, который находится на виду у мира и нашего противника и не имеет права на двойные стандарты. Его жизнь – это визитная карточка христианства, на которой должно быть написано: «праведность и богобоязненность»!
И еще об одном, что еще не очень воспринимается в церквах СНГ, – о межконфессиональном сотрудничестве. Впрочем, здесь и не может быть однозначных оценок. Есть определенные границы, за которые переступать не следует, есть так называемые «несбалансированные» церкви, сотрудничать с которыми практически невозможно. Речь о другом: второстепенные различия не должны раскалывать нас на непримиримых и разрушать единство Церкви. Мы обязаны быть едины в свидетельстве о Христе, в противостоянии оккультизму, сатанизму, лжеучениям... Чтобы люди, которые не посвящены в тонкости наших меж-конфессиональных различий, видели в нас не соперничающие группировки, а христиан, несущих в мир добро и свет.
ПРОРОЧЕСКОЕ СЛОВО
Семен Бородин,
пастор, г. Краснодар
От больших конгрессов не приходится ожидать чего-то личного, сокровенного, но этот – исключение. В моем сердце остались неизгладимые впечатления от открытого, проникновенного, я бы сказал, пророческого слова, направленного к пастырям и благовестникам. В наши дни действительно занижаются критерии чистоты личной жизни, красоты семейных отношений. Да и преданность делу миссии, верность библейской истине оставляют желать лучшего. Я верю, что посредством этого конгресса Бог говорил к сердцам многих служителей.
Приятно было участвовать в соборном поклонении Богу, когда чувствуешь преемственность поколений; и радостный, вдохновенный задор молодежного ликования, и песни хвалы, и неувядающие классические гимны церквей... Этот пример мне представляется обнадеживающим для нашего братства, когда обновление церковного поклонения возможно при мудром сочетании с тем наследием, которое дорого и памятно.